1. ВВЕДЕНИЕ
В мире музыкальных звуков певческому голосу отводится одно из самых значительных мест. Голос был первым музыкальным инструментом, посредством которого человек стал выражать свои переживания.
Музыкальный язык, как и язык речи, является средством общения, средством передачи определенной информации от одного человека к другим людям. Под голосом вообще понимаются все звуки, производимые голосовым аппаратом человека. Голос может быть речевым, певческим, шепотным. Человек может кричать, стонать, имитировать различные звуки. Все то многообразие качеств, которые мы умеем на слух хорошо различать в певческом голосе, имеет акустическую расшифровку. Зная ее, мы сможем целесообразно влиять на выработку нужных нам качеств голоса.
Теоретические сведения не всегда легко осваиваются певцами, кажутся довольно сложными и далекими от педагогической практики, от певческого творчества. Однако вокальный педагог, как и ученик, обучающийся пению, должен владеть необходимым минимумом знаний о голосе. Тогда он сумеет разобраться в том, что в методике рационально и что менее целесообразно, что главное и что второстепенное, что является причиной, а что следствием, и почему, идя разными путями в вокальном искусстве, можно прийти к единой цели. Важно по возможности уменьшить разрыв между тем, что знает наука о голосе, и тем, что знают и умеют применять педагоги.
Данное методическое пособие создано для преподавателей вокала. В нем представлены основные теоретические сведения по строению голосового аппарата, звукообразования, развитию голоса и воспитанию певца, а также содержатся методические рекомендации и практические упражнения. Особое внимание обращено на формирование у обучающихся главных профессиональных установок, позволяющих правильно осваивать технологию певческого процесса и приобретать вокальные навыки, необходимые для будущей исполнительской деятельности.
Вокальное искусство рассматривается как технологический процесс художественного пения. Как всякий специалист вооружен знаниями и определенными приемами, так и певец должен владеть вокальной техникой, то есть свободно управлять своим голосом.
Вокальное искусство во всем многообразии своих средств и форм оказывает огромное влияние на сознание, чувства, вкусы, формирование эстетического отношения к действительности, развитие творческих качеств личности. И именно поэтому актуальной и значимой представляется проблема развития вокальных способностей детей, формирования певческих навыков, воспитания духовности, самореализации и саморазвития. Развитие вокальных способностей обеспечивается в единстве с интеллектуальным и личностным развитием детей, их индивидуальными потребностями.
2. Основная часть
2.1 Органы дыхания и их функции
Искусство пения есть искусство дыхания – очевидная истина для любого вокалиста. Воздух в лёгких – это топливо, без которого невозможно формировать звук. Поэтому с самого начала нужно уделить дыханию самое пристальное внимание. При дыхании, как известно лёгкие наполняются воздухом, после выдоха снова возобновляется вдох. Наполнение лёгких воздухом, то есть вдох, происходит при помощи ряда мускулов, окружающих грудную клетку, сама же ткань лёгких в этом процессе активного участия не принимает. С боков лёгкие ограждены подвижными ребрами, которые расширяют грудную клетку при помощи мускулов, а со стороны брюшных органов – плотным мускулом (грудобрюшной преградой), называемым диафрагмой.
Диафрагма - это мышечная перегородка между грудной и брюшной полостью. Она представляет собой тонкую, широкую пластину, изогнутую выпуклой стороной вверх и замыкающую нижнее отверстие грудной клетки. Диафрагма исполняет роль главной дыхательной мышцы.
Диафрагма имеет куполообразное положение, сокращаясь, «купол» становится более плоским и влечёт за собой вдох.
2.2 Типы дыхания и их характеристики
- ключичное дыхание, при котором верхняя часть грудной клетки поднимается вверх, ключицы и плечи заметно поднимаются, а диафрагма выключена из своей активной вдыхательной функции);
- нижнее грудное дыхание, когда вдох производится в основном за счет расширения и поднятия нижней части грудной клетки, при этом включается в работу и диафрагма, ее прикрепление как раз находится в области нижней реберной дуги, и, следовательно, при расширении нижнего отдела грудной клетки расширяется и площадь ее прикрепления. Нижнегрудное дыхание считается вариантом нижнереберно-диафрагматического дыхания;
- нижнереберно-диафрагматическое дыхание – наиболее распространенный тип дыхания, которым дышит большинство певцов. При этом типе грудная клетка и диафрагма активно включены в работу, и поэтому при вдохе вместе с расширением грудной клетки живот несколько подается вперед. Это дыхание осуществляется с преимущественным включением груди (нижнегрудное дыхание или с большим участием живота);
- брюшное дыхание – названное так потому, что при вдохе грудная клетка остается почти неподвижной, а живот несколько выпячивается вперед, осуществляется это мышцами брюшного пресса и диафрагмой. Грудная клетка в «дыхательной экскурсии» не принимает. При верхнебрюшном дыхании движения живота заметны более в подложечной области, а при нижнебрюшном – в сегменте живота.
- стоять нужно прямо, опираясь на обе ноги, чтобы сохранять симметричность расположения мышц;
- плечи, слегка откинуты назад, и лопатки опущены;
- прямо и естественно держащаяся голова.
В пении вдох обязательно должен открывать грудную клетку, при этом грудь и плечи не должны подниматься. Вдох нужно контролировать руками, положив их ладонями на нижнюю часть ребер: руки должны ощутить как расходятся ребра в стороны под напором потока воздуха, входящего в легкие. Затем сделайте выдох (сброс дыхания) – руки ощутят как ребра опустились, вернулись в прежнее состояние.
От состояния и качества мускулатуры, окружающей грудную клетку, в значительной степени зависит уменье певца владеть своим дыханием. Если мускулатура грудной клетки слаба, следует принять меры к её развитию.
Как делать вдох – ртом или носом? Вдох нужно делать носом, но дополнительно вдыхайте через рот. Поток воздуха при вдохе через нос предохраняет горло от попадания холодного воздуха и пыли, не сушит слизистую ротовой полости.
Вдох носом поднимая воздух в носоглотку, создаёт относительно сильное сопротивление, необходимое для постоянного возбуждения и напряжения дыхательных мышц грудной клетки, диафрагмы и мембраны в трахее, поддерживая тем самым постоянный объём грудной клетки и тонус диафрагмы и мембраны (вибратора, главного источника звука).
Положение корпуса во время пения:
Нельзя допускать никакой напряжённости в положении корпуса.
Выполняя вдох через нос следите, чтобы не поднимались плечи и верхняя часть грудной клетки, не напрягались челюсть и корень языка. Правильные вокальные дыхательные движения не должны сопровождаться подъёмом плеч и грудной клетки. При вокальном выдохе все дыхательные мышцы должны расслабиться, а звук должен литься свободно в наружное пространство.
Чтобы воспроизвести нижнерёберно-диафрагматическое дыхание:
- встаньте прямо, почувствуйте опору в ногах,
- поставьте руки на нижнюю часть рёбер,
- глубоко вдохните через нос так, чтобы руки почувствовали, как рёбра раздвигаются в сторону,
- передняя стенка живота при этом выдвигается вперёд,
- плечи должны оставаться неподвижными;
- постепенно выдыхайте воздух (рёбра и живот возвращаются в исходное положение).
Чтобы лучше понять, представьте, что вы шарик, который нужно наполнить воздухом, а затем постепенно сдуть. Вначале, для контроля ощущений, вдыхать можно спокойно, но при пении вдох должен быть быстрым и энергичным. Напротив, выдыхать старайтесь как можно медленнее и без толчков. Чем длиннее выдох, тем более широкая фраза будет вам по плечу.
Постарайтесь почувствовать какие мышцы живота участвуют в формировании звука и как работает диафрагма на выдохе. Для этого четко произнесите звуки КШ-Ш-Ш-Ш-Ш-Ш и продолжите их на выдохе ФУ-У-У-У-У-У. Повторите полученное звуковое сочетание КШШШФУУУ несколько раз. Анализируйте работу внутримышечного корсета и диафрагмы. Косые мышцы живота напрягаются подвыдохом (КШ-Ш-Ш), а затем ребра расширяются, диафрагма поднимается (ФУ-У-У-У-У). Запомните физические ощущения.
Отметьте важный момент: между вдохом и моментом выдоха происходит секундная задержка – перестройка с вдоха на выдох. Эта крошечная пауза очень важна, но это не остановка и не зажим дыхания. Задержка дыхания должна быть мгновенной и естественной, в то же время четко переключающей в пении на выдох.
Упражнение КШ-ФУ, нужно выполнять как настройку дыхания и является своеобразным массажем связок, активной воздушной струей.
Чтобы освоить диафрагматическое дыхание, можно рекомендовать следующее упражнение: нужно лечь на спину на твёрдую поверхность и осознав и проследив движение грудной клетки при данном лежачем положение. Затем надо постараться применить это же упражнение, но только стоя. Для этого требуются длительные, систематические упражнения, чтобы освоить подобный способ дыхания и обратить его в привычный и естественный.
Необходимо выработать плавный и постепенный выдох, обеспечивающий длительное фонирование. При вдохе надо ощущать движение нижних рёбер в стороны, а так же натяжение мышц спины, т. е. как бы «мысленно растянуть находящуюся внутри между рёбер пружину» и во время пения удерживать состояние вдоха, «раскрытость» нижних рёбер и подтянутость низа живота. Необходимо научиться при вдохе пользоваться как ртом, так и носом. При необходимости взять быстро и много воздуха пользуются ртом, иногда, с целью предупреждения «перебора» дыхания – носом. При этом надо помнить, что вдох должен быть всегда бесшумным. На первоначальных этапах надо рекомендовать брать дыхание носом, чтобы закрепить более глубокий вдох. Дыхание должно браться легко, но обязательно глубоко. При вдохе не рекомендуется набирать много воздуха, так как это может способствовать зажатию голосового аппарата и дыхание может «запереться» от усилия мышц, удерживающих большое количество воздуха. Важно также овладеть ритмом дыхательного процесса, он и будет руководить, регулировать количество набранного воздуха. Первейшим условием свободы дыхания является умение ритмично дышать. Постепенно, по мере овладения ритмичностью дыхания, усложняется и характер исполняемого музыкального материала. В рамках одного упражнения, например, можно пройти от медленного темпа к более быстрому. Это позволяет выработать умение пользоваться как медленным, глубоким вдохом, так и коротким, быстрым в рамках уже освоенного материала.
Для овладения глубоким дыханием на первоначальном этапе обучения рекомендуются беззвуковые дыхательные упражнения. Хотя практика показала, что можно в совершенстве овладеть беззвучными дыхательными упражнениями, но иметь короткое певческое дыхание, и, наоборот, певцы могут владеть исключительным по силе длительности дыханием в пении, не занимаясь специальными дыхательными упражнениями без звука. В начале обучения педагог, объясняя и показывая способы правильного вдоха, объясняя, какие дыхательные мышцы работают в это время и как они работают, для ускорения процесса, может использовать некоторые беззвучные упражнения.
Ученик, который только начинает постигать певческое мастерство должен, прежде всего, научиться правильно брать дыхание. В освоении этого процесса на занятиях рекомендуется использовать различные образные выражения: «растяни пружину, находящуюся внутри твоего тела», «глубоко вдохни запах цветка и затаись» или «поставь тяжелый чемодан и вдохни с облегчением» и т. д. Если ученик освоил принципы правильного вдоха, ему можно порекомендовать следующие беззвучные упражнения (в том числе, в качестве домашних заданий). Положить ладони рук на, раскрытые дыханием, рёбра, ощутить короткую задержку и медленно, (можно со счётом) выпускать задержанный воздух. Можно медленно приседать, держа руки на талии и медленно выпуская воздух, активизируя при этом работу пресса.
Хотя многие придерживаются того мнения, что в пении важен не сам вдох, а тормозящий выдох, практика показала, что без освоения правильного глубокого, свободного вдоха трудно организовать хороший рациональный выдох, поэтому с первых занятий обязательно надо выработать правильно взятый, глубокий, устойчивый вдох, и это в конечном счёте даст в последствии возможность хорошо руководить «выдохом».
Независимо от цели исполняемого упражнения или произведения вдох должен обязательно браться глубоко. Характер «темпа вдоха» и количества набираемого воздуха, в свою очередь, зависит от темпа, в котором исполняется упражнение, произведение. В случае, если темп медленный, вдох берется медленно и глубоко, если быстрый, то быстро и тоже обязательно глубоко. Вдох не должен быть поверхностным. Если исполняется короткая фраза, то дыхания берется немного, для длинной фразы берется больше дыхания, но не следует слишком переполнять лёгкие – большой объём дыхания трудно удержать и им управлять. Вдох обязательно фиксируется, задерживается, «затаивается». Чтобы дыхание «не запиралось» после вдоха, задержка должна быть короткой. Когда дыхание взято, то воздух равномерно подаётся к голосовым связкам. Ученик должен следить за равномерностью подачи дыхания «с пояска, из глубины колодца» – «воздух превращается в звук». Выражения «взять звук сверху на себя», «отдать дыхание», «вылить дыхание в звук», ориентирует ученика на необходимость задержки дыхания в певческом положении и создание необходимого для пения подсвязачного давления. Дыхательные мышцы во время фонации активны и эластичны, сам же вдох плавный и бесшумный.
Очень важно правильно распределить дыхание – это необходимое условие правильной постановки голоса.
Если в начале занятий внимание вокалистов обращается на то, куда взять дыхание, то на последующих занятиях внимание фиксируется на том, как удержать его, экономно расходуя, обеспечивая длительное и плавное звучание.
2.3 Упражнения для работы над певческим дыханием
Вокалистам полезно держать руки на поясе, и, вбирая воздух через нос, стараться ощутить, как воображаемый воздушный поршень опускается вниз, вместе с рёбрами раздвигаются при этом в стороны руки, брюшной пресс подается чуть вперёд. На выдохе певец должен стремиться сохранить состояние вдоха (зафиксировать нижние рёбра в раздвинутом состоянии). Выдох производится ровно и постепенно (как бы дуешь на зажжённую свечу).Упражнение 1. Короткий вдох через нос при выдвижении стенки живота вперёд, активизации мышц спины в районе пояса и небольшом раздвижении нижних рёбер с фиксацией на этом внимания учащегося. Каждый обучающийся контролирует свои движения, положив ладони рук на косые мышцы живота. Выдох по возможности длинный и равномерный со счётом. При повторении упражнения выдох удлиняется.
Упражнение 2. Короткий и глубокий вдох через нос при выдвижении вперёд стенки живота, задержка дыхания по сигналу педагога. Мягко воспроизвести закрытым ртом звук заданной высоты в середине диапазона и тянуть его ровным и умеренным по силе голосом. Сначала звук длится 2–3 секунды, затем время звучания постепенно увеличивается.
Упражнение 3. Нередко в вокальной работе используется метод произнесения слов активным шёпотом, с чёткой артикуляцией, в ритме мелодии. Этот метод не только укрепляет дыхательные мышцы, способствует появлению ощущения опоры на дыхании, но и тренирует артикуляционный аппарат.
Упражнение 4. Очень полезно в качестве тренировки заставить вокалиста почувствовать ощущение беззвучного крика (беззвучно кричать «а»). При этом внимание должно быть сосредоточено на ощущение диафрагмы: чем сильнее воображаемый крик, тем ощутимее он на диафрагме.
Упражнение 5. Хорошо помогает почувствовать глубину дыхания следующее упражнение. Надо попросить поющего «промычать», «пробасить» гласную «а» как бы «животом» и обязательно ощутить при этом зависимость силы звука от работы диафрагмы и брюшного пресса: как только повышается интонация и усиливается звук, тут же наступает ответная реакция – диафрагма тяжелеет, живот чуть выдвигается вперёд. Певец должен физически ощутить полную взаимосвязь между процессом дыхания и звукообразования.
Упражнение 6. Интонируем слог «ой» на удобной высоте, имитируя состояние испуга. При этом момент начала звука должен быть стремительным, быстрым, зафиксированным на диафрагме; именно в этом месте находится опора звука. После фиксации начала звука его следует продолжить, протянуть на гласную «и», ощущая плотное свободное звучание на опоре и диафрагме.
Упражнение 7. Ощутите на ладонях выдох из открытого рта так, как это делают на морозе, стараясь согреть дыханием руки. Выдох должен быть бесшумным, но достаточно интенсивным и равномерным. Дыхание нельзя перебирать и брать его больше, чем требуется. Дыхание в пении как бы обратно речевому. В речи оно тратится, естественно вытекая, и живот при этом втягивается, а в пении живот идет несколько вперёд. В пении нельзя давать животу проваливаться, должно быть стремление удержать его и подать вперёд.
Условием для выработки правильных дыхательных движений следует считать соблюдение певческой установки. На занятиях учащийся должен сохранять необходимую подтянутость. Нарушение правильной позы есть признак утомления певца. В этом случае целесообразно сделать глубокий вдох, поднимая руки вверх, затем, после задержки дыхания на несколько секунд, медленный выдох, опуская руки. Повторить движение несколько раз.
Следует сказать, что неправильное дыхание вовлекает в работу целый ряд скелетных мышц, которые не способствуют правильной работе голосового аппарата. Особенно важно не включать мышцы плечевого пояса, что ведёт к подъёму грудной клетки. В процессе неправильного дыхания могут включаться даже мышцы затылка, шеи и позвоночника. Становится понятным, насколько важно в пении дышать правильно, т.е. использовать диафрагму. Зная о физиологических функциях дыхания, легче понять важность овладения певческим диафрагмальным дыханием. Пониманию вопросов вокального дыхания способствуют знания о строении органов дыхания.