Кинезиологии в работе учителя-логопеда как эффективный метод успешной коррекции речевых нарушений

Разделы: Работа с дошкольниками, Логопедия

Класс: д/с


«Рука является вышедшем наружу мозгом»
И.Кант

Педагог, который любит свою работу, постоянно ищет пути решения возникающих вопросов в процессе своей трудовой деятельности. В связи с этим инновационные-педагогические технологии становятся неотъемлемой частью профессиональной квалификации педагога XXI века.

С каждым годом численность детей с нарушениями речи возрастает, нарушения носят сочетанный характер, где порой очень сложно выявить первичный, вторичный дефекты. Поэтому на ряду с традиционными методами, мы используем в своей работе инновационные. Благодаря этому нам удается решать следующие задачи:

  • развивать все компоненты речи через разные виды анализаторов (зрительный, обонятельный, тактильный, слуховой, вкусовой, температурный);
  • подбор заданий по силам и возможностям ребенка;
  • повышать интерес к предложенным заданиям,
  • способствует вызвать положительный эмоциональный настрой.

В наше время достаточно много инновационных приемов и методов и они разнообразны, но одним из эффективных в работе учителя-логопеда является - кинезиология.

Интеграция слуховых, зрительных и осязательных ощущений является необходимым условием для понимания смыслового значения. И.М.Сеченовым было замечено, что любое ощущение обладает смешанным происхождением, но мышечное ощущение в сравнении с другими является более сильным.

М.М.Кольцовой доказано, что тренировки тонких движений пальцев рук способствуют не просто более интенсивному речевому развитию, но и делают её более совершенной [3]. Взаимовлияние речевого развития и моторного подтверждается многими исследователями (Л.С.Выготский, М.Е.Хватцев, П.С.Дворкин, И.Ю.Горская, М.В.Фомичева) [1].

Современный учитель-логопед, работающий с детьми, должен владеть не только навыками для коррекции и совершенствования речевого развития, но и знаниями необходимыми для совершенствования моторной деятельности ребёнка. В данной работе рассматриваются не просто методики для развития моторной сферы детей, а методики на основе кинезиологии. Кинезиология в логопедии - это метод, построенный на связи речи и движений. Например такие упражнения как «Домик - ёжик - замок» или «Зайчик - колечко - цыпочка», «Зайчик - коза - вилка», «Кольцо - заяц - коза». Всё это обуславливает актуальность представленной темы.

Основным требованием к использованию специальных кинезиологических комплексов является точное выполнение движений и приёмов, постепенное усложнение от простых к сложным упражнениям, увеличения темпа выполненных заданий [2].

В связи с этим мы разделили все упражнения на несколько модулей:

  1. Модуль. Комплекс Самомассажа.
  2. Модуль. Дыхательные упражнения.
  3. Модуль. Развитие мелкой моторики рук.
  4. Модуль. Глазодвигательные упражнения.
  5. Модуль. Упражнения с мячиком «Ежиком» с проговариванием слогов, слов, предложений.

Преимущество в том, что учитель-логопед может сам подбирать упражнения используя данные модули под каждого ребенка.
Кинезиологические упражнения - это комплекс движений, позволяющих активизировать межполушарное взаимодействие. Кинезиологическими движениями пользовались Гиппократ и Аристотель.

Виды кинезиологических упражнений:

  • Растяжки нормализуют гипертонус (неконтролируемое чрезмерное мышечное напряжение) и гипотонус (неконтролируемая мышечная вялость).
  • Дыхательные упражнения улучшают ритмику организма, развивают самоконтроль и произвольность.
  • Глазодвигательные упражнения позволяют расширить поле зрения, улучшить восприятие.
  • При выполнении телесных движений развивается межполушарное взаимодействие, снимаются непроизвольные, непреднамеренные движения и мышечные зажимы. Оказывается, человеку для закрепления мысли необходимо движение.
  • Упражнения для релаксации способствуют расслаблению, снятию напряжения.

Условия успешного выполнения кинезиологических упражнений.

  • Основным условием является точное выполнение движений и приёмов педагогом, а затем в дальнейшем требовать и добиваться точного выполнения от детей.
  • Упражнения проводятся ежедневно, без пропусков; по возможности по утрам и от простого к сложному.
  • Работа проводится как левой и правой рук поочерёдно, так и согласованная работа обеих рук одновременно.
  • Упражнения должны проводиться в спокойной, доброжелательной обстановке, сидя за столом или стоя.
  • Продолжительность выполнения упражнений зависит от возраста и может составлять от 5-10 до 20-35 минут в день.

Используя эти приёмы в коррекционной работе с детьми, имеющими нарушения речи, достаточно успешно развиваются слуховые функции, оптико-пространственные представления, тактильный гнозис, праксис, коррекция речи, развитие интеллектуальных и творческих способностей.

Как показывает наш опыт работы, кинезиологические упражнения в условиях ДОУ расширяют круг общения детей, создают общность интересов между дошкольниками и их родителями. Воспитывают коммуникативные качества. Позволяют активизировать познавательные интересы. Организуют и дисциплинируют детей.

Таким образом, кинезиологические упражнения развивают мозолистое тело, повышают стрессоустойчивость, синхронизируют работу полушарий, улучшают мыслительную деятельность, мелкую и крупную моторику, способствуют улучшению памяти и внимания, облегчают процесс чтения и письма, формируют пространственные представления, снижают утомляемость, повышают способность к произвольному контролю.

Список литературы

  1. Использование педагогами нейропсихологических и нейрокинезиологических упражнений, способствующих успешности решения учебных задач учащимися с нарушениями опорно-двигательного аппарата. Методич. пособие / Сыманюк Э.Э., Печеркина А.А., Ицкович М.М., Токарская Л.В.Екатеринбург: Издательский Дом "Ажур", 2019. 160 с.
  2. Марычева О.И., Габараева К.А. Гимнастика для ума. Сборник упражнений для активизации умственной деятельности. [Текст] / под ред. Рябовой О.А. - Карпогоры, 2020. - 20 с.
  3. Сазонов. В.Ф. Кинезтологическая гимнастика против стрессов: учебно-методическое пособие / В.Ф.Сазонов, Л.П.Кириллова, О.П.Мосунов. - Рязань: Изд-во РГПУ, 2000. - 48с.
  4. Сиротюк А.Л. Коррекция развития интеллекта дошкольников. - М: ТЦ Сфера, 2001. - 48 с.
  5. Сиротюк А.Л. Упражнения для психомоторного развития дошкольников: Практическое пособие. - М.: АРКТИ, 2014. - 60 с.