Исследовательская деятельность является средством освоения действительности и его главные цели - установление истины, развитие умения работать с информацией, формирование исследовательского стиля мышления. Исследовательская деятельность учащегося может развиваться в сфере дополнительного образования на внеклассных и внеурочных занятиях.
Федеральный государственный образовательный стандарт предполагает реализацию в образовательном учреждении как урочной, так и внеурочной деятельности. Под внеурочной деятельностью в рамках реализации ФГОС НОО следует понимать образовательную деятельность, осуществляемую в формах, отличных от классно-урочной, и направленную на достижение планируемых результатов освоения основной образовательной программы.
Мир меняется с каждым годом и это значит он перестал быть стабильным. Чтобы выжить в современном мире, человеку все реже удается опереться на отработанные его предками или им самим мыслительные стереотипы и типовые поведенческие модели. Для полноценного существования в постоянно меняющейся среде современному человеку все чаще приходится проявлять исследовательское поведение [1, с.36].
Учащиеся, участвующие во внеклассных мероприятиях, как правило, извлекают пользу из множества предоставленных им возможностей. По сути, внеклассные занятия позволяют учащемуся научиться чему-то, что может остаться с ним на всю жизнь. Непосредственно этот навык может стать основой для хобби, которая обогатит их жизнь на долгие годы. Начиная со спорта до исследовательской деятельности, все это может привести к тому, что они часами будут заниматься тем, что им нравится. Кроме того, внеклассная деятельность прививает ключевые навыки и личностные качества, которые могут быть полезны в других сферах жизни. Это навыки, которые обеспечивают непрерывные преимущества в течение длительного времени после завершения их образования. Многие навыки, лежащие в основе внеклассной деятельности, могут быть использованы во время изучения основных учебных предметов. Образование требует серьезных навыков решения проблем, памяти, креативности и критического мышления. В той или иной степени учащийся может найти внеурочную деятельность, которая оказывает влияние на эти области [2, c.25].
На внеурочных занятиях учащийся будет взаимодействовать с другими учащимися в социальной обстановке. Это хорошая возможность для них взаимодействовать с единомышленниками в чем-то, что им всем нравится. Это дает им возможность развить свои социальные навыки, познакомиться с новыми друзьями и стать более уверенными в общении в группах. Внеклассные занятия также могут способствовать развитию самоуважения и уверенности в себе. Приятно, когда учащиеся преуспевают в том, что им нравится, особенно после того, как они упорно трудятся, чтобы достичь этого. Хорошая самооценка является важным инструментом для позитивного психического здоровья и благополучия.
Внеклассные занятия также дают учащимся отличный инструмент, с помощью которого можно научиться важным навыкам тайм-менеджмента. Например, с помощью задачи балансирования школьной жизни и клуба после школы учащиеся начнут закладывать основы навыков, которые принесут им пользу на более поздних этапах обучения и на этапах, которые они будут проходить после окончания школы. Одним из эффективных решений является использование методов проектной и исследовательской деятельности во внеурочных занятиях. В этих методах теоретические знания находят применение на практике. Учащийся учится ставить правильно цели, задачи и решает их на практической части. Педагогу важно правильно направить учащегося и помочь поверить в свои силы. Учителю важно во время работы над проектом стимулировать мотивацию у учащихся, помочь раскрыть свои возможности.
Над проектной и исследовательской деятельностью могут работать все дети, в независимости от уровня развития и подготовки. Метод проектов – один из видов педагогических технологий. Проекты могут быть исследовательские, творческие, роле-игровые, информационные, практико-ориентированные, межпредметные, монопроекты [4,с.83].
Проектную работу может выполнить не только один ученик, но и целая группа, где важную роль играет сотрудничество. А.И.Савенков считает, что индикатором познавательной потребности является эффективное использование учащимися специальных знаний о проведении исследований, овладение механизмами исследовательского поиска [3,с.80]. Учащийся должен уметь видеть проблему, правильно ставить цели и задачи, проводить исследование, доказывать свою точку зрения.
В нашей школе используется метод проектной и исследовательской деятельности в урочное и во внеурочное время. Основная цель – это создание условий для формирования исследовательских умений учащихся, развития их творческих способностей и логического мышления. На первых занятиях учащиеся знакомятся с этапами создания исследовательской работы, думают над выбором своих тем, работают с литературой. После того, как они выбирают темы, начинают изучать литературу. Работа ведется индивидуально с учителем – наставником. Все это время учащиеся находятся в тесном контакте с учителем-наставником. Завершается работа защитой учащимися на школьной конференции с последующим участием в городском, республиканском и всероссийском конкурсах.
Внеурочная деятельность является важнейшим аспектом развития исследовательской и проектной деятельности учащихся. Представьте себе, что вам 12 лет, и вам предоставляется возможность научиться самостоятельно проводить исследования по теме, которая вас вдохновляет. Ваши исследования выйдут за рамки того, что уже известно, и того, что доступно в книгах или в интернете. Это вы будете создавать новые знания. Учащиеся будут думать о теме, которую хотят исследовать, создавать вопрос, на который хотят ответить, решать, как получить информацию, чтобы помочь ответить на него, получить информацию, а затем проанализировать ее и рассказать другим людям, о том, что они узнали. Исследования, проводимые детьми и молодыми людьми - это процесс изучения и проведения исследований чего-то, что имеет отношение к их собственной жизни. Есть много причин, по которым дети и молодые люди могут решить заняться своими собственными исследованиями, например, желание узнать больше о теме, желание что-то изменить или желание узнать о том, что такое исследования. Все это является важным основанием для того, чтобы учителя, педагоги оказывали поддержку молодым исследователям. Мало кто станет отрицать, что любознательность - это хорошее качество, которое следует поощрять в детях и молодых людях всех возрастов. Задавать вопросы и узнавать что-то новое очень важно для познания и понимания мира. Например, если ученик в школе думает об уроках математики, а другой имеет информацию о деньгах, то это может быть увлекательным. Здесь можно увидеть самые разнообразные исследования, проводимые учащимися.
Список литературы
- Григорьев Д.В., Степанов П.В. Внеурочная деятельность школьников: методический конструктор. М.: Просвещение, 2014. - с.36
- Голуб Г.Б. Основы проектной деятельности школьника: под ред. проф. Е.Я.Когана.- Самара: Изд-во «Учебная литература», 2006. 224 с. ISBN 5-9507-0350-2, с.22-26.
- Савенков А.И. Методика исследовательского обучения младших школьников. Учебно-методический комплект. - Самара: Издательство «Учебная литература», 2004. – 80 с.
- Солодовникова С.В. Организация исследовательской и проектной деятельности в урочной и внеурочной деятельности: сборник методических материалов; отв. редактор / ОГАОУ ДПО «Белгородский институт развития образования». – Белгород, 2018. - с.80-84.