Труд выступает как целенаправленная, социально обусловленная деятельность человека, основанная на практическом освоении окружающего мира, преобразовании его сообразно своим потребностям. В процессе трудовой деятельности человек не только изменяет природу, но и изменяется сам. Эти изменения носят многоаспектный характер. Труд способствует умственному, нравственному, эстетическому, экологическому воспитанию и физическому развитию личности. Поэтому прогрессивные мыслители, педагоги, общественные деятели рассматривали подготовку подрастающего поколения к труду как органическую часть общего образования, находящуюся в тесной взаимосвязи со всем его содержанием, обращая при этом внимание на то, что вне труда невозможно сформировать основополагающие качества личности.
Каждый ребенок обязательно должен принимать участие в труде. Только при этом условии труд оказывает на детей определенное воспитательное воздействие и подготавливает их к осознанию нравственной его стороны.
Важным средством, способствующим социальному развитию ребенка, являются отношения, в которые он вступает в процессе труда со своими сверстниками. Только через труд дети включаются в сферу многообразных социальных отношений и непосредственного общения со старшим поколением, сознательно усваивают нормы морали.
В настоящее время происходит возрождение традиций. Изменилось представление о национальных традициях, как о чем- то, фиксирующем только моменты различия наций. Сложившиеся в прошлом некоторые традиции, выражающиеся в национальной форме, еще не исчерпали своих прогрессивных возможностей и с успехом могут быть использованы в современном образовании.
Опираясь на исторический опыт цивилизации, моральные критерии, ставшие общечеловеческими, учреждения призваны формировать у детей такие качества, как трудолюбие, уважение к людям труда, старшему поколению, чувство коллективизма, чувство долга.
Основным средством формирования указанных качеств являются трудовые традиции. Обилие информации, воспитание в соответствующей среде, многовековая жизненная практика показали, что дети должны овладевать различными трудовыми умениями, навыками и переносить их на любой вид деятельности, свойственной данному народу, так как дети воспитываются и обучаются на предшествующих и настоящих примерах производственной деятельности народа.
Труд - целесообразная деятельность человека, в процессе которой он при помощи орудий труда воздействует на природу и использует ее в целях создания потребительных стоимостей, необходимых для удовлетворения потребностей. Трудовое воспитание - формирование необходимых для трудовой деятельности нравственных качеств человека.
По своему содержанию труд детей дошкольного возраста делится на: самообслуживание, хозяйственно-бытовой труд, труд на природе, ручной труд и художественный труд. Таким образом, мы определяем процесс трудового воспитания детей дошкольного возраста необходимой частью образования.
Традиции» (лат. Traditio - передача, предание) характеризуются в научной литературе как исторически сложившиеся и передаваемые от поколения к поколению обычаи, обряды, общественные установления, идеи, ценности, нормы поведения и т.п.; элементы социально - культурного наследия, сохраняющиеся в обществе или в отдельных социальных группах в течение длительного времени.
Мировая педагогическая мысль выявила позитивную роль народных традиций, активно влияющих на процесс жизнедеятельности, в том числе и трудового воспитания подрастающего поколения. К.Д.Ушинский отмечал, что «воспитание, не проникнутое традицией, не может воспитывать сильных характеров». О «механизме» воздействия на формирующуюся личность указывает Г.Н.Волков. Он пишет, что «народные традиции сильны логикой действия, дела, деятельности, результатами воздействия на психику воспитуемых».
Важным источником изучения народных традиций являются продукты материальной культуры (орудия труда, жилище, предметы домашнего обихода, одежда, принадлежности ритуалов). Трудовые традиции - это исторически сложившиеся, передающиеся из поколения в поколение формы и виды трудовой деятельности, свойственные данному народу (включая взгляды народа на труд, опыт трудового воспитания подрастающего поколения).
Народная педагогика с момента своего возникновения воплощала в себе, прежде всего опыт трудового воспитания подрастающего поколения. Основу народной педагогики составляют воспитательные традиции, которые выступают средством сохранения, воспроизводства, передачи и закрепления социального, трудового опыта и нравственных ценностей. С их помощью от старших поколений к младшим передавались нормы поведения людей и национальных черт культуры. Специфика народной педагогики в понимании основ воспитания и формирования личности предполагает, что основополагающим фактором воспитания должны стать трудовые традиции. Вся народная этика сводится, главным образом, к воспитанию ребенка трудом, развитию трудолюбия и других нравственных качеств. В этом залог преемственности, связи поколений, уважения к семье, роду, обществу в целом.