Электронная музыка и домашнее музицирование

Разделы: Музыка


«Очевидно, что развитие музыкальной педагогики
должно опираться на передовые достижения науки
и техники хотя бы потому,
что появляются новые и новые разновидности
электронных музыкальных инструментов».
(«Музыкальный компьютер
и синтезатор в педагогическом процессе»)

Мне, как музыкальному педагогу, проработавшему в системе дополнительного образования долгие годы совершенно ясно, что учащиеся, с которыми приходилось заниматься двадцать, тридцать лет назад и ребята, которые приходят заниматься музыкой сегодня – это совершенно разные дети. И это естественно и объяснимо. Абсолютно другая социальная и информационная среда, иные мотивации и житейские приоритеты. К тому же такие явления, как демографический спад, массовое распространение у детей дошкольного возраста нарушений психофизического и двигательно-моторного характера, неподготовленность детей к правильному восприятию музыкальных произведений и к музыкальному обучению, уменьшение числа здоровых детей школьного возраста заметно усложняют процесс освоения образовательных программ. В связи с этим, очевидна всё возрастающая роль развивающих моделей обучения, направленных, прежде всего, на личность, обеспечивающих активное вовлечение детей в сферу искусства и способствующих воспитанию устойчивого личного интереса к обучению.

В музыкальном образовании, как и в целом в современной педагогической науке, происходит гуманизация образовательной среды и наблюдается переход от информационной модели обучения к деятельностной и личностной. Естественно такая модель обучения требует новых форм организации учебного процесса и педагогических технологий. Заметно, что в последние годы образовательное пространство стремительно завоевывает личностно-ориентированное развивающее обучение, которое соответствует развитию индивидуальности ребенка, его личным потенциальным возможностям в приобретении знаний.

Согласно концепции личностно-ориентированного обучения, каждый ученик - индивидуальность, активно действующий субъект образовательного пространства, со своими особенностями, ценностями, отношением к окружающему миру и, безусловно, со своим субъектным опытом. Понятно, что в условиях личностно-ориентированного подхода каждый ученик для учителя предстает как уникальное явление. Учитель помогает каждому ученику реализовать свой потенциал, достичь своих учебных целей, осознать и развить личностные мотивации обучения. И в этом смысле, говоря о принципах работы современного педагога вообще и музыкального педагога в частности, стоит помнить, что важнейшими задачами педагогической деятельности являются создание ситуации успеха; создание благоприятной атмосферы для продуктивной поисковой деятельности; опора на переживание, чувства, эмоционально-волевую сферу учащихся; возможность поделиться своими успехами и достижениями с одноклассниками, родителями и дома, и через участие во внеклассных мероприятиях и т.д.; возможность каждого ученика видеть свой рост, т.е. движение вперед в плане совершенствования; учет жизненного опыта каждого ребенка (знание проблем его семьи и внутрисемейных отношений).

После заметного затишья интереса к музыкальному образованию в сложные для культуры России девяностые годы, в последнее время хоть и в несколько другом виде интерес к музыке заметно возрастает. И что меня особенно радует, возрождается интерес к музыкальным занятиям не в плане продолжения их на профессиональной основе, а так сказать «для себя», для развития способностей, расширения кругозора. Домашнее музицирование – это, на мой взгляд, очень хорошая культурная база, платформа для поддержания интереса к музыкальному образованию вообще. Если родители (вчерашние выпускники музыкальных школ или те, кто занимался музыкой самостоятельно) играют на музыкальных инструментах дома – для души, для гостей, по торжественным поводам, то вероятность, что и дети захотят заниматься музыкой или, по крайней мере, будут правильно воспринимать, понимать и оценивать её – значительно возрастает…

Домашнее музицирование, обучение музыке «для себя» значительно увеличивает «площадь распространения» музыкальной культуры в народной среде. Естественно, подход к детям с такой мотивацией («для себя») должен в чем-то отличаться от учебы в целях профессиональной направленности.

Чему и как же нужно учить детей, которые пришли учиться «для себя»? Наверно тому, чем они смогут пользоваться всю жизнь, то есть именно навыкам «домашнего» (любительского) музицирования. Сюда можно отнести умение читать ноты и исполнять музыкальные произведения различной стилистической направленности (классические, джазовые, эстрадные), умение подбирать мелодию и аккомпанемент, играть в ансамбле, аккомпанировать, создавать свои аранжировки.

Современные дети, погруженные в сферу новейших информационных технологий, конечно же, требуют чего-то нового, соответствующего уровню сегодняшнего дня, и поэтому всё больше проявляют интерес к электронным инструментам, в частности к синтезатору. Меня, как человека всю жизнь занимавшегося обучением игре на фортепьяно и лишь недавно узнавшего электронную музыку привлекает к работе с синтезатором как раз то, что обучение на нём делает музыкальное образование более интенсивным, эффективным, интересным как для педагога, так и (что особенно важно) для ребёнка.

Как ни широко распространено использование электронной музыки в культурной сфере жизни, в российской «глубинке» есть еще недопонимание музыкальными педагогами того факта, что электронные инструменты имеют огромнейший художественный потенциал. Даже в городе науки Сарове, мне кажется, синтезатор не занял еще того места в сфере музыкального образования, которое должен бы занять по праву.

Сама я это поняла, когда прошла курсы повышения квалификации «Методика обучения игре на синтезаторе» при Российском государственном педагогическом университете, и занялась аранжировками. Я увидела: чтобы воспользоваться художественным потенциалом синтезатора, необходимо переложить нотный текст, то есть сделать свою аранжировку. Электронная аранжировка включает элементы деятельности композитора (фактура, инструментовка), звукорежиссёра, создателя новых тембров и эффектов. Человек, играющий на синтезаторе, в полной мере может проявить свою творческую фантазию и стать настоящим соавтором композиции.

В классе фортепиано или во время частных уроков я вижу, что желание ученика проявить творческие способности часто разбивается о рифы технической неподготовленности. Синтезатор же облегчает воспроизведение творческого замысла, так как в его арсенале множество средств упрощающих и автоматизирующих исполнение. С другой стороны, озвучить музыкальное произведение в собственной инструментовке задача сложная, но интересная. Перед аранжировщиком встаёт множество вопросов, которые необходимо решить. Будут ли применяться автоаккомпанемент, вспомогательные шаблоны (вступление, окончания, вариации), нужно ли октавное дублирование мелодии, какими тембрами сыграть мелодию и подголоски, нужна ли гармонизация мелодии, как сбалансировать электронное звучание, отрегулировать звуковые эффекты.

Меня, преподавателя фортепьяно, буквально поражает и завораживает многообразие голосов синтезатора. Они имитируют инструменты симфонического, эстрадного, народного оркестров. Плюс к этому органные и синтетические тембры, которыми можно воспользоваться при аранжировке как классической, так и эстрадной музыки. Выбор и создание собственных тембров, добавление к тембрам различных эффектов - всё это делает процесс обучения интересней и увлекательней.

«Электронная музыка расширила рамки искусства, появились новые возможности, например, использование тембра как средства музыкальной выразительности» (2).

При разучивании полифонических произведений в классе фортепиано учащиеся сталкиваются с множеством технических и слуховых проблем. И в ходе работы с учениками, как на акустическом фортепиано, так и на синтезаторе, я поняла, что для преодоления этих трудностей можно и нужно использовать синтезатор. В этом случае работа над полифонией превращается в увлекательный творческий процесс. Во-первых, нужно выбрать для каждого голоса свой тембр. И когда играешь какой-либо голос разными инструментами, незаметно для себя начинает всё получаться технически. Ведь тембров много, хочется все попробовать. Многократное повторение каждого голоса, активное вслушивание и приводит к быстрому выучиванию полифонического произведения. Во-вторых, так же легко и непринуждённо решается проблема одновременного слышания нескольких горизонтальных мелодических линий. Исполняя каждый голос разными инструментами, поневоле возникает чёткое слуховое представление взаимодействия каждого из них.

Кроме возможности исполнить мелодические линии (голоса) различными тембрами, в синтезаторе существует множество стилей, знание и использование которых даёт представление обо всём многообразии музыкальных направлений. И даже если ученик может играть только песенку «Маленькая ёлочка», он может попробовать её исполнить в самых экзотических «одеждах» от Latin до Swing&Jazz. И нужно видеть, сколько удовольствия получает ребёнок и сколько неиссякаемой энергии он готов потратить на это увлекательное занятие.

А уж возможность для ученика сделать запись собственного исполнения и прослушать её, делают работу над интерпретацией еще более осознанной и желанной. Сразу становится понятно, что добавить, а что убрать. Здесь открывается большое поле для творчества. Можно подобрать подголоски, партию второго голоса, выбрать подходящие мультипэды. Активизации творческого процесса способствует и ансамблевое исполнительство. Коллективное создание аранжировки для ансамбля синтезаторов пробуждает творческую фантазию всех его участников. Игра в ансамбле учит слышать партнёра, повышает ответственность. Синтезатор как инструмент-оркестр хорошо звучит с любыми акустическими инструментами.

Например, аранжировка «Либертанго» Астора Пьяццоллы для фортепиано с синтезатором, которую я сделала, и с которой в паре с коллегой Валентиной Царёвой выступаю на различных площадках Сарова, вызывает у слушателей неподдельный интерес. И конечно, большим плюсом ко всему сказанному, является то, что используя автоаккомпанемент, ученик постоянно играет в ансамбле с синтезатором. И это даёт мощный толчок для развития чувства метроритма.

Синтезатор, кроме всего прочего, удобен в обращении. Перед многими родителями часто встаёт вопрос о физической невозможности приобрести пианино, поскольку в малогабаритной квартире его просто негде разместить. Синтезатор же занимает мало места, его не нужно настраивать, можно пользоваться наушниками, не мешая окружающим, если занятия проходят в домашних условиях. Мало того, в педагогическом процессе можно использовать сразу несколько синтезаторов на групповых занятиях.

Для меня, исходя из всего вышесказанного, совершенно очевидно, что электронная музыка вообще и синтезатор в частности будет занимать всё большее место в музыкальном образовании, а в сфере домашнего музицирования, возможно и место ведущее.

Библиографические ссылки

  1. Г.Г.Белов, И.Б.Горбунова, А.В.Горельченко, М.Ю.Чёрная «Музыкальный компьютер и синтезатор в педагогическом процессе», Санкт-Петербург 2009.
  2. М.Чёрная «Электронные музыкальные инструменты», «Композитор», 2011.