Цель мастер-класса: создать условия для профессионального самосовершенствования педагогов, через раскрытия специфики QR-технологий.
Задачи:
- познакомиться с технологией использования QR-кодов;
- познакомиться с методическими приемами создания образовательных мероприятий с использованием QR-кодов;
Ход мастер-класса
Мы живем в эпоху информатизации и каждый день должны успеть обработать много разнообразной информации, которая встречается нам в разных формах во всех сферах жизни. Одна из задач педагога - помочь ученикам в освоении умения работать с информацией (информационные компетентности, которые предлагают новые мировые образовательные стандарты). Это не только осуществление поиска информации, но и активное освоение универсальных учебных действий.
Согласитесь, наличие на уроках мобильных телефонов у учеников вызывает часто негативную реакцию у нас, учителей. Многие учебные заведения вводят запреты на использование гаджетов учениками во время урока, ограничивают их использование на территории образовательного учреждения. Но в современном мире без телефона не обойтись. И логично было бы учить детей правильно использовать смартфоны, а не запрещать их. Ученики должны понимать, что возможности их телефонов не заканчиваются на играх. Телефон может стать отличным помощником в учёбе, поможет заинтересовать ребёнка, поможет развивать его индивидуальность.
В процессе организации учебной деятельности многие учителя столкнулись с проблемой: ученикам интереснее смотреть на красочные картинки игр и «мемов», чем вникать в новую тему. Учителю сложно конкурировать с красочными приложениями из App store и Play Market, не у всех есть возможность использовать яркий наглядный материал, не везде техника позволяет «разгуляться» и показать детям всё самое интересное, что есть в этом мире. Но есть решение этой проблемы: сделать смартфоны своим помощником и использовать для этого технологии QR-кода.
Наверняка вы заметили, что с определенного момента вам на глаза стали попадаться странные квадратики с непонятными символами внутри. Они попадаются на сайтах, в рекламе, даже на табличках у памятников. Что это за код - давайте разберемся.
QR-код — квадратная картинка, в которую закодирована информация. QR-коды (от Quick Response — по-английски «быстрая реакция», «быстрый отклик») были разработаны в 1994 году японской компанией Denso-Wave. В самой Японии QR-коды получили широкое распространение в начале 2000-х годов: их размещают в рекламе, на упаковке товаров, печатают в буклетах, используют в играх, в справочниках и ещё миллионом разных способов.
Эту технологию можно применять во время учебной деятельности.
QR-коды можно использовать на различных этапах урока. От постановки целей до домашнего задания. Учащихся можно включать в различные формы работы: индивидуальные, парные и групповые. Выбранные формы зависят от количества гаджетов, которые может использовать учитель на уроке.
В качестве гаджетов можно использовать мобильные телефоны и планшеты. Для считывания QR-кодов на настоящее время существует огромное количество специальных программ и приложений. Для каждой модели телефона существует свое приложение (в зависимости от ОС смартфона: QR code reader, Молния QR-сканер, QR сканер штрих-кода).
Для использования этой технологии учащиеся должны понимать, как работает считыватель кода, должны знать, что в коде можно зашифровать очень много информации в разных формах. Используя эту технологию, ученикам приходится не только искать ответ через различные поисковые сервисы, но и генерировать свои QR-коды.
Как можно мотивировать учеников при помощи QR-технологии изучать и осваивать новую информацию? Например:
- Ссылки на мультимедиа-, аудио- и видеокомментарии.
- Зашифровывать объявления.
- Кодировать адреса, в том числе с указанием координат.
- Коллекции комментариев, информационных блоков и активных ссылок для работы над проектом.
- Связь с онлайн контентами, обеспечивающими доступ в электронные библиотеки.
- Кодирование заданий для групповой или индивидуальной работы.
- Ссылки на мультимедийные источники и ресурсы, содержащие дополнительную информацию по определённой теме.
- Обогащение информационной среды школьного музея (размещение на стендах ссылок на тематические мультимедиаресурсы).
В текущем учебном году в условиях пандемии и тотальной нехватки времени объявления о предстоящих конкурсах и олимпиадах по географии и внеурорчной деятельности я печатала в виде QR-кода, в котором была закодирована ссылка на сайт мероприятия. Заинтересованные ученики могли сами, без проблем перейти на сайт и поучаствовать.