В дошкольном возрасте восприятие теряет свой первоначально эмоциональный характер: перцептивные и эмоциональные процессы дифференцируются.
Восприятие становится рациональным, целенаправленным, анализирующим, в котором выделяются произвольные действия - наблюдение, рассматривание и поиск.
На развитие восприятия значительное воздействие оказывает в это время речь - то, что ребенок начинает активно применять названия качеств, признаков, состояний различных объектов и отношений между ними. Называя те или иные свойства предметов и явлений, он тем самым и выделяет для себя эти свойства; называя предметы, он отделяет их от других, определяя их состояния, связи или действия с ними, - видит и понимает реальные отношения между ними.
На протяжении всего дошкольного времени, под воздействием различной деятельности такой, как лепка, чтение книг, музыки, прогулок, конструирования, активно развивается восприятие.
Вплотную восприятие ребенка связано с игрой, ведь в игре моделируются все элементы окружающей жизни и новой информации, которая вызвала у него интерес, активно понимая воспринятую информацию. В жизни дошкольника значительная роль отводится ролевым играм, в которых он познает законы общения, социальные отношения, характеры и социальные роли людей.
Включение ребенка в доступные ему виды деятельности способствует ускоренному развитию восприятия, но если эта активность не организованна целесообразно и не нацелена специально на развитие восприятия, то процесс будет формироваться стихийно и к концу дошкольного периода может быть не организован в систему, иметь пробелы в представлениях ребенка о ряде свойств предметов. Незавершенность в развитии процесса восприятия задержит развитие других познавательных процессов.
Специально организованное восприятие способствует лучшему пониманию явлений. Например, ребенок адекватно понимает содержание картины, если взрослые дают соответствующие пояснения, помогают рассмотреть детали в определенной последовательности или подбирают картину с особой композицией, облегчающей ее восприятие.
В жизни дошкольника значение восприятия очень велико, поскольку оно создает основу для развития мышления, способствует развитию речи, памяти, вниманию, воображению. В младшем школьном возрасте эти процессы будут занимать ведущие позиции, особенно логическое мышление, а восприятие будет выполнять обслуживающую функцию. Хорошо развитое восприятие может проявляться в виде наблюдательности ребенка, его способности подмечать особенности предметов и явлений, детали, черточки, которые не подметит взрослый. В процессе обучения восприятие будет совершенствоваться и оттачиваться в согласованной работе с мышлением, воображением и речью.
Если в процессе восприятия ребенок не получит благоприятных условий для развития восприятия, то и связанные с ним процессы будут отставать в развитии, что затруднит освоение учебной деятельности в младшем школьном возрасте. При серьезных отставаниях может наблюдаться задержка психического развития.
Таким образом, невзирая на то, что ребенок с самого рождения может видеть, воспринимать звуки, его необходимо систематически учить рассматривать, слушать и понимать то, что он воспринимает. Механизм восприятия готов, но применять его ребенок не может, так как он еще только учится.
Восприятие информации – это ознакомление детей с предметами, объектами и людьми, которые его окружают. Благодаря таким чувствам, как зрение, осязание, обоняние, слуха и вкуса, воспринимается информация.
В большей степени, эффективность обучения детей зависит от типа восприятия информации. Педагоги и родители, которые получили знания об особенностях восприятия ребенка, могут подобрать соответствующие способы обучения.
У психически здоровых детей развиты все каналы, однако есть такой, который преобладает над всеми.
И, например, при одинаковой подаче учебной информации, одни дети понимают отлично, а другие не совсем. Все это происходит не потому, что кто-то умнее или глупее, а по причине того, что информацию необходимо представлять различными способами и вид задач соответственно должен быть различным. Например, если педагог преподносит информацию только на рисунке, то успевать будут только визуалы, а другие же наоборот могут отставать в той или иной степени.
В значительной мере, психотип ребенка в первую очередь, зависит от того, как он воспринимает окружающий мир. Существуют такие типы восприятия информации:
- благодаря зрению - ведущий визуальный канал;
- благодаря слуху - ведущий аудиальный канал;
- благодаря пальпированию предметов - ведущий телесно-чувствительный канал;
- благодаря логическим рассуждениям - ведущий логический канал.
Дети визуалы – в основном такие дети воспринимают информацию через органы зрения. Такие дети предпочитают наглядные пособия и красивое оформление. Эти люди, с одной стороны, очень много мечтают, фантазируют, мыслят картинками, а с другой - им не далека стратегия и четкое планирование. Они всегда думают о том, как выглядят со стороны и никогда не позволяют себе одеться неопрятно. В основном, дети-визуалы не доставляют проблем своим родителям, поскольку могут подолгу рисовать, рассматривать картинки, работать с пластилином.
Богатое ложное представление дает возможность визуалам хорошо разбираться в схематических изображениях. Но вербальную информацию они усваивают с трудом, поэтому учиться им намного легче с наглядными пособиями.
Хороший эффект дают такие наглядные пособия: плакаты, магнитные доски, учебные карточки, обучающие фильмы и слайды. Они, скорей всего, будут разглядывать иллюстрации в книжках, чем слушать то, что читает взрослый. Охотно играют в настольные игры, любят пазлы, рисовать и лепить. Дети-визуалы обычно замечают любые изменения во внешности человека, в окружающем пространстве, хорошо запоминают лица. Думают они образами, так как у них развита бурная фантазия. Для их речи характерно употребление слов «посмотрите», «красивый», «яркий», «вы видели» и дургие. Внимание устойчивое, небольшой шум им не мешает.
Дети аудиалы – это такие дети, у которых слух является главным каналом восприятия. Такие дети легко улавливают интонацию собеседника, оценивают тембр голоса, им не важно, что говорят, важно - как. Зачастую, аудиал с легкостью узнает любого человека по голосу. У него прекрасная память и слух. Является большим любителем невероятных историй, музыки.
Дети кинестетики – этот тип детей, которые очень рано начинают ползать и ходить, им нужно постоянно находиться в движении: бегать, прыгать, играть, вот поэтому концентрация внимания у них очень плохая.
Таким детям необходимы перерывы между занятиями для зарядки, полезно давать им мелкие поручения, связанные с движением. У них хорошо развита моторная память. Чтобы, например, запомнить какую-то информацию, ребенок должен ее сам записать.
Дети-дигиталы – таким детям необходимо логически осмыслить, для этого необходимо применять цифры и знаки. Такие дети обычно зажаты, прямые, скупы на жесты и похвалы, всегда контролируют то, что говорят.
Такие дети, которые с большой радостью разберут пульт от телевизора, распотрошат подушку, попытаются вскрыть лягушку. И не из-за жестокости, а просто всего на всего из-за любознательности.
По утверждению многих исследователей, все дети являются кинестетиками. В какой-то степени это правильно, ведь большинство дошкольников очень подвижны и эмоциональны. Однако наблюдая за особенностями поведения детей, можно точно обнаружить различия.
В дошкольный период главной деятельностью малыша, через которую он познает окружающий мир, является игра. Именно поэтому такое огромное значение имеют упражнения на развитие восприятия.
Эффективные методики развития восприятия:
- Сортировка предметов по величине, форме, цвету. В качестве материала могут выступать любые вещи из повседневного обихода. Например, пуговицы, кубики, детали конструктора, мозаики, карандаши, крупы и т.д. организовать игру можно любыми способами: раскладывать предметы по кучкам, мисочкам, в мешочки.
- Игра, под названием чего не хватает — это упражнение хорошо развивает зрительное восприятие, внимание к деталям, мышление. Ребенку предлагается на листе бумаги нарисовать несколько животных или предметов и попросить ребенка дорисовать их до конца.
- Путаница – нужно показать ребенку рисунок, где изображены несколько наложенных друг на друга предметов, после чего попросить его найти и нарисовать каждый из предметов. Это могут быть, как геометрические фигуры, так и контуры цветов, фруктов, животных.
- Разрезанные картинки и пазлы – они отлично развивают зрительное восприятие игры, где требуется собрать и восстановить целостность картинки.
- Угадай по запаху – из имеющихся продуктов создать радугу ароматов, после чего попросить ребенка с закрытыми глазами угадать что это за предмет и попросить нарисовать его.
- Чей звук? – при помощи предметов воспроизвести различные звуки и после этого попросить ребенка угадать их. Например, стук ложками, звон колокольчика, шуршание пакетом, переливание воды.
- Волшебный мешочек – где необходимо, в большой мешок сложить все игрушки, после чего предлагается ребенку с закрытыми глазами на угад вытащить тот или иной предмет.
- Собираем капельки – данная игра способствует развитию умения в объединении предметов по наличию у них общего признака (цвета), а также развитию восприятия цвета и мелкой моторики рук.
Только при помощи регулярных занятий, игр и упражнений возможно сформировать высокий уровень всех видов восприятия.
Необходимо регулярно уделять внимание на развитие восприятия, поскольку от уровня его развития зависит способность ребенка к обучению.
На основании проделанной работы можно сделать соответствующие выводы о том, что восприятие выступает как осмысленный и обозначенный синтез различных ощущений, которые получаются от целостных предметов или сложных, воспринимаемых как целое явление. Данный синтез выступает в виде образа данного предмета или явления, который складывается в ходе активного их отражения.
Развивается восприятие не случайно, а под воздействием практики и обучения, в ходе которого дети, получают специальным сенсорным опытом, приобщается к сенсорной культуре, которая создана человечеством. Без обучения этот процесс сохраняет слитность, неточность. Большое значение имеет включение речи в процесс восприятия ребенком окружающего мира. В результате ребенок усваивает известную систему общепринятых сенсорных эталонов, которую использует затем в своей перцептивной деятельности, анализируя действительность и отражая ее в синтетических сенсорных образах.
Учебная информация, которая осваивается посредством восприятия - это процесс, в котором взаимодействуют различные органы чувств: слух, зрение, осязание, иногда даже обоняние и вкус.
Методические рекомендации по осуществлению преемственности формирования учебной деятельности дошкольников:
- в детском саду формирование отдельных элементов учебной деятельности в должно проводиться регулярно и целенаправленно;
- по предложенному образцу на занятиях рисования и лепки должны научиться действовать дети;
- ребенок в детском саду должен научиться работать по инструкции, при этом, не забывая о проявлении самостоятельности;
- необходимо научить детей, чтобы они смогли слышать и понимать обращенные к ним слова и требования взрослого, не забывая при этом поощрять самостоятельность, внимательность, сосредоточенность в работе, что в дальнейшем приведет к формированию самоконтроля;
- дошкольники, которые привыкли находиться в коллективе сверстников, должны научиться организовывать свои действия с товарищами, прислушиваясь, к советам, помогая друг другу;
- очень важно привить детям стремление к познанию нового, интересу к учению.
Все это и является необходимым условием личностной готовности ребенка к школьному обучению. Следовательно, программа, которая обучает дошкольников должна осуществлять такие требования:
- Она обязана подводить ребенка к обучению, при этом расширять его круг интересов, а также готовность к предметному обучению.
- Отвечать интересам и потребностям ребенка.