Музей народной куклы (интерактивная игра)

Разделы: Внеклассная работа

Классы: 1, 2


Цель:

  • познакомить с профессиями музейных работников: исследователи, реставраторы, экскурсоводы;
  • пополнить коллекцию музея новыми куклами.

Оборудование: заготовки кукол параскева - пятница, птица-радость, московка-семья; предметы для аукциона, "музейные листы", презентация "Музей народной куклы".

Ход занятия

1. Сообщение темы и цели занятия

Тема нашего занятия «Музей народной куклы». Весь год мы собирали музей народной куклы. Мы делали кукол сами в классе и с помощью родителей, пополняли коллекцию, посещали экскурсии. Мы защитили проект и стали лауреатами научно-практической конференции «Ступенька». Посмотрите, пожалуйста, как это было. Просмотр презентации - 1 мин..

Сегодня у нас новое интересное общение с куклами. Я хочу предложить вам интерактивную игру, в которой попробуем себя в роли музейных работников: исследователей, реставраторов, экскурсоводов. А помогут нам в этом куклы, которые пополнят нашу коллекцию. Объясняю условия игры.

Дети разбиваются на 3 группы. Членам команды предстоит поработать исследователями, реставраторами, экскурсоводами.

Вспомним правила работы в команде.

За каждый этап работы команда получает жетон.

Задание 1. Выбор куклы или экспоната музея. Перед вами витрины с куклами. Вам предстоит выбрать куклу. Для этого вы должны отгадать загадку. Выбираем вопрос.

Что все это значит?
Дочка, а не плачет;
Спать уложишь -
Будет спать
День, и два, и даже пять... (Кукла)

В нем предметы старины
До сих пор сохранены,
Любознательный народ
Поглазеть на них идет.
Ответ: Музей

Все экскурсии ведет
Человек — ... (экскурсовод)

Молодцы, ребята, вы прекрасно справились с заданием. В вашем музее появились новые экспонаты: московка-семья, параскева-пятница, птица-счастье.

Но что это? В этих экспонатах недостает каких-то очень значимых предметов.

Задание 2. Исследователи: Теперь вам предстоит определить, в каком состоянии предмет и в чем его ценность, узнать подробно об этом предмете. А этим делом в музее занимаются исследователи. Вам предстоит сейчас поработать исследователями.

1. Сравните фотографию куклы с её оригиналом и определите, каких предметов на ней не хватает. На рисунке отметить карандашом недостающие предметы.

2. Из группы слов выбрать слова, обозначающие недостающие предметы.

3. Наклеить слова на лист с изображением куклы.

Итак, в результате нашего исследования мы установили недостающие элементы экспоната. Вам присваивается звание научного сотрудника нашего музея.

Задание 3. Аукцион. Часто музеи приобретают недостающие предметы на аукционах. Вы теперь знаете, какой предмет необходим вашей кукле. Предлагаю вам приобрести недостающие предметы на аукционе.

1) птички в количестве 9 штук для Птицы-радость;

2) веретено и 2 подушечки для Параскевы;

3) мешочек и куколки для Московки.

Для этого команда должна ответить на вопросы. Каждой команде задается 2 вопроса. Если ответ правильный, вы приобретаете предметы.

а) Назовите виды народной тряпичной куклы. (обереги, игровые, обрядовые).

б) Как называется кукла, которую сравнивали с солнечным лучиком? (зайчик-на-пальчик)

в) Кукла - оберег, набитая лекарственной травой, которую дарят на укрепление здоровья. (кубышка-травница)

г) Кукла, которую мама делала дочери, чтобы научить её готовить свою первую кашу. (помощница)

д) Двойная кукла, с одной общей рукой, которую дарили на свадьбу жениху и невесте. (неразлучники)

е) Двойная кукла: большая и маленькая - с двумя общими руками, оберег ребенка. (ведучка или матушкина)

Молодцы, ребята! Вы прекрасно справились с заданием. Вы получаете жетон "Специалист по народному творчеству".

Задание 4. Реставрация куклы. Итак, вы приобрели предметы, недостающие вашей кукле. Реставратор – это музейный доктор. Задача реставратора – не просто склеить, зашить, дописать, но сделать это так искусно и достоверно, чтобы вернуть первоначальный вид вещи.

Ваша задача - отреставрировать куклу, то есть вернуть ей первоначальный вид.

Предлагаю вам поработать реставраторами (2 человека из группы). Дети, глядя на фотографию, реставрируют куклу, т. е. добавляют недостающие элементы. Затем демонстрируют её на витрине.

Молодцы, ребята, вы получаете жетон "Реставраторы".

Задание 5. Экскурсоводы. А как вы думаете, какой музейный сотрудник, составляет о кукле рассказ, знакомит с нею посетителей? Это экскурсовод.

Экскурсовод – музейный учитель. Он переводит язык вещей на язык людей. Он рассказывает посетителям о музейных экспонатах.

Пока реставраторы работают над куклой, к выступлению готовится экскурсовод. Из разрозненных предложений он готовит связанный рассказ о кукле. Он составляет текст, а затем рассказывает о кукле. К рассказу можно привлечь и позже реставраторов.1 чел. - читает и составляет текст, 2 делят текст на части и готовят выступление. Рассказать так, чтобы всем было интересно.

По окончании работы группа получает жетон "Экскурсовод" и наклеивает его на лист.

Реставрируют куклу - 2 человека; если работу заканчивают, помогают экскурсоводу, и наоборот.

2. Слушаем экскурсовода

Кукла Московка

Кукла Московка - это оберег. Она оберегает в семье дружные и крепкие отношения. Часто её называют - семь Я. Детей у куклы пять, мама - шестая. А седьмой отец. На нем держится вся семья.

Учитель дополняет. Называют куклу Московкой, потому что история появления этой куклы связана с периодом возникновения московского княжества, которое присоединяло к себе всё новые и новые земли. Москва - мать, новое княжество - новый ребенок.

Параскева-пятница

Параскева в переводе с греческого обозначает - "пятница". Эта кукла - оберег женского рукоделия. У неё в руках подушечки с иголками, кружева, пуговицы. С помощью веретена Параскева плетёт счастливую судьбу.

Учитель дополняет. Древние славяне считали Параскеву прообразом богини Макошь. Она плетёт Судьбу со своими дочерьми Долей и Недолей. На руках у Параскевы ленты, это обращение к Предкам (красные ленты), и к Богам (голубые ленты). День недели Пятница в честь покровительницы и помощницы всех женских ремёсел Матушки Макошь считается днём отдыха для женщин.

Птица – радость

Птица-радость - это обрядовая кукла. На Руси считалось, что весну на своих крыльях приносят птицы. Женщины пекли печенье жаворонки, выходили в поле и закликали Весну: "Весна, Весна красная! Приди, Весна, с радостью, с великою милостью!"

Учитель дополняет. Обряд «Закликание весны» проходил 22 марта, в день весеннего равноденствия. Для обряда женщины одевали яркие, нарядные одежды, украшения. Головные уборы - сороки разного вида делали участниц похожими на птиц. Наша кукла – вся усыпана птичками. Да и головной убор у куклы тоже похож на птицу с крыльями и хвостом!

Молодцы, наши экскурсоводы! А вы, ребята, внимательно слушали? Тогда ответьте на вопросы:

- Какие куколки пополнили нашу коллекцию?

- Назовите обрядовую куклу. (Птица-радость)

- Назовите куклу - оберег женского труда. (Параскева-пятница)

- Назовите куклу - оберег семьи. (Московка или семьЯ)

Молодцы, ребята, вы прекрасно справились с заданиями. Вручается жетон "Экскурсовод". Наклейте жетоны на музейный лист "Создатели и хранители музея"

4. Итог

С какими профессиями музейных работников мы с вами познакомились?

Соедините рисунок и название профессии.

  • реставратор;
  • экскурсовод;
  • исследователь или научный сотрудник.

4. Рефлексия

Наклейте бумажную куколку-стикер, если вы согласны с утверждением. Можно выбрать не одно утверждение. (Заранее готовится коробочка с вырезанными бумажными куколками-стикерами)

А) В музее мне понравилось работать ...реставратором. ...исследователем, экскурсоводом.

Б) Реставрация кукол – занимательный процесс.

В) Музей помогает возрождать народные традиции.