Проект: «Наш город. Моя улица» Неизбывное / страницы истории уездного города Александрова. Безлошадная. Военная

Разделы: Краеведение, Патриотическое воспитание

Ключевые слова: патриотическое воспитание


Родина - слово большое - большое!
Пусть не бывает на свете чудес,
Если сказать это слово с душою,
Глубже морей оно, выше небес!

В нем умещается ровно полмира:
Мама и папа, соседи, друзья.
Город родимый, родная квартира,
Бабушка, школа, котенок … и я.
Т.Бокова

Цель проекта: вовлечение детей в разные виды деятельности, способствующие: воспитанию и формирование патриотических чувств на основе ознакомления с родным городом, его достопримечательностями у детей раннего возраста чувство любви и уважения, гордости за него; развитию познавательных интересов и исследовательской деятельности; формированию норм социального поведения; развитию творчества и продуктивных видов деятельности.

Задачи проекта:

Образовательные:

  • уточнять и закреплять знания детей о своем родном городе, о малой родине, продолжать знакомить детей с историей и культурой Александрова;
  • закреплять знания детей о названиях улиц города, их достопримечательностях;
  • формировать духовно-нравственные отношения и чувство сопричастности к родному дому, семье, детскому саду, городу, к природе родного края;
  • расширение и уточнение словаря по теме «Наш город. Моя улица» (Александров, город, река, Серая, Военная улица, музей Цветаевой, школа, красивый, прекрасный, строить, любить, беречь, гордиться);
  • формировать представления, что в названии улиц содержится история города;
  • вызывать интерес к разгадыванию тайн улиц города с помощью взрослых;
  • формировать навыки исследовательской деятельности.

Воспитательные:

  • формировать у детей становление самостоятельности, инициативности, ответственности, доброжелательности, взаимопонимания, целенаправленности, саморегуляции собственных действий, учить детей бережно относиться к памятникам, архитектуры города, воспитывать любовь к Александрову, уважительное отношение к родной земле;
  • воспитывать ребенка как субъекта детской деятельности.

Развивающие:

  • развивать связную грамматически правильную диалогическую и монологическую речь, обогащать активный словарь, развивать инициативу, любознательность, фантазию, творчество;
  • развитие зрительного восприятия и внимания, пространственного мышления, тонкой моторики, творческого воображения;
  • актуализировать имеющиеся у ребенка знания с целью решения личностно-значимых проблем на деятельностной основе.

Патриотическое воспитание носит комплексный характер, пронизывает все виды деятельности дошкольника, осуществляется в повседневной жизни в игровой форме по ознакомлению с окружающем миром, систематично.

Предварительная работа:

  • экскурсии с родителями по центру города. Посещение музея М.Цветаевой, реки Серой. Просмотри слайдов с видами Александрова, уточнение и расширение словаря по теме, расширение знаний о родном городе.
  • во время прогулок по городу объяснение понятий «улица», «переулок», «площадь», познавательные беседы на темы («История улиц города», «Улицы-герои»), обсуждение рисунков детей на темы («Это улица моя», «Дома на нашей улице»), рассказы детей об улицах, на которых они живут, изготовление композиции «Улица», рисование своей улицы, своего дома, игра «Кто больше знает об улице детского сада»,
  • изготовление информационного стенда «История названия улиц города». В группе вывешивается схема города, на ней отмечаются флажком улицы, на которых живут дети.
  • создание альбома «Мы в этом городе живем» в совместной с родителями и педагогами деятельности.

Актуальность

Дети – это наше будущее, а значит, и будущее нашей страны. Каждый из нас должен любить свою страну. Но маленьким детям непонятны понятия «страна», «патриотизм», «Родина». Поэтому я с помощью своего проекта «Наш город. Моя улица» постаралась показать, что начинать воспитание любви к своей родине нужно с малого. Это любовь к своему городу, показ ребенку красоту родного города - задача не такая уж и сложная. Стоит только начать!

Воспитание любви и уважения к родному городу является важнейшей составляющей нравственно-патриотического воспитания, а также большое значение имеет музейная педагогика. Чтобы воспитать патриотов своего города надо его знать.

Проживая в городе, на территории уникальных мест, дети раннего возраста не только не посещают их, но и мало знают о них. В ходе реализации проекта дети приобретут знания об истории города, символике, достопримечательностях, будут знать имена тех, кто основал и прославил город, начнут проявлять интерес к событиям городской жизни и отражать свои впечатления в продуктивной деятельности, то и можно считать, что цель и задачи проекта выполнены.

Предполагаемый результат

С педагогами:

  • Уголок в группе «Музейная педагогика»
  • Оформление творческого пакета; представление проекта
  • Оснащение предметно-развивающей среды группы детского сада: оформление мини-музеев «Летопись нашего города», « Город Александров». Изготовление атрибутики государственных символов города. Оформление альбомов: «Достопримечательности нашего города», «Где мы любим отдыхать?».

С детьми:

В результате выполнения проекта:

  • дети будут знать: названия улиц, на которых живут;
  • будут уметь: составлять рассказывать о своем родном городе, делиться впечатлениями о прогулках по городу;
  • будут воспитывать в себе осознанное и бережное отношение к природе. Любовь к малой родине;

С родителями:

  • Родители будут больше уделять внимания формированию у своих детей познавательного интереса, знакомить детей с достопримечательностями города.

Проблемная ситуация:

Цель: сформировать у детей раннего возраста знания о родном городе, о своей малой родине.

Дети получили письмо от Незнайки, в котором он спрашивает хорошо ли знают, какие улицы есть в нашем городе, просил узнать по фотографии Военную улицу своего города. Многие дети затруднились ответить, какая это улица, и что на ней находится решили обязательно узнать об этом. Обсудили план действий.

Воспитатель рассказала об этой улице, а также сказала, что надо спросить у родителей, бабушек, дедушек. Сходить в музей М.Цветаевой.

Решение: Пришли к выводу пора делать альбом о Военной улице нашего города, чтобы показать детям других групп и родителям!

Этапы проекта:

  1. Подготовительный этап.
  2. Основной.
  3. Заключительный.

Формы реализации проекта:

  • рассказы детей о городе с опорой на фотографии;
  • рассматривание фотоальбомов;
  • создание папки-передвижки;
  • маршрут выходного дня;
  • создание стенгазеты.

Методы проекта:

  • игровые: дидактические игры, подвижные игры, творческая игра с готовым содержанием и правилами.
  • словесные: беседы, художественное слово; рассказы воспитателя, близких людей, детей; словесно-речевые игры.
  • практические: организация фотовыставки, создание альбома с рисунками детей о родной улице, экскурсия.
  • наглядные: рассматривание фотографий, рисунков, аппликаций.

1. Подготовительный этап

Постановка цели и задач. Изучение методической и энциклопедической литературы.

1) Организационно-методическая работа педагогов

  1. Подбор методической и художественной литературы.
  2. Подбор наглядно-дидактических пособий, демонстрационного материала.
  3. Цель: создать условия для изучения родного города, познакомить с названием улицы, что на ней находится.
  4. Тематическое планирование.

2) Организация работы с детьми

  • Мониторинг знаний детей о родном городе (в виде задаваемых вопросов)
  • Опрос детей: «Улица нашего города»
    Цель: выявить, что дети знают о Военной улице.
  • Определение тематики бесед.
  • Сбор информации.
  • Выбор объектов для экскурсии.

3) Взаимодействие с родителями.

  • Размещение в родительском уголке статей, рекомендаций по теме проекта.
    Цель: расширять знания родителей по теме проекта, вызвать желание участвовать в реализации проекта.
  • Информация для родителей «Участвуем в проекте «Наш город. Моя улица».

2. Основной этап: практический

1. Организация работы творческой группы педагогов

- Составление плана деятельности.

- Подбор пособий для работы с детьми.

- Подбор художественной и познавательной литературы.

- Выбор формы работы с родителями.

- Разработка конспектов совместной деятельности, рекомендаций для родителей.

- Беседы.

- Игровая деятельность с детьми.

- Рассматривание иллюстративного материала.

- Оформление ширм.

2. Организация работы с детьми

- Познавательные беседы: «Мой город», По улицам города»;

Цель: расширять и закреплять знания детей о своем городе и улице, воспитывать любовь и уважение, развивать связную речь у детей.

Творческие рассказы: «Город, в котором я живу».

Цель: побуждать детей отвечать на вопросы воспитателя, с его помощью составлять краткий рассказ по картине.

- Оформление игротеки дидактических игр.

- Сюжетно-ролевые игры «Экскурсия в музей М.Цветаевой», «Экскурсия по городу».

Цель: совершенствовать умение объединяться в игре, распределять роли, действовать в соответствии с общим игровым замыслом.

- Подвижная игра «Где мы были, мы не скажем, а что видели, покажем».

Цель: развивать двигательную активность и творческий подход к движениям.

- Конструирование «Мой город».

Цель: помогать детям планировать свою работу, подбирать детали и осуществлять задуманное (с помощью воспитателя).

- Организация уголка краеведения в группе.

3. Взаимодействие с родителями

- Беседуют с детьми о военной улице, рассматривают картинки.

- Фотографируют детей, подбирают фото о прогулках по городу.

- Знакомство и обсуждение с детьми названий улиц в родном городе.

- Консультация для родителей «Прогулки с родителями в город».

- Экскурсия в городской музей по улице Военной «М.Цветаевой».

- Изготовление плаката о бережном отношении к городу.

3. Творческий. Заключительный

Цель: подведение итогов.

С педагогами:

1. Создали уголок в группе «Музейная педагогика».

2. Воспитали интерес и любовь к городу, в котором мы живем. Создали условия для возбуждения познавательного интереса к городу Александрову, восхищение им. Воспитали у детей уважительного отношения к культурным ценностям, истории своего города, обогатили и закрепили знания детей о родном городе, его достопримечательностях и памятных местах.

3. Работа по ознакомлению малышей с историей родного города, разработана и проводится в определенной последовательности: «Мой город», «Чудесная улица».

4. Создали мини-музей «Мой город».

5. Создали условия для повышения активности участия родителей в жизни группы, привлекли их к воспитанию у детей чувства любви к своему родному краю.

С детьми:

1. Использовали возможности социального окружения, систематизировали полученные знания о городе, о своей малой родине.

2. Научились составлять небольшой рассказ, пользуясь картой-схемой города.

С родителями:

1. Оформили альбом «Улицы нашего города».

2. Уголок доверия «Вы спрашивайте, мы ответим».

3. Консультации: помощь в организации экскурсий; участие в выставках плакатов, рисунков, фотокомпозиций.

4. Подготовили выставку плакатов-проектов: «Как я бы хотел видеть Военную улицу».

5. Создали альбом-путеводитель «Город в котором мы живем» (фотографии).

6. Подготовила папку-передвижку «Наш город Александров»

Перспективы проекта

Проблема патриотического воспитания приобрела в последние годы важное значение. В будущем буду продолжать работу, ставлю перед собой следующие цели по патриотическому воспитанию детей раннего возраста. Это создание условий для становления основ патриотического создания у детей раннего возраста, возможности позитивной социализации ребенка, его всестороннего личностного, морально-нравственного и познавательного развития, развития инициативы и творческих способностей на основе соответствующих дошкольному возрасту видов деятельности. Воспитание патриотизма требует творческих усилий и педагогических поисков. Сделать процесс познания развивающим и интересным для ребенка, поэтому положен системно-деятельный подход. Дети в этом возрасте очень любознательны, отзывчивы, восприимчивы. Ребенку доступны чувства любви к своей семье, родному городу, родной природе. Это и есть начало патриотизма, который рождается в познании, а формируется в процессе повседневного целенаправленного воспитания.

Список использованной литературы

1. Гогоберидзе А.Г. Портрет современного ребенка дошкольного возраста 2-3 года методика изучения/А.Г.Гогоберидзе, В.А.Деркунская \\Современный детский. - 2010. №1.

2. Горлова Н.А. Личностный подход в дошкольном образовании. Стратегии и пути реализации/ Н.А.Горлова. - М.:МГИУ, 2000.

3. Козлова С.А. Нравственное и трудовое воспитание дошкольников/ С.А.Козлова и др. - М.: Академия, 2002.

4. Куцакова, Л.В. Нравственно-трудовое воспитание ребенка-дошкольника/ Л.В.Куцакова - М.: ВЛАДОС, 2005.

5. Лобанова Е.А. Дошкольная педагогика: учебно-методическое пособие/ Е.А.Лобанова. - Балашов: Николаев, 2005.