Статья "Безопасный Интернет"

Разделы: Начальная школа, Внеклассная работа

Классы: 1, 2, 3, 4


Современный мир и общество не стоят на месте. Их постоянное развитие влечет за собой прогресс в мире информационных технологий, сфере инноваций, а также изменение образа жизни людей. Несомненно, все эти факторы повлияли на учеников, процесс их развития и образования. Современные младшие школьники сильно отличаются от сверстников конца XX в. Они не представляют своей жизни без компьютеров, гаджетов, мобильных устройств. Все эти новинки техники родители покупают для своих детей, зачастую даже не представляя, какой вред могут нанести планшеты, компьютеры, смартфоны физическому и психическому здоровью ребенка. Государство, правительство не вправе ограничить или запретить покупки родителям, но в таком случае встает вопрос о безопасном использовании современных технологий, так как сейчас практически все устройства направлены на работу посредством Интернета. Вопреки мнению о том, что информационные воздействия (в частности, в рамках так называемых «информационных войн») имеют преимущественно кибернетическую природу, А.Е.Войскунский считает, что развитие системы информационной безопасности должно опираться на психологические данные. Проблема безопасности междисциплинарна, поэтому ее разработка носит комплексный характер. Важно объединить работу нескольких специалистов, организовать правильное воздействие на школьника со стороны образовательного учреждения и семьи. Среда Интернета — это не только и не столько взаимосвязанные компьютеры и компьютерные сети, сколько взаимосвязанные и активно действующие в этой среде люди вместе с продуктами их активности — сообщениями, webстраничками, записями (текстовыми, звуковыми, изобразительными, мультимодальными и др.), каталогами и архивами, навигационными маршрутами, компьютерными вирусами и т.п.. Как таковая среда Интернета представляет немалый интерес для всех специалистов, профессионально изучающих человека и многообразные виды его активности. Обратимся к вопросу взаимодействия Интернета и подрастающего поколения с точки зрения психологии. Для формирования у младших школьников навыков безопасного использования интернет среды мы разработали специальную программу, которая направлена на то, чтобы показать учителю и донести до ученика начальной школы, что использование Всемирной паутины может нести как положительные, так и отрицательные стороны. Программа составлена с учетом возрастных особенностей младших школьников. При ее разработке мы учитывали, что, придя домой, дети смогут поделиться полученной информацией с родителями, старшими братьями и сестрами, опробовать самостоятельно все приобретенные в школе знания. Обратимся подробнее к созданной программе. Она рассчитана на шесть занятий (которые проходят один раз в неделю), посвященных разным темам, касающимся безопасного использования Интернета: угрозы в сети и их классификация; как правильно бороться с угрозами и предотвратить их; интернет зависимость; действия в Интернете и социальных сетях. Программа была экспериментально проверена в одной из школ Москвы с углубленным изучением информационных технологий среди  учащихся II, III и IV классов. Первое занятие начиналось со сказки. В ней шла речь о жителях волшебного королевства, с которыми произошла беда, а также о том, как царевич спас свою принцессу во Всемирной паутине. Сказка вводила младших школьников в мир интернет терминов. Ученики давали (или пытались вывести) свои определения этим терминам, в конце обсуждения учитель зачитывал их научную трактовку и объяснял все непонятные слова. Во время беседы (после анализа сказки) учащимся предлагалось ответить на вопросы о безопасности при работе с компьютером и интернет средой вообще (психологической безопасности, в частности), рассказать, что они знают по данному вопросу. Каждое следующее занятие начиналось с беседы о том, что помнят ученики, чем по делились с родными и друзьями, какие возникли вопросы и с какими ситуациями они столкнулись, работая с компьютером или в интернет среде дома. Школьники с удовольствием и энтузиазмом участвовали в беседах, после которых демонстрировались презентации по теме. В конце занятия проходило обсуждение основной темы с опорой на опыт учеников. Важно было, чтобы практически каждый школьник сказал, что сегодня для него было открытием, что нового он узнал, что хочет проверить дома за компьютером и чем хочет поделиться с семьей или друзьями во дворе. Учитель старался создавать и поддерживать благоприятную атмосферу во время обсуждения. Во время бесед на занятиях стало понятно, что ученики начальной школы практически ничего не знают о психологической безопасности и последствиях неправильного использования интернетсреды. В силу особенностей школы (школа с углубленным изучением информационных технологий) учащиеся чаще всего упоминали в качестве основных интернет угроз вирусы и средство защиты от них — антивирусные системы. Задача учителя, проводившего занятия, — расширить кругозор учеников по вопросу безопасности, замотивировать их на изучение данной темы, показать значимость защиты себя и своих близких при работе в Интернете. Одно из занятий было посвящено проблеме, с которой в XXI в. сталкиваются во многих семьях. Речь идет про интернет зависимость от сетевых и онлайн игр. Во время одного занятия младшим школьникам рассказали о разновидностях игр. Это привлекло их внимание. Далее последовал рассказ об угрозах и последствиях, которые могут принести компьютеру игры и злоумышленники. Беседа плавно перешла на психологические угрозы. Ученики узнали о том, какие травмы может нанести на первый взгляд безопасная игра мозговой деятельности, психике, нервной системе, опорно-двигательному аппарату и зрению; как онлайн игры могут отразиться на успеваемости и учебе в школе, отношениях в семье и с друзьями. Некоторые школьники рассказали о старших братьях и сестрах, которые по несколько часов в день могут проводить, сидя за компьютером, об отцах, которые после работы садятся за сетевые игры, и скандалах, которые происходят в семье на этой почве. На другом занятии особое внимание уделялось культуре общения, вежливому поведению в Интернете. Младшие школьники узнали о правилах, которые негласно существуют среди интернет пользователей. Они самостоятельно создали Азбуку Вежливости в интернет среде для себя, своего класса и друзей. В конце занятия все учащиеся согласились принять созданную ими Азбуку Вежливости как мини устав и пользоваться им в повседневной жизни. Предпоследнее занятие называлось «Мой безопасный Интернет» и было посвящено подведению итогов. Ученики рассказали, каким должен быть безопасный для них Интернет, поделились личным опытом, описали ситуации, с которыми они столкнулись за прошедший месяц в Интернете, и то, как они себя повели. Некоторые младшие школьники рассказали, какую лекцию они провели дома для родителей, какой информацией поделились с ними. Учитывая особенности младшего школьного возраста, заключительное занятие носило творческий характер. Ученикам было предложено (на выбор) два задания: сочинить сказку или нарисовать рисунок на тему «Я и Интернет» или «Я и компьютер». На их выполнение отводилось 25–30 мин, после которых каждый школьник должен был рассказать о своем проекте. Больше всего рисунков было на тему «Я и компьютер». На них чаще всего изображение монитора было перечеркнуто, а при объяснении ученики говорили, что компьютер «нельзя много использовать». Данная программа должна помочь учителям начальной школы, школьным психологам, учителям информатики и педагогам дополнительного образования. Сейчас практически в каждой семье есть компьютер, в школах используются электронные журналы и дневники. Учащиеся каждый день пользуются Интернетом, чтобы узнать домашнее задание. Одни родители следят и контролируют процесс использования компьютера и Интернета их детьми, другие предоставляют ребенку полный доступ ко всем возможностям Всемирной паутины. Важно одним младшим школьникам напоминать правила безопасного Интернета, а другим рассказывать об опасностях и предостерегать от них.

ИСПОЛЬЗОВАННАЯ ЛИТЕРАТУРА

1. Войскунский А.Е. Интернет — новая область исследований в психологической науке // Ученые записки кафедры общей психологии МГУ. Вып. 1. М., 2002.

2. Войскунский А.Е. Информационная безопасность: психологические аспекты // Национальный психологический журнал. 2010. № 1.

3. Эльконин Д.Б. Детская психология. М., 2007.