Под математическим развитием дошкольников следует понимать сдвиги и изменения в познавательной деятельности личности, которые происходят в результате формирования элементарных математических представлений и связанных с ними логических операций.
Формирование элементарных математических представлений - это целенаправленный и организованный процесс передачи и усвоения знаний, приемов и способов умственной деятельности (в области математики).
Задачи методики математического развития как научной области
- Научное обоснование программных требований к уровню формирования математических представлений у дошкольников в каждой возрастной группе.
- Определение содержания математического материала для обучения детей в ДОУ.
- Разработка и внедрение в практику эффективных дидактических средств, методов и разнообразных форм организации работы по математическому развитию детей.
- Реализация преемственности в формировании математических представлений в ДОУ и в школе.
- Разработка содержания подготовки высокоспециализированных кадров, способных осуществлять работу по математическому развитию дошкольников.
- Разработка методических рекомендаций родителям по математическому развитию детей в условиях семьи.
Цель математического развития дошкольников
- Всестороннее развитие личности ребенка.
- Подготовка к успешному обучению в школе.
- Коррекционно-воспитательная работа.
Задачи математического развития дошкольников
- Формирование системы элементарных математических представлений.
- Формирование предпосылок математического мышления.
- Формирование сенсорных процессов и способностей.
- Расширение и обогащение словаря и совершенствование связанной речи.
- Формирование начальных форм учебной деятельности.
Краткое содержание разделов программы по ФЭМП в ДОУ
- «Количество и счет»: представления о множестве, числе, счете, арифметических действиях, текстовых задачах.
- «Величина»: представления о различных величинах, их сравнения и измерения (длине, ширине, высоте, толщине, площади, объеме, массе, времени).
- «Форма»: представления о форме предметов, о геометрических фигурах (плоских и объемных), их свойствах и отношениях.
- «Ориентировка в пространстве»: ориентировка на своем теле, относительно себя, относительно предметов, относительно другого лица, ориентировка на плоскости и в пространстве, на листе бумаги (чистом и в клетку), ориентировка в движении.
- «Ориентировка во времени»: представление о частях суток, днях недели, месяцах и временах года; развитие «чувства времени».
Значение обучения детей математике
Обучение ведет развитие, является источником развития.
Обучение должно идти впереди развития. Необходимо ориентироваться не на то, что способен уже делать сам ребенок, а на то, что он может сделать при помощи и под руководством взрослого. Л.С.Выгодский подчеркивал, что надо ориентироваться на «зону ближайшего развития».
Упорядоченные представления, правильно сформированные первые понятия, вовремя развитые мыслительные способности, служат залогом дальнейшего успешного обучения детей в школе.
Психологические исследования убеждают, что в процессе обучения происходят качественные изменения в психическом развитии ребенка.
С ранних лет важно не только сообщать детям готовые знания, но и развивать умственные способности детей, научить их самостоятельно, осознанно получать знания и использовать их в жизни.
Обучение в повседневной жизни носит эпизодический характер. Для математического развития важно, чтобы все знания давались систематически и последовательно. Знания в области математики должны усложняться постепенно с учетом возраста и уровня развития детей.
Важно организовать накопление опыта ребенка, научить его пользоваться эталонами (формы, величины и др.), рациональными способами действия (счета, измерения, вычислений и др.).
Учитывая незначительный опыт детей, обучение идет преимущественно индуктивным путем: сначала накапливаются с помощью взрослого конкретные знания, затем они обобщаются в правила и закономерности. Необходимо использовать и дедуктивный метод: сначала усвоение правила, затем его применение, конкретизация и анализ.
Для осуществления грамотного обучения дошкольников, их математического развития воспитатель сам должен знать предмет науки математики, психологические особенности развития математических представлений детей и методику работы.
Принципы обучения математике
- Сознательность и активность.
- Наглядность.
- Систематичность и последовательность.
- Прочность.
- Постоянная повторяемость.
- Научность.
- Доступность.
- Связь с жизнью.
- Развивающее обучение.
- Индивидуальный и дифференцированный подход.
- Коррекционная направленность и др.
Методы ФЭМП. Методы организации и осуществления учебно-познавательной деятельности
1. Перцептивный аспект (методы, обеспечивающие передачу учебной информации педагогом и восприятие ее детьми посредством слушания, наблюдения, практических действий):
а) словесный (объяснение, беседа, инструкция, вопросы и др.);
б) наглядный (демонстрация, иллюстрация, рассматривание и др.);
в) практический (предметно-практические и умственные действия, дидактические игры и упражнения и др.).
2. Гностический аспект (методы, характеризующие усвоение нового материала детьми, - путем активного запоминания, путем самостоятельных размышлений или проблемной ситуации):
а) иллюстративно-объяснительный;
б) проблемный;
в) эвристический;
г) исследовательский и др.
3. Логический аспект (методы, характеризующие мыслительные операции при подаче и усвоении учебного материала):
а) индуктивный (от частного к общему);
б) дедуктивный (от общего к частному).
4. Управленческий аспект (методы, характеризующие степень самостоятельности учебно-познавательной деятельности детей):
а) работа под руководством педагога,
б) самостоятельная работа детей.
Организация работы по математическому развитию детей в ДОУ
- Организация занятий по математике в дошкольном учреждении.
- Примерная структура занятий по математике.
- Методические требования к занятию по математике.
- Способы поддержания хорошей работоспособности детей на занятии.
- Формирование навыков работы с раздаточным материалом.
- Формирование навыков учебной деятельности.
- Значение и место дидактических игр в математическом развитии дошкольников.
Занятия являются основной формой организации обучения детей математике в детском саду.
Примерная структура традиционных занятий
- Организация занятия.
- Ход занятия.
- Итог занятия.
1. Организация занятия
Занятие начинается не за партами, а со сбора детей вокруг воспитателя, который проверяет их внешний вид, привлекает внимание, рассаживает с учетом индивидуальных особенностей, учитывая проблемы в развитии (зрения, слуха и др.).
В младших группах: подгруппа детей может, например, рассаживаться на стулья полукругом перед воспитателем.
В старших группах: группа детей обычно рассаживается за парты по двое, лицом к воспитателю, так как проводится работа с раздаточным материалом, вырабатываются навыки учебной деятельности.
Организация зависит от содержания работы, возрастных и индивидуальных особенностей детей. Занятие может начинаться и проводиться в игровой комнате, в спортивном или музыкальном зале, на улице и т.п., стоя, сидя и даже лежа на ковре.
Начало занятия должно быть эмоциональным, заинтересовывающим, радостным.
В младших группах: используются сюрпризные моменты, сказочные сюжеты.
В старших группах: целесообразно использовать проблемные ситуации.
В подготовительных группах, организовывается работа дежурных, обсуждается, чем занимались на прошлом занятии (в целях подготовки к школе).
2. Ход занятия
Примерные части хода математического занятия
- Математическая разминка (обычно со старшей группы).
- Работа с демонстрационным материалом.
- Работа с раздаточным материалом.
- Физкультминутка (обычно со средней группы).
- Дидактическая игра.
Количество частей и их порядок зависят от возраста детей и проставленных задач.
В младшей группе: в начале года может быть только одна часть - дидактическая игра; во второй половине года - до трех часов (обычно работа с демонстрационным материалом, работа с раздаточным материалом, подвижная дидактическая игра).
В средней группе: обычно четыре части (начинается регулярная работа с раздаточным материалом, после которой необходима физкультминутка).
- В старшей группе: до пяти частей.
- В подготовительной группе: до семи частей.
Внимание детей сохраняется: 3--4 минуты у младших дошкольников, 5-7 минут у старших дошкольников - это и есть примерная длительность одной части.
Виды физкультминуток
1. Стихотворная форма (детям лучше не проговаривать, а правильно дышать) - обычно проводится во 2-й младшей и средней группах.
2. Набор физических упражнений для мышц рук, ног, спины и др. (лучше выполнять под музыку) - целесообразно проводить в старшей группе.
3. С математическим содержанием (применяются, если занятие не несет большой умственной нагрузки) - чаще применяется в подготовительной группе.
4. Специальная гимнастика (пальчиковая, артикуляционная, для глаз и др.) - регулярно проводится с детьми с проблемами в развитии.
Замечание:
- если занятие подвижное, физкультминутку можно не проводить;
- вместо физкультминутки можно проводить релаксацию.
3. Итог занятия
Любое занятие должно быть законченным.
В младшей группе: воспитатель подводит итог после каждой части занятия. («Как хорошо мы поиграли. Давайте соберем игрушки и будем одеваться на прогулку».)
В средней и старшей группах: в конце занятия воспитатель сам подводит итог, приобщая детей. («Что мы сегодня узнали нового? О чем говорили? Во что играли?»). В подготовительной группе: дети сами делают выводы. («Чем мы сегодня занимались?») Организовывается работа дежурных.
Необходимо оценить работу детей (в том числе индивидуально похвалить или сделать замечание).
Методические требования к занятию по математике (зависят от принципов обучения)
- Образовательные задачи берутся из разных разделов программы по формированию элементарных математических представлений и комбинируются во взаимосвязи.
- Новые задачи подаются небольшими порциями и конкретизируются для данного занятия.
- На одном занятии целесообразно решать не более одной новой задачи, остальные на повторение и закрепление.
- Знания даются систематично и последовательно в доступной форме.
- Используется разнообразный наглядный материал.
- Демонстрируется связь полученных знаний с жизнью.
- Проводится индивидуальная работа с детьми, осуществляется дифференцированный подход к отбору заданий.
- Регулярно осуществляется контроль над уровнем усвоения материала детьми, выявление пробелов в их знаниях и их устранение.
- Вся работа имеет развивающую, коррекционно-воспитательную направленность.
- Занятия по математике проводятся в первой половине дне в середине недели.
- Занятия по математике лучше сочетать с занятиями, не требующими большой умственной нагрузки (по физкультуре, музыке, рисованию).
- Можно проводить комбинированные и интегрированные занятия по разным методикам, если задачи сочетаются.
- Каждый ребенок должен активно участвовать в каждом занятии, выполнять умственные и практические действия, отражать в речи свои знания.
Способы поддержания хорошей работоспособности у детей на занятии
- Словесная активизация.
- Чередование различных видов деятельности.
- Смена наглядного материала.
- Физкультминутки и релаксация.
- Трудный новый материал дается через 3-5 минут от начала занятия до 15-18-й минуты.
Навыки работы с раздаточным материалом (начинаем формировать со второй половины второй младшей группы, к концу средней группы желательно сформировать)
- Бережное отношение к наглядному материалу.
- Самостоятельная подготовка раздаточного материала к занятию.
- Выкладывание пособий слева направо, сверху вниз, беря ведущей рукой по одному предмету.
- Работать с раздаточным материалом только по заданию воспитателя.
Навыки учебной деятельности (начинаем формировать со средней группы, желательно к концу старшей группы сформировать)
- Соблюдать дисциплину на занятии.
- Сидеть, сохраняя правильную осанку.
- Тихо вставать и садиться, подходить к доске.
- Поднимать руку, только когда знаешь ответ.
- Отвечать, только когда тебя спросят.
- Давать ответы четко, громко, адресуя всем детям.
- Внимательно выслушивать ответы товарищей и уметь их исправить, не повторяясь (дети быстро учатся замечать чужие ошибки, необходимо это правильно использовать).
- Уметь внимательно слушать задание и осмысливать его.
- Выполнять задания самостоятельно после указания воспитателя.
Список литературы
1. Баряева Л.Б. Формирование элементарных математических представлений у дошкольников (с проблемами в развитии). СПб., 2012.
2. Бондаренко А.Н. Дидактические игры в детском саду. М., 2015.
3. Готовность детей к школе. Диагностика психического развития и коррекция его неблагоприятных вариантов / Е.А.Бугрименко, {А.Л.Венгер, КЯ.Политое а, Е.Ю.Сушкова М.: МО РФ, 2010.
4. Данилова А.В., Рихтерман Т.Д., Михайлова 3.А. Обучение математике в детском саду. М.: Академия, 2013.
5. Ерофеева Т.И. и др. Математика для дошкольников. М., 2015.
6. Зайцев В.В. Математика для детей дошкольного возраста. М., 2014.