Место рыбы в питании человека. Раздел "Кулинария". 6-й класс

Разделы: Технология

Класс: 6

Ключевые слова: рыба в питании человека


ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ:

Личностные:

У обучающегося будут сформированы:

  • проявление познавательных интересов и активности в данной области предметной технологической деятельности;
    мотивация учебной деятельности; овладение установками, нормами и правилами научной организации умственного и физического труда;
    развитие готовности к самостоятельным действиям;
  • трудолюбие; навыки культуры труда: точности в работе и аккуратности.

Обучающийся получит возможность для формирования:

  • развития готовности к самостоятельным действиям;

Метапредметные:

У обучающегося будут сформированы:

  • планирование процесса познавательно-трудовой деятельности;
  • диагностика результатов познавательно-трудовой деятельности по принятым критериям и показателям;
  • общеучебные и логические действия (анализ, синтез, классификация, наблюдение, построение цепи рассуждений, доказательство, выдвижение гипотез и их обоснование); согласование и координация совместной познавательно-трудовой деятельности с другими ее участниками;
  • умения работать в команде, учитывать позицию других людей, организовывать и планировать сотрудничество, слушать и выступать, проявлять инициативу, принимать решения;

Обучающийся получит возможность для формирования: навыков поиска и выделения необходимой информации из учебника (текст);

Предметные:

  • Знать: Пищевую ценность рыбы, способы определения доброкачественности рыбы, способы обработки и приготовления блюд из рыб.
  • Уметь: определять качество свежей рыбы.

МЕТОДЫ, ПРИЕМЫ ОБУЧЕНИЯ: проблемное изложение учителем учебного материала, объяснительно-иллюстративный, наглядный, практическая работа.

ОБОРУДОВАНИЕ И МАТЕРИАЛЫ: компьютер, посуда и инвентарь, инструменты и приспособления для проведения лабораторно-практической работы по определению качества рыбы органолептическим методом.

ПРОДУКТЫ: рыба свежая.

ДИДАКТИЧЕСКИЕ МАТЕРИАЛЫ: мультимедийная презентация, инструкционные карты, карточки-задания, учебник, тетрадь.

ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ ТЕХНОЛОГИИ: Здоровьесберегающие технологии, ИКТ.

Время: 80 минут.

1-й урок

Ход урока

I. Организационный момент (1 мин.)

Приветствие, проверка присутствующих и готовности учащихся к уроку (наличие рабочей тетради, ручки, карандаша, продуктов для приготовления блюд).

II. Актуализация новых знаний (5 мин.)

Учитель: Какие названия рыбы вы знаете?

Ответ учащихся: Карп, сельдь, щука, ерш, сазан, стерлядь, кета, горбуша и т. п.

Учитель: Часто ли в вашем доме готовят блюда из рыбы? Кто из вас не любит рыбу?

Почему?

Ответ учащихся: Специфичный запах, руки пахнут, костистая и т.д.

Учитель: А знаете ли вы, почему хотя бы раз в неделю необходимо готовить блюда из рыбы?

Ответ учащихся: она полезная и.т.п.

Учитель: Вы уверены в своих ответах? Уверены, что ваши знания полные?

Ответ учащихся: Нет.

Учитель: Сегодня мы на уроке мы узнаем ответы на все вопросы.

III. Сообщение темы урока, постановка цели и задач (3 мин.)

Запишем тему урока МЕСТО РЫБЫ В ПИТАНИИ ЧЕЛОВЕКА. КАЧЕСТВО РЫБЫ.

(записывают тему урока)

Посмотрите внимательно на название темы и, используя, опорные слова (УЗНАТЬ, НАУЧИТЬСЯ, ПРИМЕНЯТЬ), опробуйте сформулировать цели сегодняшнего занятия:

Узнать – чем ценна рыба, какую роль она играет в питании человека, какая бывает рыба, что подразумевается под качеством рыбы, какими способами (методами) определяется качество рыбы.

Научиться – определять качество рыбы

Применять – полученные знания, например, при покупке рыбы, или, при решении использовать данную рыбу при приготовлении еды или нет.

IV. Формирование новых знаний (30 мин.)

А) работа с учебником.

Чтобы выполнить первую цель, узнать о рыбе всё и даже больше, мы сегодня активно поработаем с учебником, где, по моему мнению, очень интересно и в доступной форме изложен материал. Все свои изыскания мы представим в виде плана с кратким фиксированием ответов.

Итак, прочитайте первый абзац параграфа №7. Что представил автор учебника, деля рыбу на группы? Правильно, классификацию рыб. Что такое классификация? (деление понятий на группы по какому-либо признаку). Пишем в тетради: 1. Классификация рыбы.

Далее каждый пункт плана будет отрабатываться, работая в группах. Каждой группе будет дано задание. Результат должен быть озвучен группой при подведении итогов. В результате мы должны получить краткую запись основных сведений по нашей теме. Время выполнения – 10 минут.

(дети садятся по группа (парам)

Прочитайте задание. Всё ли понятно? Обратите внимание на критерии оценивания своей работы)

1 группа: стр.39-40 - Пищевая ценность рыбы: второй-третий-четвертый-пятый абзацы

2 группа: стр.41 - Семейства рыб: шестой абзац

3 группа: стр. 41-43 - Свежие виды рыб: от слов «Живая рыба» до «Тепловой обработки рыбы»

4 группа: стр. 43-44 - Тепловая обработка рыбы

5 группа: стр.44 - Требования к качеству рыбных блюд

6 группа: стр. 46 - Правила приготовления рыбы: Закон трех «П»

(дети работают с учебником, делая краткие пометки в листе ответов)

Б) трансляция ответов

Итак, время вышло. Предоставляем слово каждой группе. Согласно заданию, рассказать о содержании прочитанного материала, дать заголовок, дать краткую запись прочитанного. Время – 3 минуты каждой команде.

Итак, вами составлен план прочитанного нового материала. Вы хорошо поработали. А теперь посмотрите на план, составленный экспертом, по тому же самому материалу.

(дети сравнивают, выражают согласие или несогласие с ним). В конце урока возвращаемся к теме урока и ее цели. Выполнили? Да? Ценность рыбы очевидна. Учиться определять качество свежей рыбы будем на следующем часе.

V. Самооценка результатов по критериям. (5 мин.)

VI. Подведение итогов (5 мин.)

В конце урока прошу поделиться впечатлениями о сегодняшнем уроке: что понравилось, что нет, что запомнилось, удобно ли было работать в группах… Прошу начать со слов «Я узнал…», «Мне понравилось….», «Мне не понравилось…» Группы ________, получают отметки согласно самооценке (у них все верно). У групп ____ есть ошибки в само- Спасибо, урок окончен.

VII. Уборка рабочих мест

2-й урок

Ход урока

I. Организационный момент (1 мин.)

Приветствие, проверка присутствующих и готовности учащихся к уроку (наличие рабочей тетради, ручки, карандаша).

II. Актуализация новых знаний (5 мин.)

Учитель: В чем ценность рыбных продуктов?

Ответ учащихся: Белки, жиры, витамины, минеральные вещества..

Учитель: Какие виды свежей рыбы, продающиеся в торговых точках, вы знаете?

Ответ учащихся: живая, охлажденная, замороженная.

Учитель: А знаете ли вы, как правильно выбирать рыбу?

Ответ учащихся: понюхать, потрогать…

Учитель: Это всё?

Ответ учащихся: Нет.

Учитель: Сегодня мы на уроке мы узнаем ответы на все вопросы.

III. Сообщение темы урока, постановка цели и задач (3 мин.)

Запишем тему урока. КАЧЕСТВО РЫБЫ.

(записывают тему урока)

Посмотрите внимательно на название темы и, используя, опорные слова (УЗНАТЬ, НАУЧИТЬСЯ, ПРИМЕНЯТЬ), опробуйте сформулировать цели сегодняшнего занятия:

Узнать –что подразумевается под качеством рыбы, какими способами (методами) определяется качество рыбы.

Научиться – определять качество рыбы

Применять – полученные знания, например, при покупке рыбы, или, при решении использовать данную рыбу при приготовлении еды или нет.

IV. Формирование новых знаний (30 мин.)

А) работа с учебником.

Учитель: Что означает слово «качество»?

Ученики: предлагают варианты.. или затрудняются… тогда

«Толковый словарь» трактует слово «КАЧЕСТВО» следующим образом: совокупность свойств, признаков продукции, товаров, услуг, работ, труда, обусловливающих их способностьудовлетворять потребности и запросы людей, соответствовать своему назначению и предъявляемым требованиям. Принято различать качество продукции, работы, труда, материалов, товаров, услуг.

К рыбе: качество рыбы – это совокупность свойств, признаков рыбы, способные удовлетворять потребности и запросы людей при употреблении ее в пищу. К ним относятся: см. стр.48 учебника.

Существует много способов определения качества пищевой продукции:

Посмотрим видеофрагмент (электронный модуль)

Свежесть рыбы будем определять органолептическим способом. Выполним лабораторно-практическую работу.

(пишем название лаб.работы стр.48)

Исходя из названия работы, что будет являться целью? Что мы должны получить в результате ее выполнения? – научиться определять свежесть рыбы органолептическим методом (пишем).

На столе у вас есть все необходимое для работы.

Работать будете в микрогруппах (парах). Задание отражено в описании хода работы. Работаем в тетрадях. Всё ли понятно?

А мне непонятно: на основании чего вы будете делать вывод?

Результат должен быть озвучен группой при подведении итогов. Время выполнения – 20 минут.

(дети садятся по группа (парам)

Прочитайте задание. Всё ли понятно? Обратите внимание на критерии оценивания своей работы)

(дети работают с учебником, с тетрадями)

Б) трансляция ответов

Итак, время вышло. Предоставляем слово каждой группе. Согласно заданию, сказать о результатах исследования. Время – 3 минуты каждой команде.

В конце урока возвращаемся к теме урока и ее цели. Выполнили? Да? Научились определять свежесть рыбы с помощью органов чувств.

V. Самооценка результатов по критериям. (5 мин.)

VI. Подведение итогов (5 мин.)

В конце урока прошу поделиться впечатлениями о сегодняшнем уроке: что понравилось, что нет, что запомнилось, удобно ли было работать в группах… Прошу начать со слов «Я узнал…», «Мне понравилось….», «Мне не понравилось…» Группы ________, получают отметки согласно самооценке (у них все верно). У групп ____ есть ошибки в само- Спасибо, урок окончен.

VII. Уборка рабочих мест

ЗАДАНИЕ

  1. Подготовьте отчетную форму. Для этого начертите (приклейте) таблицу в тетради.
  2. Выполняя лабораторную работу, заполните таблицу.
  3. В графе «Характеристика образца» пишите результаты исследования ВАШЕГО образца.
  4. В графе «Выводы» пишите «Соответствует качеству» или «Не соответствует качеству» (можно + или -).
  5. Чтобы написать вывод по выполненной работе, нужно подсчитать количество + и – в графе «Выводы»: если плюсов 5 и более – рыба свежая.
  6. НАПИСАТЬ вывод в тетради по форме: При выполнении исследования качества рассмотренного образца рыбы ……….. методом делаем вывод: данный образец рыбы является ………………, так как по большинству характеристик имеет ……………….. (вставьте пропущенные слова).
  7. Выполните самооценку проделанной работы по критериям.

ЗАДАНИЕ

  1. Подготовьте отчетную форму. Для этого начертите (приклейте) таблицу в тетради.
  2. Выполняя лабораторную работу, заполните таблицу.
  3. В графе «Характеристика образца» пишите результаты исследования ВАШЕГО образца.
  4. В графе «Выводы» пишите «Соответствует качеству» или «Не соответствует качеству» (можно + или -).
  5. Чтобы написать вывод по выполненной работе, нужно подсчитать количество + и – в графе «Выводы»: если плюсов 5 и более – рыба свежая.
  6. НАПИСАТЬ вывод в тетради по форме: При выполнении исследования качества рассмотренного образца рыбы ……….. методом делаем вывод: данный образец рыбы является ………………, так как по большинству характеристик имеет ……………….. (вставьте пропущенные слова).
  7. Выполните самооценку проделанной работы по критериям.

ЗАДАНИЕ

  1. Подготовьте отчетную форму. Для этого начертите (приклейте) таблицу в тетради.
  2. Выполняя лабораторную работу, заполните таблицу.
  3. В графе «Характеристика образца» пишите результаты исследования ВАШЕГО образца.
  4. В графе «Выводы» пишите «Соответствует качеству» или «Не соответствует качеству» (можно + или -).
  5. Чтобы написать вывод по выполненной работе, нужно подсчитать количество + и – в графе «Выводы»: если плюсов 5 и более – рыба свежая.
  6. НАПИСАТЬ развернутый вывод в тетради по форме: При выполнении исследования качества рассмотренного образца рыбы ……….. методом делаем вывод: данный образец рыбы является ………………, так как по большинству характеристик имеет ……………….. (вставьте пропущенные слова).
  7. Выполните самооценку проделанной работы по критериям.

Оценка проделанной работы: группа_______________________________

Критерии

Баллы

Моя оценка

Оценка учителя

Правильно заполнили графу «Характеристика образца»

1

 

 

Правильно заполнили графу «Выводы»

1

 

 

Написали развернутый вывод в тетради

1

 

 

Правильно сделали вывод: указали метод и качество образца

2

 

 

Всего:

5

 

 

Оценка проделанной работы: группа_______________________________

Критерии

Баллы

Моя оценка

Оценка учителя

Правильно заполнили графу «Характеристика образца»

1

 

 

Правильно заполнили графу «Выводы»

1

 

 

Написали развернутый вывод в тетради

1

 

 

Правильно сделали вывод: указали метод и качество образца

2

 

 

Всего:

5

 

 

Оценка проделанной работы: группа_______________________________

Критерии

Баллы

Моя оценка

Оценка учителя

Правильно заполнили графу «Характеристика образца»

1

 

 

Правильно заполнили графу «Выводы»

1

 

 

Написали развернутый вывод в тетради

1

 

 

Правильно сделали вывод: указали метод и качество образца

2

 

 

Всего:

5

 

 

Таблица
Показатели свежести рыбы

Показатель
качества

Характеристика
показателя качества

Характеристика образца

Выводы

Глаза

Выпуклые, с прозрачной роговицей (для свежевыловленной рыбы).
Не выпуклые, но с прозрачной роговицей (для свежемороженой рыбы)

 

 

Жабры

От ярко-красного до розового цвета

 

 

Цвет мяса

Мясо имеет серо-белый цвет (или розовый у лососёвых) и с трудом отделяется от костей

 

 

Чешуя

Глянцевая, с трудом отделяется от кожи

 

 

Слизь

Прозрачная

 

 

Консистенция (степень плотности)

Плотная. При надавливании пальцем ямка выравнивается

 

 

Запах

Запах свежей рыбы

 

 

Таблица
Показатели свежести рыбы

Показатель
качества

Характеристика
показателя качества

Характеристика образца

Выводы

Глаза

Выпуклые, с прозрачной роговицей (для свежевыловленной рыбы).
Не выпуклые, но с прозрачной роговицей (для свежемороженой рыбы)

 

 

Жабры

От ярко-красного до розового цвета

 

 

Цвет мяса

Мясо имеет серо-белый цвет (или розовый у лососёвых) и с трудом отделяется от костей

 

 

Чешуя

Глянцевая, с трудом отделяется от кожи

 

 

Слизь

Прозрачная

 

 

Консистенция (степень плотности)

Плотная. При надавливании пальцем ямка выравнивается

 

 

Запах

Запах свежей рыбы