Развитие правового государства, формирование гражданского общества, укрепление национального согласия в России требуют высокой правовой культуры и правовой грамотности, без которой не могут быть в полной мере реализованы такие базовые ценности и принципы жизни общества, как верховенство закона, приоритет человека, его неотчуждаемых прав и свобод, обеспечение надежной защищенности публичных интересов [1].
В современной России на образовательные организации возложена задача не только обучения и воспитания личности, обладающей принципами гражданственности, морали, духовности, культуры и законопослушности, но правового просвещении всех участников образовательного процесса.
Профессиональный стандарт «Педагог (педагогическая деятельность в дошкольном, начальном общем, основном общем, среднем общем образовании) (воспитатель, учитель)», утвержденный приказом Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации от 18.10.2013 № 544н [2], определяет, что при выполнении общепедагогической функции по обучению педагог должен владеть знаниями законов и иных нормативных правовых актов, регламентирующих образовательную деятельность в Российской Федерации, нормативных документов по вопросам обучения и воспитания детей и молодежи, федеральных государственных образовательных стандартов, законодательства о правах ребенка, трудового законодательства, соблюдать правовые, нравственные и этические нормы, требования профессиональной этики.
Федеральный закон от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» [3], требования Федеральных государственных образовательных стандартов ориентируют педагога на формирование у обучающихся уважения к закону и правопорядку, нравственного сознания и законопослушного поведения.
Поэтому одной из основных целей МБОУ гимназии №11 является создание условий для формирования правового сознания, правой культуры всех участников образовательного процесса, активной гражданской позиции обучающихся, их родителей (законных представителей) и педагогов.
Кейс разработан в рамках реализуемой в МБОУ гимназии № 11 города Пятигорска с 2018-2019 учебного года программы городской инновационной площадки по теме «Формирование правового пространства, способствующего развитию гражданско-правовой культуры, как составной части общей системы учебно-воспитательной работы» («Законы сильны нами, а мы — законами»).
Предлагаемый кейс направлен на профилактику нарушений прав участников образовательного процесса: обучающихся; родителей (законных представителей); педагогов.
Кейс предназначен для руководителей, директоров, завучей, методистов, педагогов и специалистов образовательных организаций.
Содержание кейса
I. Обозначение ключевой проблемы
Участникам предлагается разделиться на три группы. Каждой группе выдается для рассмотрения и анализа описание конкретной правовой ситуации, требующей решения.
Ключевая проблема, требующая решения - профилактика нарушений прав участников образовательного процесса.
Первая группа
1. Профилактика нарушения прав обучающихся
Примеры нарушений прав школьников и меры по восстановлению прав.
Ситуация 1. «Прокуратура опротестовала локальный акт, закрепляющий школьное правило «звонок - сигнал для учителя» (23 Сентября 2019г.) [4]. Приложение 1.
Вторая группа
2. Профилактика нарушения прав родителей (законных представителей)
Ситуация 2. Конфликт «учитель – родитель». Как наладить контакт со «сложным» родителем? [5]. Приложение 2.
Третья группа
3. Профилактика нарушения прав педагогических работников
Ситуация 3. Правовые ситуации, связанные с нарушением трудовых прав педагогов [6]. Приложение 3.
II. Решение конкретной ситуации
Вопросы и задания для групп:
Группа 1. Проанализируйте описанную выше Ситуацию 1. Определите возможные причины возникновения ситуации.
Группе выдается Таблица 1. Нарушения прав обучающегося. В качестве таблицы можно использовать схему Фишбоун (диаграмма Исикавы) ‒ схематическая диаграмма в форме рыбьего скелета, позволяющая наглядно продемонстрировать определенные в процессе анализа причины конкретных событий, явлений, проблем и соответствующие выводы или результаты обсуждения [7]. Участники записывают возможные варианты причины возникновения ситуации. Совместно обосновывают вывод.
Таблица 1. Нарушения прав обучающегося
Нарушения прав обучающегося | Нарушение |
|
|
|
|
Вывод: |
Причина |
|
|
|
|
2. Проанализируйте описанную выше Ситуацию 2 с родителем (законным представителем). Определите возможные причины возникновения ситуации. (Группа 2). Группе выдается Таблица 2. Нарушения прав Родителя (законного представителя). Участники записывают возможные варианты причины возникновения ситуации. Совместно обосновывают вывод.
Таблица 2. Нарушения прав Родителя (законного представителя)
Нарушения прав Родителя (законного представителя) | Нарушение |
|
|
|
|
Вывод: |
Причина |
|
|
|
|
Проанализируйте описанную Ситуацию 3 с педагогическим работником. Определите возможные причины возникновения ситуации. (Группа 3). Группе выдается Таблица 3. Нарушения прав учителя. Участники записывают возможные варианты причины возникновения ситуации.
Таблица 3. Нарушения прав учителя
Нарушения прав учителя | Нарушение |
|
|
|
|
Вывод: |
Причина |
|
|
|
|
4. Возможные решения профилактики нарушения прав участников образовательного процесса. Со слов участников ведущий/участник записывает возможные варианты.
На стенде/доске Таблица 4. Профилактика нарушений прав участников образовательного процесса.
Таблица 4. Профилактика нарушений прав участников образовательного процесса
Профилактика нарушений прав участников образовательного процесса | Нарушение |
|
|
|
|
Вывод: |
Профилактика |
|
|
|
|
III. Обсуждение иных возможных вариантов решения конкретной ситуации
1. Профилактика нарушения прав обучающихся
Примеры нарушений прав школьников и меры по восстановлению прав
1.1 Возможным вариантом нарушения прав несовершеннолетних школьников может быть принуждение обучающихся убирать территорию образовательного учреждения или пришкольный участок. В такой ситуации нарушается статья 37 Конституции Российской Федерации, устанавливающая, что принудительный труд запрещен. Кроме того, в таком случае не соблюдается часть 4 статьи 34 Федерального закона «Об образовании в Российской Федерации» от 29.12.2012 № 273-ФЗ (далее – ФЗ № 273-ФЗ), которая определяет, что привлечение обучающихся без их согласия и несовершеннолетних обучающихся без согласия их родителей к труду, не предусмотренному образовательной программой, запрещается. Данные нормы указывают на то, что школа не имеет права принуждать школьников брать швабры и мыть школьные помещения, убирать школьную территорию. И даже если ученики изъявили бы желание сами участвовать в трудовом десанте, то директор все равно не смог бы им этого позволить без письменного согласия родителей.
В случае если школа нарушает права школьников в данном вопросе, то родители могут обжаловать действия образовательного учреждения: обратиться к директору с письменной жалобой на действия педагога, который заставляет детей выполнять ту или иную уборку. Если директор откажется освободить ребенка от этого труда, жалобу можно будет написать в органы управления образованием и органы по защите прав ребенка, обратиться в суд.
1.2. Обязательное для всех учеников посещение православного монастыря, как внеклассного мероприятия – это еще один пример нарушения прав обучающихся. Среди учеников могут быть не только христиане, но и приверженцы других религий. Этот момент в обязательном порядке должен учитываться, ведь посещение монастыря может противоречить религиозным взглядам и убеждениям таких детей.
Регулируя данную ситуацию, Конституция Российской Федерации гласит, что каждый человек имеет право на свободу совести и вероисповедания, то есть каждый имеет право сам выбирать религию. В соответствии с этим ученики имеют полное право отказаться от посещения православного или иного монастыря, предлагаемого к посещению школой.
Если же администрация школы или классный руководитель принудительно привлекают школьников к участию в мероприятиях, имеющих отношение к религии, то родителям в таком случае следует подать письменную жалобу директору школы, обратиться в органы управления образованием, к уполномоченному по правам ребенка и другие органы. Если нарушением религиозных принципов ребенку причинены моральные страдания – можно требовать выплаты компенсации такого вреда.
1.3. Еще один пример нарушения прав обучающихся – принуждение со стороны руководства школы посещать дополнительные занятия. В этом случае стоит помнить, что в каждом образовательном учреждении есть свой учебный план, в котором строго прописаны предметы, изучаемые в конкретном классе, и количество часов, которое уделяется на эти предметы. Никто не может заставить школьника посещать дополнительные занятия. Все кружки, факультативы, секции могут быть только добровольными, и их школьник имеет полное право не посещать.
Восстановить нарушенные права можно теми же способами – обращением к руководству школы, в органы управления образованием, в прокуратуру, в суд.
1.4. Унижение учителем ребенка перед одноклассниками или вынесение на всеобщее обсуждение класса мнений или убеждений ученика без его согласия - в данном примере явно прослеживается нарушение норм законодательства, так как согласно части 1 статьи 34 ФЗ № 273-ФЗ обучающийся имеет право на уважение человеческого достоинства, защиту от всех форм физического и психического насилия, оскорбления личности, охрану жизни и здоровья.
В случае если учитель действительно поступил непрофессионально – можно требовать применения к нему мер ответственности и даже компенсации причиненного ребенку морального вреда.
1.5. Удаление ученика с урока или не допуск до занятий – это также нарушение прав ребенка. В такой ситуации школьнику стоит знать, что учитель не имеет права не пускать ученика на урок или выгонять его из класса. Однако в этом правиле есть и исключения. Например, если ученик пришел в состоянии алкогольного или наркотического опьянения или начал громить школьную мебель – учитель обязан реагировать: вызвать администрацию школы, полицию и других специалистов, которые «из рук в руки» примут ученика у педагога и продолжат с ним работу по своей компетенции. Если же поведение школьника не представляет никакой опасности и не требует вмешательства специалистов - учитель не имеет права ограничивать ребенка в посещении урока.
1.6. Если обучающиеся совершают нарушения:
Во исполнение нового закона об образовании Минобрнауки РФ разработало правила наложения дисциплинарных наказаний и снятия их с обучающихся: приказ Минобрнауки России от 15.03.2013 №185 «Об утверждении Порядка применения к обучающимся и снятия с обучающихся мер дисциплинарного взыскания».
Меры дисциплинарного взыскания не применяются к обучающимся:
- по образовательным программам дошкольного и начального общего образования;
- с ограниченными возможностями здоровья (с задержкой психического развития и различными формами умственной отсталости);
2. Профилактика нарушения прав родителей (законных представителей)
Права и обязанности родителей в школе
Хочу добавить к Вашим выводам следующую информацию:
2.1. Какие еще права для родителей обещаны законом «Об образовании в РФ» (далее по ст. 44 закона «Об образовании в РФ»)?
- выбирать школу, формы обучения (в разных школах могут быть разными, например, в гимназиях и лицеях), язык обучения, факультативы и элективные курсы (дополнительные курсы по определённому предмету);
- дать ребёнку образование в семье (семейное образование) и в любое время продолжить образование в школе;
- ознакомиться с уставом школы, программой, по которой учатся дети, лицензией и т.д.;
- узнать методы обучения и воспитания детей в школе, а также оценки;
- защищать права и интересы своего ребёнка;
- знать обо всех обследованиях детей в школе (медицинских, психологических и т.д.), и результатах этих обследований;
- принимать участие в управлении школой (для этого нужно как минимум посещать родительские собрания, а как максимум быть в составе родительского комитета).
Родители обязаны:
- обеспечить получение среднего образования (9 классов). Сюда входит: обеспечить одеждой (в том числе форменной школьной), место для приготовления уроков, благоприятная обстановка (в конфликтах и ссорах ребёнку сложнее хорошо учиться), обеспечение канцтоварами и другими нужными для учёбы вещами;
- соблюдать внутренний распорядок школы (режим занятий), требования устава и другие документы, связанные со школой и родителями;
- уважать честь и достоинство учащихся и работников школы.
3. Профилактика нарушения прав педагогических работников
Ответы на Ситуацию 3.
1. Заключение срочного трудового договора с учителем по основной работе не соответствует положениям статьи 58 и 59 Трудового кодекса Российской Федерации, которые закрепляют правила заключения срочных трудовых договоров, определяя при этом, что трудовой договор, заключенный на определенный срок при отсутствии достаточных к тому оснований, установленных судом, считается заключенным на неопределенный срок (часть пятая статьи 58), направлены на защиту прав работника от произвольного определения работодателем срока заключения трудового договора и носят гарантийный характер (Определение Конституционного Суда РФ от 29.05. 2014 № 1094-О).
2. Испытательный срок.
В соответствии с пунктом 4 части 4 ст. 70 ТК РФ испытание при приеме на работу не устанавливается для лиц, получивших среднее профессиональное образование или высшее образование по имеющим государственную аккредитацию образовательным программам и впервые поступающих на работу по полученной специальности в течение одного года со дня получения профессионального образования соответствующего уровня;
3. Форма трудового договора.
В соответствии со ст. 67 ТК РФ трудовой договор заключается в письменной форме, составляется в двух экземплярах, каждый из которых подписывается сторонами. Один экземпляр трудового договора передается работнику, другой хранится у работодателя. Получение работником экземпляра трудового договора должно подтверждаться подписью работника на экземпляре трудового договора, хранящемся у работодателя.
Трудовой договор, не оформленный в письменной форме, считается заключенным, если работник приступил к работе с ведома или по поручению работодателя или его уполномоченного на это представителя. При фактическом допущении работника к работе работодатель обязан оформить с ним трудовой договор в письменной форме не позднее трех рабочих дней со дня фактического допущения работника к работе.
IV. План действий на будущее, с целью профилактики последующего возникновения подобных ситуаций
1. Повышение правовой компетентности участников образовательного процесса (курсы, самообразование, методические объединения, семинары, вебинары).
2. Ознакомление участников образовательного процесса с действующим законодательством образовательной сферы посредством самообразования, классных часов, программ внеурочной деятельности, на уроках обществознания, права и ОБЖ, встреч с работниками правоохранительных органов.
3. Ознакомление обучающихся и их родителей (законных представителей) с локальными актами образовательного учреждения.
4. Регулярная актуализация локальных актов образовательной организации, по исполнению законодательства об образовании.
Хочу добавить, что:
- на сайте Рособрнадзора РФ в разделе «Профилактика нарушений обязательных требований» размещена информация о содержании новых нормативных - правовых актов, регламентирующих сферу образования, перечни наиболее часто встречающихся нарушений, информация о процедурах контроля и другие материалы [8].
- на сайте Мособрнадзора РФ размещена информация о Перечне наиболее часто встречающихся (типовых) случаев нарушений обязательных требований законодательства об образовании [9].
Литература
1. Основы государственной политики Российской Федерации в сфере развития правовой грамотности и правосознания граждан (утв. Президентом РФ 28.04.2011 № Пр-1168) [Электронный ресурс]. URL: https://rg.ru/2011/07/14/pravosoznanie-dok.html (Дата обращения 16.03.2020).
2. Профессиональный стандарт «Педагог (педагогическая деятельность в дошкольном, начальном общем, основном общем, среднем общем образовании) (воспитатель, учитель)», утвержденный приказом Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации от 18.10.2013 № 544н [Электронный ресурс]. URL: https://rosmintrud.ru/docs/mintrud/orders/129 (Дата обращения 16.03.2020).
3. Федеральный закон от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» [Электронный ресурс]. URL: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_140174/ (Дата обращения 16.03.2020).
4. Прокуратура опротестовала локальный акт, закрепляющий школьное правило «звонок - сигнал для учителя» [Электронный ресурс]. URL: http://www.prokrzn.ru/info/news/prokuratura-oprotestovala-lokalnyy-akt-zakreplyayushchiy-shkolnoe-pravilo-zvonok-signal-dlya-uchitel/ (Дата обращения 16.03.2020).
5. Конфликт «учитель – родитель». Как наладить контакт со «сложным» родителем? [Электронный ресурс]. URL: https://rosuchebnik.ru/material/konflikt-uchitel-roditely/ (Дата обращения 16.03.2020).
6. Правовые ситуации, связанные с нарушением трудовых прав педагогов [Электронный ресурс]. URL: https://www.eseur.ru/astrahan/Pravovie_situacii_svyazannie_s_narusheniem_trudovih_prav_pedagogov/ (Дата обращения 16.03.2020).
7. Метод «Фишбоун» (Рыбий скелет): что это такое, формы работы на уроке и примеры [Электронный ресурс]. URL: https://pedsovet.su/metodika/priemy/5714 (Дата обращения 16.03.2020).
8. Профилактика нарушений обязательных требований [Электронный ресурс]. URL: http://obrnadzor.gov.ru/ru/activity/main_directions/prevent_measures/ (Дата обращения 16.03.2020).
9. Перечень наиболее часто встречающихся (типовых) случаев нарушений обязательных требований законодательства об образовании [Электронный ресурс]. URL: http://mosobrnadzor.ru/supervision/violations/tipovye_narusheniya_obyazatelnykh_trebovaniy_zakonodatelstva_ob_obrazovanii (Дата обращения 16.03.2020).