Занятие педагога-психолога с детьми подготовительной группы по подготовке детей к Эффективной Начальной Школе

Разделы: Работа с дошкольниками

Класс: д/с


В статье описывается конспект одного из занятий педагога-психолога, из цикла программы подготовки детей к Эффективной Начальной Школе. Занятие направлено на развитие внимания, зрительной и слуховой памяти, скорости реакции, формированию учебного поведения.

Ключевые слова: Подготовка к школьному обучению, развитие высших психических функций.

Тематическая рубрика: Дошкольное образование.

Целенаправленная подготовка ребенка к школе, существующая в настоящее время, подразумевает, что ребенок должен прийти в школу с определенным запасом знаний, умений и навыков. Таким образом, уровень развития ребенка до школы во многом определяется степенью его овладения этими умениями и навыками.

Готовность ребенка именно к Эффективной Начальной Школе, особенно важна, т.к. обучение по этой программе, предъявляет к ребенку повышенные требования к готовности к школьному обучению, т.к. обучение в эффективном классе более интенсивное, требующее более высокой подготовки, уже сформированного познавательного и социального мотива к обучению, умения работать по правилу и образцу, умению слушать взрослого и выполнять его инструкцию, развитой слуховой и зрительной памяти, концентрации внимания, логического мышления, развитой мелкой моторики, умения работать в команде.

Педагог-психолог: Здравствуйте, ребята! Я очень рада всех вас видеть на нашем занятии. Давайте сейчас построимся в один большой круг и поприветствуем друг друга. Вы будете передавать мяч своему соседу со словами «Доброе утро….(имя ребенка), у меня сегодня (называет свое настроение), а у тебя? (Таким образом, психолог отслеживает эмоциональный фон детей, если у ребенка плохое настроение, психолог обязательно интересуется причиной и вместе с группой находят способ его исправить, поддержать, подбодрить ребенка, сказать ему хорошие слова)

Педагог-психолог: Очень хорошо, я вижу, что почти у всех хорошее настроение, а теперь садимся за свои столы и внимательно слушаем меня. Сейчас я вам буду задавать вопросы, а вы мне будете отвечать, но у нас есть одно правило, если я вам покажу карточку со звездочкой, то отвечаете все вместе, хором, а если я вам покажу карточку с цифрой один, то отвечает один человек, тот, кого я назову. Внимание, приготовились.

  • Сейчас вы ходите в детский сад, а пойдете…? (Ответы детей)
  • Сейчас с вами занимается воспитатель, а будет…? (Ответы детей)
  • В саду вы играете, а в школе будете…..? (Ответы детей)
  • Как называется перерыв в школе между занятиями? (Ответы детей)
  • Как называются книги, по которым учатся дети? (Ответы детей)
  • Как называется сигнал, который свидетельствует об окончании урока? (Ответы детей)
  • Как называется стол, за которым сидят дети в школе? (Ответы детей)
  • Как называется сумка, с которой ученики ходят в школу? (Ответы детей)

Молодцы! Портфель или ранец. А теперь давайте с вами закроем глаза и представим, что сегодня нам нужно идти в школу, подумайте, какие предметы вы положите с собой портфель, те, что будут обязательно нужны вам в школе. Представили? Отлично. Перед вами лежит лист чистой бумаги. Положите его горизонтально, вот так, представьте, что это ваш портфель, вспомните и зарисуйте все, что вы возьмете с собой в школу.

Дети рисуют. Далее идет анализ рисунков. Исправление ошибок.

Физкультминутка «Мартышки»

Две мартышки, слов не тратя.
Вдруг подрались на кровати.
Друг за другом, в этой схватке
Вышибли ума остатки.

Врач пришел, уселся в кресло и сказал мартышкам: «Если драться будете мартышки, выгоню из этой книжки!»

Педагог-Психолог: Молодцы! А сейчас мы с вами поиграем в игру, которая называется «Сыщики».

Кто такой сыщик? Чем он занимается? Какими качествами должен обладать человек с подобной профессией? (Ответы детей). Совершенно верно, ребята, главное качество сыщика - это внимательность. Вот мы сейчас и увидим, насколько вы внимательны. Хорошие сыщики из вас получатся или нет? Сейчас я вам покажу картинку, а вы внимательно только смотрите на нее, рисовать ничего не надо, как только я досчитаю до пяти, я уберу картинку, а вы, на своих листочках быстро зарисуете то, что увидели, а потом мы проверим, насколько точно вы все запомнили. (Далее психолог представляет детям картинку, с изображением рисунка)

Педагог-психолог: Молодцы, ребята! Из вас получатся настоящие сыщики! А теперь сложили ваши ладошки друг к другу, как это сделала сейчас я и представьте, что от моих ладоней к вашим тянутся невидимые ниточки, сейчас вы будете повторять за мной все движения руками. Внимание, начали! (Педагог-психолог плавно вырисовывает в воздухе лежачую восьмерку несколько раз)

Психолог: Хорошо, отдохнули немножко, а теперь узнаем, ребята. Кто же к нам пришел в гости? Для этого мы с вами сначала повторим правило: поднимите пожалуйста вашу правую руку вверх! Молодцы!

(Психолог наблюдает, чтобы все дети подняли руку правильно. При необходимости, исправляет). А теперь поднимите левую руку! Отлично! Взяли в руки простые карандаши. Слушаем меня внимательно. Начали!

Рисуется графический диктант с изображением любого животного.

Педагог-психолог: Молодцы! Сегодня мы провели время очень интересно. Похлопали друг другу!

Литература

  1. И.Л. Арцишевская «Психологический тренинг для будущих первоклассников». Москва. 2017.
  2. И.И. Праведникова «Нейропсихология. Игры и упражнения». Москва. Айрис-пресс. 2017.