ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ:
Личностные:
У обучающегося будут сформированы:
- проявление познавательных интересов и активности в данной области предметной технологической деятельности;
мотивация учебной деятельности; овладение установками, нормами и правилами научной организации умственного и физического труда;
развитие готовности к самостоятельным действиям; - трудолюбие; навыки культуры труда: точности в работе и аккуратности.
Обучающийся получит возможность для формирования:
- развития готовности к самостоятельным действиям;
Метапредметные:
У обучающегося будут сформированы:
- планирование процесса познавательно-трудовой деятельности;
- диагностика результатов познавательно-трудовой деятельности по принятым критериям и показателям;
- общеучебные и логические действия (анализ, синтез, классификация, наблюдение, построение цепи рассуждений, доказательство, выдвижение гипотез и их обоснование); согласование и координация совместной познавательно-трудовой деятельности с другими ее участниками;
- умения работать в команде, учитывать позицию других людей, организовывать и планировать сотрудничество, слушать и выступать, проявлять инициативу, принимать решения;
Обучающийся получит возможность для формирования: навыков поиска и выделения необходимой информации из учебника (текст);
Предметные:
- Знать: Пищевую ценность рыбы, способы определения доброкачественности рыбы, способы обработки и приготовления блюд из рыб.
- Уметь: определять качество свежей рыбы.
МЕТОДЫ, ПРИЕМЫ ОБУЧЕНИЯ: проблемное изложение учителем учебного материала, объяснительно-иллюстративный, наглядный, практическая работа.
ОБОРУДОВАНИЕ И МАТЕРИАЛЫ: компьютер, посуда и инвентарь, инструменты и приспособления для проведения лабораторно-практической работы по определению качества рыбы органолептическим методом.
ПРОДУКТЫ: рыба свежая.
ДИДАКТИЧЕСКИЕ МАТЕРИАЛЫ: мультимедийная презентация, инструкционные карты, карточки-задания, учебник, тетрадь.
ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ ТЕХНОЛОГИИ: Здоровьесберегающие технологии, ИКТ.
Время: 80 минут.
1-й урок
Ход урока
I. Организационный момент (1 мин.)
Приветствие, проверка присутствующих и готовности учащихся к уроку (наличие рабочей тетради, ручки, карандаша, продуктов для приготовления блюд).
II. Актуализация новых знаний (5 мин.)
Учитель: Какие названия рыбы вы знаете?
Ответ учащихся: Карп, сельдь, щука, ерш, сазан, стерлядь, кета, горбуша и т. п.
Учитель: Часто ли в вашем доме готовят блюда из рыбы? Кто из вас не любит рыбу?
Почему?
Ответ учащихся: Специфичный запах, руки пахнут, костистая и т.д.
Учитель: А знаете ли вы, почему хотя бы раз в неделю необходимо готовить блюда из рыбы?
Ответ учащихся: она полезная и.т.п.
Учитель: Вы уверены в своих ответах? Уверены, что ваши знания полные?
Ответ учащихся: Нет.
Учитель: Сегодня мы на уроке мы узнаем ответы на все вопросы.
III. Сообщение темы урока, постановка цели и задач (3 мин.)
Запишем тему урока МЕСТО РЫБЫ В ПИТАНИИ ЧЕЛОВЕКА. КАЧЕСТВО РЫБЫ.
(записывают тему урока)
Посмотрите внимательно на название темы и, используя, опорные слова (УЗНАТЬ, НАУЧИТЬСЯ, ПРИМЕНЯТЬ), опробуйте сформулировать цели сегодняшнего занятия:
Узнать – чем ценна рыба, какую роль она играет в питании человека, какая бывает рыба, что подразумевается под качеством рыбы, какими способами (методами) определяется качество рыбы.
Научиться – определять качество рыбы
Применять – полученные знания, например, при покупке рыбы, или, при решении использовать данную рыбу при приготовлении еды или нет.
IV. Формирование новых знаний (30 мин.)
А) работа с учебником.
Чтобы выполнить первую цель, узнать о рыбе всё и даже больше, мы сегодня активно поработаем с учебником, где, по моему мнению, очень интересно и в доступной форме изложен материал. Все свои изыскания мы представим в виде плана с кратким фиксированием ответов.
Итак, прочитайте первый абзац параграфа №7. Что представил автор учебника, деля рыбу на группы? Правильно, классификацию рыб. Что такое классификация? (деление понятий на группы по какому-либо признаку). Пишем в тетради: 1. Классификация рыбы.
Далее каждый пункт плана будет отрабатываться, работая в группах. Каждой группе будет дано задание. Результат должен быть озвучен группой при подведении итогов. В результате мы должны получить краткую запись основных сведений по нашей теме. Время выполнения – 10 минут.
(дети садятся по группа (парам)
Прочитайте задание. Всё ли понятно? Обратите внимание на критерии оценивания своей работы)
1 группа: стр.39-40 - Пищевая ценность рыбы: второй-третий-четвертый-пятый абзацы
2 группа: стр.41 - Семейства рыб: шестой абзац
3 группа: стр. 41-43 - Свежие виды рыб: от слов «Живая рыба» до «Тепловой обработки рыбы»
4 группа: стр. 43-44 - Тепловая обработка рыбы
5 группа: стр.44 - Требования к качеству рыбных блюд
6 группа: стр. 46 - Правила приготовления рыбы: Закон трех «П»
(дети работают с учебником, делая краткие пометки в листе ответов)
Б) трансляция ответов
Итак, время вышло. Предоставляем слово каждой группе. Согласно заданию, рассказать о содержании прочитанного материала, дать заголовок, дать краткую запись прочитанного. Время – 3 минуты каждой команде.
Итак, вами составлен план прочитанного нового материала. Вы хорошо поработали. А теперь посмотрите на план, составленный экспертом, по тому же самому материалу.
(дети сравнивают, выражают согласие или несогласие с ним). В конце урока возвращаемся к теме урока и ее цели. Выполнили? Да? Ценность рыбы очевидна. Учиться определять качество свежей рыбы будем на следующем часе.
V. Самооценка результатов по критериям. (5 мин.)
VI. Подведение итогов (5 мин.)
В конце урока прошу поделиться впечатлениями о сегодняшнем уроке: что понравилось, что нет, что запомнилось, удобно ли было работать в группах… Прошу начать со слов «Я узнал…», «Мне понравилось….», «Мне не понравилось…» Группы ________, получают отметки согласно самооценке (у них все верно). У групп ____ есть ошибки в само- Спасибо, урок окончен.
VII. Уборка рабочих мест
2-й урок
Ход урока
I. Организационный момент (1 мин.)
Приветствие, проверка присутствующих и готовности учащихся к уроку (наличие рабочей тетради, ручки, карандаша).
II. Актуализация новых знаний (5 мин.)
Учитель: В чем ценность рыбных продуктов?
Ответ учащихся: Белки, жиры, витамины, минеральные вещества..
Учитель: Какие виды свежей рыбы, продающиеся в торговых точках, вы знаете?
Ответ учащихся: живая, охлажденная, замороженная.
Учитель: А знаете ли вы, как правильно выбирать рыбу?
Ответ учащихся: понюхать, потрогать…
Учитель: Это всё?
Ответ учащихся: Нет.
Учитель: Сегодня мы на уроке мы узнаем ответы на все вопросы.
III. Сообщение темы урока, постановка цели и задач (3 мин.)
Запишем тему урока. КАЧЕСТВО РЫБЫ.
(записывают тему урока)
Посмотрите внимательно на название темы и, используя, опорные слова (УЗНАТЬ, НАУЧИТЬСЯ, ПРИМЕНЯТЬ), опробуйте сформулировать цели сегодняшнего занятия:
Узнать –что подразумевается под качеством рыбы, какими способами (методами) определяется качество рыбы.
Научиться – определять качество рыбы
Применять – полученные знания, например, при покупке рыбы, или, при решении использовать данную рыбу при приготовлении еды или нет.
IV. Формирование новых знаний (30 мин.)
А) работа с учебником.
Учитель: Что означает слово «качество»?
Ученики: предлагают варианты.. или затрудняются… тогда
«Толковый словарь» трактует слово «КАЧЕСТВО» следующим образом: совокупность свойств, признаков продукции, товаров, услуг, работ, труда, обусловливающих их способностьудовлетворять потребности и запросы людей, соответствовать своему назначению и предъявляемым требованиям. Принято различать качество продукции, работы, труда, материалов, товаров, услуг.
К рыбе: качество рыбы – это совокупность свойств, признаков рыбы, способные удовлетворять потребности и запросы людей при употреблении ее в пищу. К ним относятся: см. стр.48 учебника.
Существует много способов определения качества пищевой продукции:
Посмотрим видеофрагмент (электронный модуль)
Свежесть рыбы будем определять органолептическим способом. Выполним лабораторно-практическую работу.
(пишем название лаб.работы стр.48)
Исходя из названия работы, что будет являться целью? Что мы должны получить в результате ее выполнения? – научиться определять свежесть рыбы органолептическим методом (пишем).
На столе у вас есть все необходимое для работы.
Работать будете в микрогруппах (парах). Задание отражено в описании хода работы. Работаем в тетрадях. Всё ли понятно?
А мне непонятно: на основании чего вы будете делать вывод?
Результат должен быть озвучен группой при подведении итогов. Время выполнения – 20 минут.
(дети садятся по группа (парам)
Прочитайте задание. Всё ли понятно? Обратите внимание на критерии оценивания своей работы)
(дети работают с учебником, с тетрадями)
Б) трансляция ответов
Итак, время вышло. Предоставляем слово каждой группе. Согласно заданию, сказать о результатах исследования. Время – 3 минуты каждой команде.
В конце урока возвращаемся к теме урока и ее цели. Выполнили? Да? Научились определять свежесть рыбы с помощью органов чувств.
V. Самооценка результатов по критериям. (5 мин.)
VI. Подведение итогов (5 мин.)
В конце урока прошу поделиться впечатлениями о сегодняшнем уроке: что понравилось, что нет, что запомнилось, удобно ли было работать в группах… Прошу начать со слов «Я узнал…», «Мне понравилось….», «Мне не понравилось…» Группы ________, получают отметки согласно самооценке (у них все верно). У групп ____ есть ошибки в само- Спасибо, урок окончен.
VII. Уборка рабочих мест
ЗАДАНИЕ
- Подготовьте отчетную форму. Для этого начертите (приклейте) таблицу в тетради.
- Выполняя лабораторную работу, заполните таблицу.
- В графе «Характеристика образца» пишите результаты исследования ВАШЕГО образца.
- В графе «Выводы» пишите «Соответствует качеству» или «Не соответствует качеству» (можно + или -).
- Чтобы написать вывод по выполненной работе, нужно подсчитать количество + и – в графе «Выводы»: если плюсов 5 и более – рыба свежая.
- НАПИСАТЬ вывод в тетради по форме: При выполнении исследования качества рассмотренного образца рыбы ……….. методом делаем вывод: данный образец рыбы является ………………, так как по большинству характеристик имеет ……………….. (вставьте пропущенные слова).
- Выполните самооценку проделанной работы по критериям.
ЗАДАНИЕ
- Подготовьте отчетную форму. Для этого начертите (приклейте) таблицу в тетради.
- Выполняя лабораторную работу, заполните таблицу.
- В графе «Характеристика образца» пишите результаты исследования ВАШЕГО образца.
- В графе «Выводы» пишите «Соответствует качеству» или «Не соответствует качеству» (можно + или -).
- Чтобы написать вывод по выполненной работе, нужно подсчитать количество + и – в графе «Выводы»: если плюсов 5 и более – рыба свежая.
- НАПИСАТЬ вывод в тетради по форме: При выполнении исследования качества рассмотренного образца рыбы ……….. методом делаем вывод: данный образец рыбы является ………………, так как по большинству характеристик имеет ……………….. (вставьте пропущенные слова).
- Выполните самооценку проделанной работы по критериям.
ЗАДАНИЕ
- Подготовьте отчетную форму. Для этого начертите (приклейте) таблицу в тетради.
- Выполняя лабораторную работу, заполните таблицу.
- В графе «Характеристика образца» пишите результаты исследования ВАШЕГО образца.
- В графе «Выводы» пишите «Соответствует качеству» или «Не соответствует качеству» (можно + или -).
- Чтобы написать вывод по выполненной работе, нужно подсчитать количество + и – в графе «Выводы»: если плюсов 5 и более – рыба свежая.
- НАПИСАТЬ развернутый вывод в тетради по форме: При выполнении исследования качества рассмотренного образца рыбы ……….. методом делаем вывод: данный образец рыбы является ………………, так как по большинству характеристик имеет ……………….. (вставьте пропущенные слова).
- Выполните самооценку проделанной работы по критериям.
Оценка проделанной работы: группа_______________________________
Критерии | Баллы |
Моя оценка |
Оценка учителя |
Правильно заполнили графу «Характеристика образца» |
1 |
|
|
Правильно заполнили графу «Выводы» |
1 |
|
|
Написали развернутый вывод в тетради |
1 |
|
|
Правильно сделали вывод: указали метод и качество образца |
2 |
|
|
Всего: |
5 |
|
|
Оценка проделанной работы: группа_______________________________
Критерии | Баллы |
Моя оценка |
Оценка учителя |
Правильно заполнили графу «Характеристика образца» |
1 |
|
|
Правильно заполнили графу «Выводы» |
1 |
|
|
Написали развернутый вывод в тетради |
1 |
|
|
Правильно сделали вывод: указали метод и качество образца |
2 |
|
|
Всего: |
5 |
|
|
Оценка проделанной работы: группа_______________________________
Критерии | Баллы |
Моя оценка |
Оценка учителя |
Правильно заполнили графу «Характеристика образца» |
1 |
|
|
Правильно заполнили графу «Выводы» |
1 |
|
|
Написали развернутый вывод в тетради |
1 |
|
|
Правильно сделали вывод: указали метод и качество образца |
2 |
|
|
Всего: |
5 |
|
|
Таблица
Показатели свежести рыбы
Показатель качества |
Характеристика |
Характеристика образца |
Выводы |
Глаза |
Выпуклые, с прозрачной роговицей (для свежевыловленной рыбы). |
|
|
Жабры |
От ярко-красного до розового цвета |
|
|
Цвет мяса |
Мясо имеет серо-белый цвет (или розовый у лососёвых) и с трудом отделяется от костей |
|
|
Чешуя |
Глянцевая, с трудом отделяется от кожи |
|
|
Слизь |
Прозрачная |
|
|
Консистенция (степень плотности) |
Плотная. При надавливании пальцем ямка выравнивается |
|
|
Запах |
Запах свежей рыбы |
|
|
Таблица
Показатели свежести рыбы
Показатель качества |
Характеристика |
Характеристика образца |
Выводы |
Глаза |
Выпуклые, с прозрачной роговицей (для свежевыловленной рыбы). |
|
|
Жабры |
От ярко-красного до розового цвета |
|
|
Цвет мяса |
Мясо имеет серо-белый цвет (или розовый у лососёвых) и с трудом отделяется от костей |
|
|
Чешуя |
Глянцевая, с трудом отделяется от кожи |
|
|
Слизь |
Прозрачная |
|
|
Консистенция (степень плотности) |
Плотная. При надавливании пальцем ямка выравнивается |
|
|
Запах |
Запах свежей рыбы |
|
|