Пояснительная записка
Рабочая программа по коррекционному предмету «Альтернативная коммуникация» в шестом классе (вариант 2) составлена на основе примерной адаптированной основной образовательной программы общего образования обучающихся с умственной отсталостью (вариант 2).
Данная рабочая программа разработана на основе следующих нормативных документов:
- Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» (№ 273 от 29 декабря 2012 г.);
- Федеральный государственный образовательный стандарт образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями), от 19 декабря 2014 года, приказ № 1599;
- Примерная адаптированная основная общеобразовательная программа образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) / М-во образования и науки Рос. Федерации. – М.: Просвещение, 2017. – 365 с.;
- Адаптированная основная общеобразовательная программа образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) КОУ «Адаптивная школа №6» на 2020/2021 учебный год;
- Учебный план казенного общеобразовательного учреждения Омской области «Адаптивная школа № 6» на 2020/2021 учебный год;
- Санитарно-эпидемиологические правила и нормативы СанПиН 2.4.2.3286-15 "Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения и воспитания в организациях, осуществляющих образовательную деятельность по адаптированным основным общеобразовательным программам для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья, утвержденные главным санитарным врачом Российской Федерации от 10 июля 2015 г. № 26, зарегистрированными в Минюсте России 14 августа 2015 г. № 38528;
Рабочая программа по коррекционному предмету «Альтернативная коммуникация» в шестом классе (вариант 2) составлена с опорой на следующие научные теории и подходы:
- Концептуальные положения теории Л.С. Выготского;
- Современные представления о сложном нарушении развития (Т.А. Власова, Мастюкова Е.М., В.Н. Чулков, Т.А. Басилова, Л.А. Головчиц);
- Положения, раскрывающие сущность обучения и воспитания детей с комплексными нарушениями развития (И.А. Соколянский, А.И. Мещеряков, А.В. Апраушев, Е.Л. Гончарова, Л.А. Головчиц, Л.И. Тигранова, Я. Ванн Дайк и мн.др.);
- Современные представления о детях с умеренной и тяжелой умственной отсталостью (Н.П. Вайзман, Г.Е. Сухарева, Г.В. Цикото, М.С. Певзнер, Т.А. Власова, С.Д. Забрамная и др.);
- Положения, раскрывающие сущность воспитания и обучения детей с тяжелой и глубокой умственной отсталостью (Л.С. Выготский, М.С. Певзнер, Т.А. Власова, С.Д. Забрамная, Т.Н. Исаева, А.Р. Маллер, Г.В. Цикото и др.);
- Общие принципы обучения детей с умственной отсталостью (Э. Сеген, Е.К. Грачева, В.П. Кащенко, Л.С. Выготский, А.Н. Граборов, Г.М. Дульнев, И.Г. Еременко и др.);
- Специфические принципы обучения детей с умственной отсталостью (Т.А. Власова, И.Г. Еременко, М.С. Певзнер, Т.В. Розанова, В.Н. Синев и др.);
- Компетентностный подход в обучении (И.А. Зимняя, Дж. Равен, А.В. Хуторский и мн.др.);
- Концептуальные основы применения компьютерных технологий в специальном образовании (О.И. Кукушкина).
При разработке программы по коррекционному предмету «Альтернативная коммуникация» были использованы следующие программно-методические материалы:
- Программа образования учащихся с умеренной и тяжелой умственной отсталостью, под редакцией Л.Б. Баряевой, Н.Н. Яковлевой;
- Программы обучения глубоко умственно отсталых детей, НИИ дефектологии АПН СССР.
Программа по коррекционному предмету «Альтернативная коммуникация» рассчитана на один год усвоения и действительна в течение срока действия ФГОС. Согласно учебному плану на изучение предмета «Альтернативная коммуникация» в 6 классе предусматривается 2 часа в неделю (68 часов в год).
Дети с умеренной и тяжелой умственной отсталостью характеризуются выраженным недоразвитием мыслительной деятельности, препятствующим освоению предметных учебных знаний. Наряду с нарушением базовых психических функций, памяти и мышления отмечается своеобразное нарушение всех структурных компонентов речи.
Использование невербальных (альтернативных) средств коммуникаций и обучение ими детей с умеренной и тяжёлой умственной отсталостью будут компенсировать у «неговорящих» детей отсутствие полной речевой активности, дополнит речь (если речь невнятная, смазанная), поможет данной категории детей выражать свои потребности, желания и просьбы, создадут базу для развития речи и познавательной деятельности ребенка, повысят уровень коммуникативной компетентности, что позволит улучшить их социальную адаптацию.
Цель обучения - формировать коммуникативные навыки с использованием средств альтернативной коммуникации, расширять жизненный опыт и повседневные социальные контакты в доступных для ребенка пределах.
Основными задачи по программе коррекционному предмету «Альтернативная коммуникация» являются:
- Формировать интерес к общению;
- Формировать умения понимать и использовать доступные средства коммуникации в практике импрессивной и экспрессивной речевой деятельности для решения соответствующих возрасту житейских задач;
- Развивать речь в процессе познания окружающего мира;
- Формировать необходимые умения и навыки социального взаимодействия, умения адекватно реагировать на различные ситуации.
Программа предусматривает проведение традиционных, обобщающих уроков, с применением такой формы работы, как фронтальная, групповая, индивидуальная. Ведущей формой работы учителя с обучающимися на уроке является групповая работа при осуществлении дифференцированного и индивидуального подхода.
При проведении занятий по предмету «Альтернативная коммуникация» предполагается использование следующих методов: словесный (рассказ, объяснение, беседа), наглядный (применение пособий, схем, таблиц, рисунков, моделей, приборов, технических средств), практический (упражнения, практические работы).
Условно детей с тяжелыми множественными нарушениями развития можно разделить на три группы в соответствии с их характерными особенностями.
У первой группы детей отсутствуют выраженные нарушения движений и моторики, они могут передвигаться самостоятельно. Моторная дефицитарность проявляется в замедленности темпа, недостаточной согласованности и координации движений. У части детей также наблюдаются деструктивные формы поведения, стереотипии, избегание контактов с окружающими и другие черты, сходные с детьми, описанными выше. Интеллектуальное недоразвитие проявляется, преимущественно, в форме умеренной степени умственной отсталости. Большая часть детей данной группы владеет элементарной речью: могут выразить простыми словами и предложениями свои потребности, сообщить о выполненном действии, ответить на вопрос взрослого отдельными словами, словосочетаниями или фразой. У некоторых – речь может быть развита на уровне развернутого высказывания, но часто носит формальный характер и не направлена на решение задач социальной коммуникации. Другая часть детей, не владея речью, может осуществлять коммуникацию при помощи естественных жестов, графических изображений, вокализаций, отдельных слогов и стереотипного набора слов. Обучающиеся могут выполнять отдельные операции, входящие в состав предметных действий, но недостаточно осознанные мотивы деятельности, а также неустойчивость внимания и нарушение последовательности выполняемых операций, препятствуют выполнению действия как целого.
Особенности второй другой группы обучающихся обусловлены выраженными нарушениями поведения (чаще как следствие аутистических расстройств). Они проявляются в расторможенности, «полевом», нередко агрессивном поведении, стереотипиях, трудностях коммуникации и социального взаимодействия. Аутистические проявления затрудняют установление подлинной тяжести интеллектуального недоразвития, так как контакт с окружающими отсутствует или возникает как форма физического обращения к взрослым в ситуациях, когда ребёнку требуется помощь в удовлетворении потребности. У детей названной группы нет интереса к деятельности окружающих, они не проявляют ответных реакций на попытки учителя (родителя) организовать их взаимодействие со сверстниками. Эти дети не откликаются на просьбы, обращения в случаях, запрещающих то или иное действие, проявляют агрессию или самоагрессию, бросают игрушки, предметы, демонстрируют деструктивные действия. Такие реакции наблюдаются при смене привычной для ребенка обстановки, наличии рядом незнакомых людей, в шумных местах. Особенности физического и эмоционально-волевого развития детей с аутистическими проявлениями затрудняют их обучение в условиях группы, поэтому на начальном этапе обучения они нуждаются в индивидуальной программе и индивидуальном сопровождении специалистов.
Третья группа детей имеет тяжёлые нарушения неврологического генеза – сложные формы ДЦП (спастический тетрапарез, гиперкинез и т.д.), вследствие которых они полностью или почти полностью зависят от помощи окружающих их людей в передвижении, самообслуживании, предметной деятельности, коммуникации и др. Большинство детей этой группы не может самостоятельно удерживать тело в положении сидя. Спастичность конечностей часто осложнена гиперкинезами. Процесс общения затруднен из-за органического поражения речевого аппарата и невозможности овладения средствами речи. Вместе с тем, интеллектуальное развитие таких детей может быть различно по степени умственной отсталости и колеблется (от умеренной до глубокой). Дети с умеренной формой интеллектуального недоразвития проявляют элементарные способности к развитию представлений, умений и навыков, значимых для их социальной адаптации. Так, у этой группы обучающихся проявляется интерес к общению и взаимодействию с детьми и взрослыми, что является позитивной предпосылкой для обучения детей вербальным и невербальным средствам коммуникации. Их интеллектуальное развитие позволяет овладевать основами счета, письма, чтения и др. Способность ребенка к выполнению некоторых двигательных действий: захват, удержание предмета, контролируемые движения шеи, головы и др. создает предпосылки для обучения некоторым приемам и способам по самообслуживанию и развитию предметно-практической и трудовой деятельности.
Общая характеристика коррекционного курса
Коррекционный курс «Альтернативная коммуникация» включает в себя целенаправленную работу по формированию у детей с умеренной, тяжелой умственной отсталостью потребности в общении, а также на обучение использованию альтернативных средств коммуникации и социального общения.
Смыслом обучения социальному взаимодействию с окружающими является индивидуальное поэтапное планомерное расширение жизненного опыта и повседневных социальных контактов в доступных для ребенка пределах. Для этого организуется специальная работа по введению ребёнка в более сложную предметную и социальную среду, что предполагает планомерную, дозированную, заранее программируемую интеграцию в среду сверстников в доступных ребенку пределах, организованное включение в общение.
Основными задачами коррекционной работы являются выбор доступного ребенку средства невербальной коммуникации, овладение выбранным средством коммуникации и использование его для решения соответствующих возрасту житейских задач.
В данной программе используются такие средства альтернативной коммуникации как: жесты; графические изображения.
Работа по коррекционному курсу «Альтернативная коммуникация» осуществляется через коррекционно-развивающий комплекс, который включает два взаимосвязанных блока: диагностический, коррекционно-развивающий.
I. Диагностический блок направлен на обследование коммуникативных и речевых возможностей учащихся с умственной отсталостью и определение индивидуальных и особых образовательных потребностей.
Кроме этого диагностический блок предполагает оценку эффективности коррекционного воздействий при повторном обследовании детей и направлен на проектирование возможных изменений в работе по формированию коммуникативных навыков (с использованием средств альтернативной коммуникации), в развитии и коррекции познавательных процессов и личности ребенка в целом, а также определение динамики этих изменений.
II. Коррекционно-развивающий блок направлен на формирование у учащихся с умеренной и тяжелой умственной отсталостью коммуникативных навыков с использованием альтернативных (невербальных) средств коммуникации, а так же развития импрессивной и экспрессивной речь средствами невербальной коммуникации.
Данный блок включает в себя два раздела: «Коммуникация с использованием невербальных средств», «Развитие речи средствами невербальной коммуникации».
Основными требованиями к занятиям «Альтернативная коммуникация» являются: планирование в единстве коррекционно-развивающих, воспитательных и образовательных задач; рациональный отбор содержания, методов и приёмов обучения, обеспечивающих смену видов деятельности ребёнка в процессе занятия; структурная чёткость и завершённость каждого занятия; использование разнообразной наглядности в соответствии с содержанием занятия и его задачами; эмоциональная насыщенность.
Программа по коррекционному курсу «Альтернативная коммуникация» предполагает следующие виды уроков: комбинированный и урок отработки ЗУН учащихся. Независимо от вида урока, основную часть составляет индивидуальная работа с каждым учеником.
Место учебного предмета в учебном плане
Коррекционный курс «Альтернативная коммуникация» входит в коррекционно-развивающую область вариативной части учебного плана.
Программа предусматривает проведение групповых занятий во вторую половину дня, два раза в неделю. На занятия с группой обучающихся отводится 40 минут. Общее количество часов: 68 ч (34 учебных недели).
- I четверть – 18 ч.
- II четверть – 14 ч.
- III четверть – 20 ч.
- IV четверть – 16ч.
Возможно изменение количества часов в зависимости от изменения годового календарного учебного графика, сроков каникул, выпадения уроков на праздничные дни.
Примерные планируемые результаты освоения программы
В соответствии с требованиями ФГОС к АООП для обучающихся с умеренной, тяжелой, глубокой умственной отсталостью, с ТМНР (вариант 2) результативность обучения каждого обучающегося оценивается с учетом особенностей его психофизического развития и особых образовательных потребностей. В связи с этим требования к результатам освоения образовательной программы представляют собой описание возможных результатов образования данной категории обучающихся.
Ожидаемые личностные результаты:
1. Владение навыками коммуникации и принятыми нормами социального взаимодействия:
- сформирована способность понимать и использовать доступные средства коммуникации для решения соответствующих возрасту житейских задач;
- сформирована потребность в коммуникации (познавательные интересы, общение и взаимодействие в разнообразных видах детской деятельности);
- сформированы навыки коммуникации с учётом принятых нормам социального взаимодействия (вступать в контакт, поддерживать и завершать его, используя невербальные и вербальные средства, соблюдение общепринятых правил коммуникации).
2. Развитие навыков сотрудничества с взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях.
3. Формирование готовности к самостоятельной жизни.
Возможные предметные результаты:
Понимать:
- смысл жестов, графических изображений;
- слова, обозначающие объекты, предметы и явления природы, объекты рукотворного мира и деятельность человека;
- слова, обозначающие предметы (посуда, мебель, игрушки, одежда, обувь, животные, овощи, фрукты, бытовые приборы, школьные принадлежности, продукты, транспорт, птицы и др.);
- обобщающие понятия (посуда, мебель, игрушки, одежда, обувь, животные, овощи, фрукты, бытовые приборы, школьные принадлежности, продукты, транспорт, птицы и др.);
- слова, обозначающие действия предмета (пить, есть, сидеть, стоять, бегать, спать, рисовать, играть, гулять и др.);
- слова, обозначающие признак предмета (цвет, величина, форма и др.);
- слова, обозначающие признак действия, состояние (громко, тихо, быстро, медленно, хорошо, плохо, весело, грустно и др.).
Уметь:
- сообщать собственное имя доступным средствами коммуникации;
- использовать средства альтернативной коммуникации;
- устанавливать контакт с людьми доступными средствами коммуникации;
- приветствовать собеседника доступными средствами коммуникации;
- поддерживать разговор доступными средствами коммуникации;
- завершать разговор и прощаться с собеседником доступными средствами коммуникации;
- выражать свои желания доступными средствами коммуникации;
- обращаться с просьбой о помощи используя доступные средства коммуникации;
- выражать согласие/несогласие используя доступные средства коммуникации;
- выражать удовольствие/неудовольствие используя доступные средства коммуникации;
- выражать благодарность доступными средствами коммуникации;
- отвечать на вопросы доступными средствами коммуникации;
- задавать вопросы доступными средствами коммуникации;
- «читать» и «писать»;
- составлять предложения с изученными пиктограммами;
- пользоваться коммуникативными папками;
- использовать усвоенный словарный материал в коммуникативных ситуациях.
Изучение коррекционного курса «Альтернативная коммуникация» в шестом классе направлено на формирование следующих базовых учебных действий.
- Создание благоприятной обстановки, способствующей формированию положительной мотивации пребывания в образовательной организации и эмоциональному конструктивному взаимодействию с взрослыми (родственник, специалист, ассистент и др.) и сверстниками:
- Спокойное пребывание в новой среде;
- Перемещение в новой среде без проявлений дискомфорта;
- Принятие контакта, инициированного взрослым;
- Установление контакта с педагогом и другими взрослыми, участвующими в организации учебного процесса;
- Ориентация в учебной среде (пространство, материалы, расписание) класса: нахождение индивидуального шкафа для хранения личных вещей; нахождение своего (рабочего) места за столом; нахождение своего набора индивидуальных заданий; нахождение места хранения набора индивидуальных заданий; нахождение места для отдыха; нахождение места, предназначенного для игровой деятельности; нахождение места хранения игрушек.
- Формирование учебного поведения:
- Поддержание правильной позы;
- Направленность взгляда на лицо взрослого, на выполняемое задание;
- Подражание простым движениям и действиям с предметами;
- Выполнение простых речевых инструкций (дай, возьми, встань, сядь, подними и др.);
- Использование по назначению учебных материалов;
- Выполнение простых действий с одним предметом (по подражанию);
- Выполнение действий с предметами (по подражанию);
- Выполнение соотнесения одинаковых предметов (по образцу);
- Выполнение соотнесения одинаковых картинок (по образцу);
- Выполнение простых действий по наглядным алгоритмам (расписаниям) (по образцу);
- Сидение за столом в течение определенного периода времени на групповом занятии;
- Выполнение движений и действий с предметами по подражанию и по образцу на групповом занятии;
- Выполнение речевых инструкций на групповом занятии;
- Принятие помощи учителя на групповом занятии.
- Формирование умения выполнять задания в соответствии с определенными характеристиками:
- Выполнение задания полностью (от начала до конца);
- Переход от одного задания (операции, действия) к другому в соответствии с расписанием занятий, алгоритмом действия и т.д.