Введение
Турнир смекалистых «Математический фейерверк» – внеклассное мероприятие по математике для учащихся 5-6 классов, интересующихся математикой. Мероприятие разработано как одно занятие каникулярной школы для одаренных детей, также его можно провести во время предметной недели по математике.
Цель: создание условий для развития любознательности, логического мышления, а также создание условий для развития интереса учащихся к математике.
Задачи:
- Развитие умения применять в игре полученные знания.
- Развитие внимания, математического мышления, находчивости, сообразительности, памяти, оригинальности и гибкости мышления.
- Воспитание выдержки, терпения.
- Воспитание заинтересованности к математике.
Оборудование: компьютер, видеопроектор, экран, конверты с высказываниями известных математиков, карточки-задания (макет бычьей шкуры), карты для подведения итогов.
Этапы мероприятия
I. Вступительное слово учителя
Сегодня у нас турнир любителей математики. Вы сможете каждый проявить свои знания, смекалку, сообразительность, воображение, наблюдательность. На каждом этапе турнира можно заработать звезду, которые в конце игры можно прикрепить к своей карте. Надеюсь, эта встреча принесет всем нам радость общения.
На экране заставка игры (слайд № 1)
Чтобы спорилось нужное дело,
Чтобы в жизни не знать неудач,
Мы в поход отправляемся смело!
В мир загадок и сложных задач!
Не беда, что идти далеко,
Не боимся, что путь будет труден,
Достижения крупные людям,
Никогда не давались легко.
II. Знакомство
Учащимся предлагается выполнить тест с геометрическими фигурами. Посмотрите на предложенные геометрические фигуры и выберите одну из них. Затем представьтесь и назовите свою фигуру.
Квадрат
Неутомимый труженик. Обладает трудолюбием, усердием, упорством, позволяющими всегда добиваться завершения работы. Квадрат как бы коллекционирует информацию, причем она у него разложена строго по полочкам, поэтому он способен быстро извлекать нужную и заслуженно слывет эрудитом в своей области. Относится к левополушарным мыслителям, для которых характерны логическое мышление и математический анализ. Квадрат скорее вычисляет результат, чем догадывается о нем. Он не любит неожиданностей и сюрпризов. Рациональность и холодность мешают квадратам быстро устанавливать контакты с другими людьми.
Треугольник
Эта форма символизирует лидерство. Главная способность – концентрироваться на намеченной цели, глубоко и быстро анализировать ситуацию. Треугольник – очень уверенный в себе человек, который хочет быть правым во всем. С большим трудом признает свои ошибки, легко обучаем, информацию впитывает как губка. Смысл жизни – сделать карьеру. Отрицательное качество – чрезмерный эгоцентризм. Он прекрасно умеет представить вышестоящему руководству значимость собственной работы, за версту чувствуя выгодное дело, и в борьбе за него может "столкнуть лбами" своих противников.
Прямоугольник
Это как бы переходная форма от одной фигуры к другой. Прямоугольником воспринимают себя люди, не удовлетворенные своей жизнью и поэтому занятые поисками лучшего положения. Основное психическое состояние прямоугольника – осознаваемое ощущение замешательства, запутанности в проблемах, неопределенности. Наиболее значимые черты – непоследовательность, непредсказуемость поступков, низкая самооценка. Положительные качества – любознательность, пытливость, живой интерес ко всему происходящему, смелость. Пытается делать то, что никогда раньше не делал, задает вопросы, на которые прежде у него не хватало духа.
Круг
Это символ гармонии. Тот, кто выбрал эту фигуру, заинтересован в хороших межличностных отношениях. Высшая ценность для круга – люди и их благополучие. Это самая благожелательная из пяти фигур. Круг служит своего рода клеем, который скрепляет коллектив, стабилизирует группу, обладает высокой способностью сочувствия, сопереживания. Круг ощущает чужую радость и чужую боль как свою собственную. Это правополушарный тип мышления, не логический, а образный, более эмоционально окрашенный. Переработка информации у таких людей не последовательна, а мозаична.
Зигзаг
Это символ творчества. Ему свойственна образность. Правополушарное мышление зигзага не фиксируется на деталях, поэтому оно, упрощая в чем-то картину мира, позволяет строить целостные, гармоничные концепции и образы, видеть красоту. Зигзаг не может длительно работать на одном месте – это же очень скучно, а ведь вокруг так много интересного! Основное назначение зигзага – генерация новых идей и методов, а не их реальное воплощение. Он устремлен в будущее и больше интересуется возможностью, чем действительностью.
Правила турнира: На доске закреплены звезды на обратной стороне которых расположены задания. Учащийся, выполнивший задание первым, забирает звезду себе.
III. Игровые этапы
1. Выбор первого хода осуществляется с помощью задания «Сложи народную мудрость» (слайд №2). Ребята записывают пословицу на листах и передают жюри.
Ответ: «Ум без догадки гроша не стоит».
2. Загадочный треугольник (слайд №4)
Расставь на шарах треугольника цифры от 1 до 9 так, чтобы их суммы на сторонах треугольника были равны.
Ответ: 5 – 4 – 9 – 2 - 7- 3 – 8 -1 – 6 – 5.
3. Развесели клоуна (слайд №5)
Веселый клоун Нибумбум
Сегодня мрачен и угрюм.
Что огорчает Нибумбума?
- Пример решал он восемь раз!
И каждый раз другая сумма!
Печальный случай … а у вас?
Но при решении не забудьте,
В том – то вся и тонкость смысла!
Одинаковые буквы – одинаковые числа.
Ответ: 2 варианта (57350+57350+57350=172050; 56350+56350+56350=169050)
4. Книгочей (слайд № 6)
60 листов книги имеют толщину 1 см. Какова толщина всех листов книги, если в ней 240 страниц?
Ответ: 2 см
5. Разведчик (слайд № 7)
В этой зашифрованной записи одинаковые знаки обозначают одинаковые цифры от 1 до 9. Расшифруйте запись.
Ответ: 99+9=108, 18∙9=162, 68: 2=34, 89-32=57.
6. Мастерская (слайд № 8)
Пуговица имеет 4 дырочки. Ее можно прикрепить к ткани, пропустив нитку только через две дырочки. Сколькими способами таким образом можно закрепить пуговицу на ткани?
Ответ: 6 способами.
7. Пути-дороги (слайд №9)
Из Новосибирска и Омска одновременно навстречу друг другу выехали два автомобиля. Они двигались равномерно, без остановок со скоростями 80км/ч и 95км/ч. Какое расстояние будет между ними за один час до встречи?
Ответ: 175 км.
8. В гости к другу (слайд № 10)
Таня живет на втором этаже. Ваня в том же подъезде, но ему приходится подниматься по лестнице, в которой в 2 раза больше ступенек. До подъезда и до 1-го этажа ступенек нет. На каком этаже живет Ваня?
Ответ: на третьем.
9. А ну-ка, раздели (слайд №11)
Выясните, делится ли числовое значение выражения 11· 21 · 31 · 41 · 51 – 1 на 10?
Ответ: да.
10. Черный ящик (слайд №12) Задача Дидоны
Финикийская царевна Дидона, спасаясь от своего брата, тирана Пигмалиона, отплыла из родного города Тира с небольшим отрядом своих сторонников. Было это, если верить легенде, около 825 года до нашей эры. Долго плыли царевна и ее спутники по Средиземному морю, пока не пристали к берегу Африки. Жили в тех местах нулидийцы. Пришельцы им были совершенно ни к чему. Но Дидоне некуда было деться, место ей понравилось, и царевна стала упрашивать нулидийского царя Ярба продать ей немного земли. Желая, видимо, отделаться от назойливой финикиянки, Ярб заломил баснословную цену за клочок земли, который можно окружить одной бычьей шкурой. К его удивлению и разочарованию, Дидона приняла это издевательское предложение, расплатилась и отправилась отмерить свою землю. Только она не стала расстилать шкуру на берегу.
Как она это сделала? Ответ в черном ящике! Учащимся предлагается макет бычьей шкуры, вырезанный из альбомного листа бумаги и ножницы.
Ответ: Сначала она разрезала ее так, что получила тонкий кожаный ремешок (а он вышел очень длинный), и этим ремешком окружила солидный участок, на котором и основала в последствии великий город Карфаген. Ярб был в ярости: так, как его, мало кого одурачивали за всю историю человечества. Но он был честным человеком и сдержал слово: земля осталась за Дидоной. Так это было или не так - теперь судить трудно. Но, между прочим, карфагенская цитадель называлась Бирса, что и значит «бычья шкура».
Итак, задача, которую пришлось решить Дидоне, такова: какую наибольшую площадь можно окружить веревкой заданной длины? Или, иначе: какая геометрическая фигура среди фигур с одинаковым периметром имеет наибольшую площадь? (оказывается, круг)
11. Исключи лишнее слово (слайд № 13)
Среди следующих слов: мумас, сочли, шкока, нусим исключи лишнее. (На слайде есть ответ.)
Ответ: шкока (кошка).
12. Кулинар (слайд № 14)
Имеются песочные часы на 3 мин.и на 7 мин. Надо опустить яйцо в воду на 4 минуты. Как это сделать? Ответ: одновременно поставить часы. Когда в 3-минутных часах песок пересыплется опустить яйцо в воду до тех пор, пока не пересыплется песок в 7-минутных часах.
13. Ферма (слайд № 15)
Лошадь съедает один воз сена за месяц, осёл - за полтора месяца, а коза - за три месяца. Сколько возов сена лошадь, осёл и коза съедают за один месяц?
Ответ: 2 воза.
14. Острый глаз (слайд № 16)
На слайде рисунок, выполненный с помощью геометрических фигур. Ответьте на вопросы:
Какой фигуры нет на рисунке? а) круга; б) квадрата; в) прямоугольника; г) треугольника; д) все перечисленные фигуры есть.
Ответ: г) треугольника.
15. Продолжи ряд чисел (слайд №17)
Задан ряд чисел: 1,1, 2, 3, 5, 8, 13…, продолжите его.
Ответ: 8+13=21
III. Подведение итогов турнира (слайд №18)
Учащиеся прикрепляют свои звезды на карты, тем самым наглядно демонстрируя фейерверк своих достижений.
Теперь давайте вместе подведем итоги нашей игры. Перед вами лежат конверты с высказываниями. Ознакомьтесь с ними, и выберите, какое высказывание на ваш взгляд близко вам и отражает ваши мысли о математике, о сегодняшнем турнире.
- "Если вы хотите научиться плавать, то смело входите в воду, а если хотите научиться решать задачи, то решайте их!" Д.Пойа
- "Математика уступает свои крепости лишь сильным и смелым". А.П.Конфорович
- "Спорьте, заблуждайтесь, ошибайтесь, но ради бога, размышляйте, и хотя криво, да сами". Г.Лессинг
- "Доводы, до которых человек додумывается сам, обычно убеждают его больше, нежели те, которые пришли в голову другим". Блез Паскаль
- "Математику нельзя изучать, наблюдая, как это делает сосед". А.Нивен
- "Лучший способ изучить что-либо - это открыть самому". Д.Пойа
- "Хочешь быть умным - научись разумно спрашивать, внимательно слушать, спокойно отвечать и переставать говорить, когда нечего больше сказать". И.Лафатер
Учитель оглашает результаты, награждает грамотами.
На экране фейерверк в честь победителей.
Используемая литература и материалы
1. Задания конкурса Кенгуру.
2. Абдрашитов Б.М. и др. Учитесь мыслить нестандартно. - М. Просвещение, 1996.
3. www.fectival.1september.ru