Одной из главных проблем школьного образования является то, что огромное количество учащихся всех звеньев обучения, в первую очередь, начального, теряют желание учиться, а число имеющих ситуативные и нестойкие интересы увеличивается. Данную проблему обсуждали на заседании итоговой коллегии Министерства просвещения Российской Федерации «Об итогах деятельности Министерства просвещения Российской Федерации за 2018 год и задачах на 2019 год» в Москве. Как говорил профессор И.В.Макаров: «Снижение мотивации и уровня познавательного интереса наблюдается у 80% всех школьников. С каждым новым классом наблюдается значительное снижение мотивированности детей». Следует отметить, что это подтверждают и результаты диагностики «Оценка уровня сформированности познавательного интереса обучающихся» Н.Г.Лускановой, проведенной в 1 классе в МБОУ СШ №156 г. Красноярска. Результаты показали, что у 78% учащихся первого класса сформированность познавательного интереса находится на низком уровне, у 13% - на среднем и лишь у 9% на высоком. Исходя из полученных данных, мы можем говорить о том, что проблема низкого уровня сформированности познавательного интереса на сегодняшний день стоит особенно остро.
Рассмотрим понятие «познавательный интерес». Как утверждает И.Н.Соколовская: «Познавательный интерес - избирательная направленность личности, обращенная к области познания, к ее предметной стороне и самому процессу овладения знаниями» [3]. Познавательный интерес положительно влияет не только на процесс и результат деятельности, но и на протекание психических процессов мышления, воображения, памяти, внимания, которые под влиянием познавательного интереса приобретают особую активность и направленность. В психологической литературе наряду с понятием «познавательный интерес» используется понятие «учебный интерес», которое иногда употребляется в аналогичном значении. Особо отметим, что проявление учебного интереса учащихся оказывает благоприятное влияние на их деятельность, в результате такого воздействия деятельность может становиться более продуктивной.
Для повышения уровня познавательного интереса у младших школьников, особенно у учащихся 1 класса, следует использовать игровые приемы и ситуации в процессе обучения. В игровых приемах дидактическая цель ставится перед учащимися в форме игровой задачи, а учебный материал используется в качестве ее средства. Игровые приемы не заменяют полностью традиционные формы и методы обучения; они рационально их дополняют, позволяя более эффективно достичь поставленной цели и задачи конкретного занятия и всего учебного процесса. В процессе игровой деятельности у школьников появляется интерес к предмету, происходит развитие познавательных процессов. Постепенно ребенок меняет пассивно-воспринимающую позицию на позицию сотрудничества ученика и учителя. Это способствует формированию навыков самообучения и самоорганизации учащихся, формируются умения и навыки, закрепляются знания, приобретаемые на уроках [3].
В развитии познавательного интереса младших школьников можно выделить несколько этапов. Первоначально он проявляется в виде любопытства - естественной реакции человека на все неожиданное, интригующее. Любопытство, вызванное неожиданным результатом опыта, интересным фактом, приковывает внимание учащегося к материалу данного занятия, но не переносится на другие занятия. Это неустойчивый, ситуативный интерес.
Более высокой стадией интереса является любознательность, когда учащийся проявляет желание глубже разобраться, понять изучаемое явление. В этом случае воспитанник обычно активен на занятии, задает вопросы, участвует в обсуждении результатов демонстраций, приводит свои примеры, читает дополнительную литературу, конструирует приборы, самостоятельно проводит опыты и т.д. Однако любознательность ученика обычно не распространяется на изучение всего предмета. Материал другой темы, раздела может оказаться для него скучным, и интерес к предмету пропадет. Поэтому задача каждого педагога состоит в том, чтобы поддерживать любознательность и стремиться сформировать у учащихся устойчивый интерес к предмету, при котором ученик понимает структуру, логику курса, используемые в нем методы поиска и доказательства новых знаний, в учебе его захватывает сам процесс постижения новых знаний, а самостоятельное решение проблем, нестандартных задач доставляет удовольствие. Таким образом, познавательный интерес младших школьников представляет собой важный фактор учения и в то же время является жизненно-необходимым фактором становления личности [3].
Одним из путей формирования познавательного интереса, по мнению Н.В.Софроновой, является использование мультимедийных технологий в учебном процессе начальной школы. Одним из примеров мультимедийной технологии, часто используемой во время учебного процесса, является учебный видеоролик, тематика которого определяется конкретной учебной дисциплиной [4]. П.Ю.Каллиников под учебным видеороликом понимает эффективную форму представления учебного контента, неизменяемого в условиях электронного обучения [2]. Отметим, что использование учебных видеороликов стало особенно востребовано в период пандемии, когда большинство образовательных учреждений перешли на дистанционный формат обучения.
У младших школьников небогатая жизненная практика и поэтому для них многие образы окружающего мира, изучаемые по программе, незнакомы. А при помощи учебных видеороликов мы имеем возможность подобрать богатый иллюстративный и аудиоматериал в качестве дополнения к учебнику. Использование видеороликов в учебном процессе обеспечивает возможность:
- Дать учащимся более полную, достоверную информацию об изучаемых явлениях и процессах.
- Сделать учебный материал более наглядным и интересным для детей начальной школы.
- Удовлетворить запросы, желания и интересы учащихся.
- Освободить учителя от части технической работы, связанной с контролем и коррекцией знаний, умений, проверкой тетрадей и т.д.
- Организовать полный и систематический контроль, объективный учет успеваемости и наладить эффективную обратную связь [3].
Э.И.Александрова - автор учебников по математике в системе развивающего обучения Д.Б.Эльконина–В.В.Давыдова, выделяет 7 типов развивающих видеороликов для работы учителя:
- Ролики, в которых учебно-практические задачи, задачи на осмысление собственного способа действия и др. могут быть представлены в игровой форме (тогда, когда у ребёнка ещё нет учебной мотивации – первый, второй класс – с использованием сюжетов из сказок, что себя отлично зарекомендовало).
- Ролики, в которых учитель ведёт диалог с любым учеником или группой детей, находящихся рядом с учителем.
- Ролики, связанные с операционным составом способа действия, когда на основе детских обсуждений конструируется и озвучивается алгоритм для выполнения тех или иных учебно-практических заданий.
- Ролики, обучающие работать с книгой или текстом, направленные на выстраивание алгоритма самостоятельной работы.
- Ролики контрольно-оценочные, когда ребёнку предлагается выбрать и выполнить только те задания из учебника или рабочей тетради, с которыми он может справиться успешно и выполнить из предложенных 2–3 задания (количество по желанию).
- Ролики, которые дети по желанию снимают для тех, кто не научился тому, что он сам умеет делать.
- Ролики, которые связаны с проектными задачами в игровой или учебной форме [1].
На основании классификации Э.И.Александровой, приведем пример сценария учебного видеоролика первого типа – представление учебного материала в игровой форме.
Класс: 1.
Предмет: русский язык (В.В.Репкин).
Тема: «Построение модели звукового состава слова».
Зона ближайшего развития:
- Определяют номинативную функцию слов (слово как название предмета, признака, действия).
- Делят слова на слоги.
- Используют способ определения ударения в слове.
- Различают гласные и согласные звуки, звонкие и глухие, твердые и мягкие.
Цель: организация учебной деятельности по закреплению умения строить графическую модель слова, отображающую его звуковой состав.
Планируемый предметный результат:
- строят графическую модель слова, отображающую его звуковой состав;
Метапредметные результаты:
- Познавательные:
- осуществляют логические действия анализа и сравнения;
- осуществляют действие моделирования.
- Регулятивные: осуществляют самоконтроль и самооценку в процессе учебной деятельности.
Личностные: проявляют интерес к изучению русского языка.
Предназначение: данный методический материал можно использовать при организации урока русского языка в 1 классе после окончания изучения «Букваря» или на неделе «Русского языка», как внеклассное мероприятие.
Рекомендации:
- использовать аудио и видео сопровождение во время «путешествий» между станциями;
- в конце учебного видеоролика, рекомендуется предложить учащимся придумать задания и снять собственный видеоролик по данной теме для своих одноклассников с целью закрепления их знаний и умений.
Деятельность учителя
Учитель. Сегодня мы, друзья, отправляемся в удивительное виртуальное путешествие в страну Знаний. Во время путешествия мы будем останавливаться на сказочных остановках, станциях. На этих станциях вы должны проявлять свои смекалку, знания и умения.
Но сначала, подготовьте свою тетрадь и ручку. Откройте тетрадь, запишите сегодняшнюю дату. Не торопитесь, при необходимости остановите видео.
Теперь, нарисуйте на полях шкалу и оцените свое умение строить графическую модель слова, отображающую его звуковой состав. Если вы думаете, что без труда можете это делать, то поставьте крестик на самом вверху. Если у вас еще возникают трудности, то поставьте крестик посередине. А если вы совсем не уверены, то поставьте крестик внизу, но не переживайте, мы обязательно с вами еще потренируемся!
Учитель. Итак, дорогие друзья, если вы готовы, мы начнем наше путешествие.
Мы пролетаем над морями, полями, горами (аудио и видео сопровождение). А вот и первая наша станция «Загадочная». А вот и первое задание! Только посмотрите это же ребусы!
Картинка с ребусом №1 – зашифрованное слово «нос».
Картинка с ребусом №2 – зашифрованное слово «полка».
Картинка с ребусом №3 – зашифрованное слово «малина».
Ребята, вам необходимо выписать зашифрованные слова и построить к ним звуковые модели. Поставьте видео на паузу, подумайте и выполните задание в тетради. Как только будете готовы, снова включите видео и проверьте свою работу.
На слайде появляются ответы:
Внимательно посмотрите на экран и проверьте, правильно ли вы выполнили задание?
Учитель. Уверена, у вас все получилось, а это значит мы можем продолжить наше путешествие. Только посмотрите, какие чудесные места мы с вами пролетаем. Эта станция «Перемешанная» (аудио и видео сопровождение). Но что-то случилось, только посмотрите, мы остановились! Но почему? Неужели опять возникла проблема?
Только посмотрите! Слова и их звуковые модели перемешались!
Поможем словам найти свои звуковые модели?
Ребята, вам необходимо выписать в тетрадь слова, а напротив – их звуковые модели. Поставьте ударения в словах и разделите их на слоги.
(Слова и звуковые модели слов на слайде расположены в хаотичном порядке).
Подумайте, остановите видео и выполните задание. Когда закончите – включите видео и проверьте себя.
На слайде появляются ответы:
Учитель. Я уверена, что у вас все получилось. Теперь давайте дадим нашим глазкам немного отдохнуть.
Физкультминутка для глаз.
Не поворачивая головы (голова прямо), с закрытыми глазами, посмотреть направо, затем налево и прямо. Поднять глаза вверх, опустить вниз и перевести взгляд прямо. Повторить 4-5 раз.
Учитель. А вот, ребята, и последняя наша станция «Парная» (аудио и видео сопровождение).
Ребята, вам необходимо найти пары слов, у которых звуковые модели одинаковые, и выписать эти пары слов себе в тетрадь.
Слова: полка – ветка, слон – лифт, бык – лук, дом – сом.
Как только закончишь - будь готов проверить свою работу. Не торопись, я буду тебя ждать – только нажми на паузу.
Учитель. Готов проверить? Внимательно смотри!
На слайде появляются ответы:
Бык – лук
Ребята, как мы с вами видим, звуковые модели данных слов совершенно одинаковые.
А теперь давайте сравним звуковые модели других пар слов.
На слайде появляются слова с их звуковыми моделями:
Полка – ветка
Слон – лифт
Дом – сом
Как мы видим у данных пар слов совершенно разные звуковые модели. Исходя из этого, мы с вами можем убедиться, что действительно правильным ответом будет пара слов: бык-лук.
Учитель. Вот и подошло к концу наше путешествие. Давайте с вами вернемся в начало нашего урока, к нашей оценочной шкале. Я попрошу вас снова оценить свое умение строить графическую модель слова, отображающую его звуковой состав. Я уверена, что у вас все получилось сделать, а если нет, то не переживайте, ведь это не последнее наше путешествие, мы еще с вами обязательно встретимся и у нас все получится!
Ребята, по окончанию нашего урока, я предлагаю вам придумать задание, аналогичное последнему, объяснить верное решение и снять свой видеоролик.
Так как данные обучающие видеоролики будут ориентированы на реализацию развивающей системы обучения Д.Б.Эльконина - В.В.Давыдова, главной целью которой является формирование субъектности и учебной самостоятельности младших школьников, делаем вывод о том, что продуктивным способом повышения уровня познавательного интереса у учащихся будет являться самостоятельное создание учащимися обучающих видеороликов для своих одноклассников.
Обучающие видеоролики преобразят преподавание традиционного учебного предмета, активизируют внимание учащихся, оптимизируют процессы понимания и запоминания учебного материала, а главное – поднимут на более высокий уровень учебно-познавательную мотивацию детей. Данные видеоролики можно будет применять на уроках русского языка, а также во время организации и проведения внеурочной деятельности.
В заключение хотелось бы отметить, что в арсенале учителя находится многообразие методов, но использование учебных видеороликов является одним из наиболее действенных способов повышения эффективности обучения и мотивации учащихся к изучению различных учебных дисциплин.
Библиографический список
- Александрова Э.И. 7 типов развивающих видеороликов для работы учителя [Электронный ресурс] // Сайт Вести образования. - URL: https://vogazeta.ru/articles/2020/8/11/teacher/142797_tipov_razvivayuschih_videorolikov_dlya_raboty_uchitelya (дата обращения 20.12.2020).
- Каллиников П.Ю. Методика использования видеоматериалов в учебном процессе [Электронный ресурс] //Каллиников П.Ю. Сайт педагога-исследователя. - URL: http://si-sv.com/publ/1/metodika/14-1-0-557 (дата обращения: 18.12.2020).
- Соколовская И.Н. Познавательный интерес: сущность и проблемы изучения – М.: Просвещение, 2012 – 258с.
- Софронова Н.В. Информационно-коммуникационные технологии в начальной школе [Текст]: учебник для вузов / Н.В.Софронова, Е.С.Галанжина, М.А.Смирнова. — М.: Академия, 2015. — 208 с.