Урок литературного чтения. Ю.Н.Кушак "Почтовая история". 3-й класс

Разделы: Литература

Класс: 3

Ключевые слова: литературное чтение, Ю.Н.Кушак «Почтовая история»


Цели урока: Создание условий для активизации мыслительной деятельности обучающихся через остановку проблемы.

Тип урока: урок моделирования.

Оборудование: мультимедийные средства, таблицы-заготовки, цветные карандаши, учебник литературного чтения, 3 класс, автор Е.И.Матвеева.

Ход урока

Этапы урока

Деятельность учителя

Виды деятельности

I. Оргмомент
Вызов

 

- С каким настроением вы пришли на урок?
- У нас хорошее настроение, значит все у нас получится.
Предлагается  синквейн  без первой строчки
- На доске вы видите синквейн. Работая в парах, подумайте и определите 1 слово.
1) -- -- -- -- -- -- -- -- --
2) дружеское, долгожданное
3) жду, храню, перечитываю
4) лети с приветом – вернись с ответом
5) весть
Приём «Синквейн»

- Определите первое слово синквейна?
(письмо)
- Какие ассоциации у вас возникают при слове «письмо»?
- Посмотрите значение слова письмо по толковому словарю.
(Бумага с написанным на ней текстом, посылаемая кому–н. для сообщения чего–н., уведомления о чем-н., для общения с кем-н. на расстоянии. СЛОВАРЬ Ожегова)

Приём
«Ассоциации»
Работа со словарями в паре
- В русском языке известно 105 синонимов к слову письмо, а какие вы можете привести к примеру?
- Сегодня вы познакомитесь с интересным письмом, посланием. Оно не прочитано пока что вами, я же вас попрошу прочитать для начала только некоторые слова, вырванные из этого письма. Прочтите их: печальный почерк, грустные помарки, грустный слог, в берестяном конверте, вместо марки – берёзовый листок.
- Какие чувства у вас возникли при прочтении этих словосочетаний, вырванных из контекста?
-Давайте подумаем, откуда может быть это письмо? Может такие словосочетания как «берёзовый лист, берестяной конверт» смогут натолкнуть вас на мысль…
(Учитель выводит детей на ответ, что это - жители леса)
- Кто мог бы написать это письмо? (звери)
Лексическая работа
- Я вам хочу показать картинку-подсказку (Дети, рассматривают рисунки с изображениями медведей) Работа в группах

- Как вы думаете, кому могут писать мишки?
- О чем они так беспокоятся, что почерк у них печальный и грустный слог?
- Попробуйте предположить, о чем пойдет речь в письме и кому они пишут.
- Я же для вас открою ещё несколько слов из этого письма: живёте вы без леса, где вьюги и мороз…
Работаем по группам.
1) Что может произойти в рассказе с таким названием?
2) Как будут развиваться события ?
3) Чем может закончиться рассказ?
(После работы в группах, выслушиваются ответы детей)

Приём «Прогнозирование»

Групповая работа

Второй этап – осмысление. Чтение с остановками - А теперь давайте откроем уч. на с. 126 и попробуем проверить ваши предположения (первичное восприятие текста, чтение стихотворения учителем)
- О чем удалось узнать из стихотворения?
- Кому было адресовано письмо?
- У какой группы прогнозируемое предположение подтвердилось?
- Что вы почувствовали, прочитав эту часть, какие
ощущения у вас возникли?
- С каким настроением было написано письмо? (бурые медведи сочувствовали белым медведям и хотели им помочь)
- Что же так напугало бурых мишек, о каком страшном горе они узнали из прессы?
- Найдите ответ на мой вопрос и зачитайте.
- Итак, больше всего бурые мишки боятся… (идет перечисление)
-Помимо письма, что ещё бурые мишки отправили белым мишкам? (посылку)
-Что было в этой посылке? Перечислите.
- Заполните таблицу. У вас на парте лежит заготовка, заполняем левую колонку, работаем в паре:
(дети перечитывают 1 часть стихотворения и заполняют левую часть таблицы)
Поиск ответов на поставленные в первой части проверка первоначальных предположений
вопросы;
 

 

Бурые мишки

Белые мишки

Кому адресовано письмо?

 

 

Чего боятся?

 

 

Что отправили в посылке?

 

 

(по мере заполнения работы, появляются записи, после заполнения таблицы учитель сверяет результаты каждой группы)

 

Бурые мишки

Белые мишки

Кому адресовано письмо?

Белым медведям

 

Чего боятся?

Живут без леса, на льдине, вьюга, мороз, нет мёда, ромашек, стрекоз

 

Что отправили в посылке?

5 конфет, солому, валенки, хвойные ветки.

 

Приём «Линии сравнения»

 

- Скажите, а белые медведи боятся холодов?
- Что они могли бы положить в посылку бурым мишкам?
- Что белые мишки могли бы написать бурым в своем ответном письме? Обсудите это в группах.
- Давайте прочитаем их ответ, для этого откройте уч. на с. 128 и прочитайте продолжение этой почтовой истории (самостоятельное чтение 2 части стихотворения)
- Какие мысли, переданные в письме автором от лица белых медведей, совпали с вашими мыслями?
- Какие не совпали?
- Перечитайте еще раз ответ белых медведей и в паре заполните правую колонку таблицы.

 

Бурые мишки

Белые мишки

Кому адресовано письмо?

Белым медведям

Бурым мишкам

Чего боятся?

Живут без леса, на льдине, вьюга, мороз, нет мёда, ромашек, стрекоз

Живут в лесу, нет ни льдинки

Что отправили в посылке?

5 конфет, солому, валенки, хвойные ветки.

5 мешков сосулек, коньки, моржовые клыки, флажки, мороженую рыбу, бочку рыбьего жира.

- Давайте посмотрим на таблицу и сравним, оказывается, белые медведи сочувствуют бурым, что те живут в лесу!
- А зачем бурые мишки отправили белым хвойные ветки и солому? (бурые медведи впадают в спячку, а перед этим они готовят для себя логово из веток)
- Для чего белые медведи выслали бурым флажки, коньки? Впадают ли в спячку белые медведи?
- Обратите внимание, что мёд, лакомство у бурых медведей, а у белых лакомством оказался рыбий жир.
- Будем ли мы сочувствовать белым мишкам? А бурым?
- Можно ли данное стихотворение, в котором медведи жалеют друг друга и переживают за своих собратьев, назвать грустным?
- Какой из всего этого можно сделать вывод?
- Давайте попробуем прочитать теперь это стихотворение полностью, с выражением, по ролям. Я буду читать слова автора, 1 вариант будет читать слова бурых мишек, а 2 вариант, слова белых мишек (чтение по ролям)

Работа в группе

Третий этап – рефлексия

- Мы с вами замечательно поработали, а теперь я предлагаю вам вспомнить игру «Мудрые Совы» и письменно ответить на вопросы.
Постарайтесь проиллюстрировать основную мысль текста и, если возможно, вашу реакцию на нее в виде рисунка, схемы, карикатуры и т.д. (Иллюстративное изображение.)
Д/з. Выразительное чтение стихотворения на с. 125-129, выучить на ваш выбор письмо бурых мишек или ответ-письмо белых мишек.

Приём «Мудрые Совы»