Разработка урока родного русского языку в 6-м классе по теме «Словари – незаменимые помощники»

Разделы: Русский язык

Класс: 6

Ключевые слова: словари


Введение

Внедрение ФГОС ОО – важнейшая задача современной школы. Цель сегодня - переход на новые образовательные стандарты, изменение инфраструктуры школьной сети, сохранение и укрепление здоровья школьников, развитие учительского потенциала и системы поддержки талантливых детей.

Результат образования - это не просто знания по конкретным дисциплинам, но и умение применять их в повседневной жизни, использовать в дальнейшем. Ученик должен обладать целостным социально-ориентированным взглядом на мир в его единстве и разнообразии природы, народов, культур, религий.

Для решения новых задач, стоящих перед учителями, необходимо разработать новый подход к обучению. Использование новых технологий влечет за собой необходимость разработки новых методических пособий в помощь учителю.

Актуальность проекта

Одной из ключевых проблем современного образования является проблема недостаточного наличия учебников и учебных пособий, а иногда и полное их отсутствие, которые соответствовали бы новым требованиям ФГОС. Как следствие этого актуальной становится разработка новых методических пособий в помощь учителю, дидактических материалов к урокам.

Цель проекта: разработка урока по родному русскому языку в 6 классе на тему «Словари - незаменимые помощники» и ее реализация с учётом требований ФГОС.

Задачи проекта:

  • познакомиться со структурой и требованиями ФГОС общего образования;
  • взять за основу в работе ФГОС к реализации предметной области «Родной русский язык»;
  • разработать план-конспект урока и технологическую карту;
  • подготовить презентацию к уроку;
  • апробировать данную разработку в условиях общеобразовательной школы.

Целевая группа проекта: учащиеся 6-го класса.

Объект исследования: методическое обеспечение урока родного русского языка в соответствии с требованиями ФГОС ОО.

Предмет исследования: разработка урока по теме «Словари - незаменимые помощники» для учащихся 6 класса.

Проектное решение: В качестве проектного решения представить разработку урока и презентацию (Приложение).

Сроки реализации проекта: 1 урок.

Место реализации проекта: Общеобразовательная школа, гимназия, лицей.

Этапы реализации проекта:

1. Подготовительный (1неделя): поиск материалов к уроку на заданную тему.

2. Основной (2 неделя): реализация разработки и технологической карты урока, создание презентации.

3. Заключительный (январь 2020 г.): апробация разработки урока по родному русскому языку для учащихся 6 класса на тему «Словари - незаменимые помощники».

План мероприятий по реализации проекта:

  1. Изучение литературы.
  2. Прослушивание лекций.
  3. Сбор дидактического материала.
  4. Разработка данного урока.
  5. Реализация его в условиях общеобразовательной школы.
  6. Оценка эффективности материала.

Ожидаемые результаты реализации проекта:

  1. Разработка призвана облегчить работу учителя при подготовке к урокам родного русского языка в соответствии с требованиями ФГОС.
  2. Развитие интереса к предмету у детей с разным уровнем подготовки, формирование навыков самостоятельной деятельности, расширение культурологических знаний.
  3. Повышение качества образования.
  4. Повышение профессиональной компетенции учителя по вопросам ФГОС.

Основная часть

Согласно новому Федеральному государственному образовательному стандарту, уроки должны быть построены в соответствии с требованиями, направленными на развитие универсальных учебных действий (УУД).

Овладение учащимися УУД создает возможность самостоятельного успешного усвоения новых знаний, умений и компетентностей, включая умение учиться. Выходя, за пределы школы учащийся должен быть обучаемым, способным самостоятельно учиться и многократно переучиваться в течение жизни, готовым к самостоятельным действиям и принятию решений.

Универсальные учебные действия – это обобщенные действия, открывающие возможность широкой ориентации учащихся, как в различных предметных областях, так и в строении самой учебной деятельности, включая осознание учащимися ее целевой направленности.

В проекте предлагается разработка одного из уроков из рабочей программы по родному русскому языку в 6 классе.

Предмет: родной русский язык.

Класс: 6.

Тип урока: урок открытия новых знаний.

Программа по родному русскому языку авторов: Александровой О.М., Загоровской О.В., Вербицкой Л.А. и др., М.: Просвещение, 2018.

Технологическая карта

Цели

  • познакомить с существующим многообразием словарей, со спецификой словарей;
  • развивать умение извлекать из словарей информацию, необходимую для решения учебных задач.

Задачи:

  • предметные – формировать умение работать со словарной статьей, закрепление знаний по теме «Лексика»;
  • рефлексивные – стимулировать у учащихся желание проявлять инициативу, активизировать мыслительную деятельность;
  • коммуникативные – развивать письменную и устную речь;
  • воспитательные - формировать культуру речи, воспитывать бережное отношение к русскому языку.

Формируемые УУД:

личностные:

  • обогащать активный и потенциальный словарный запас
  • формирование уважительного отношения к культуре, языку;

регулятивные:

  • формирование способности принять учебную задачу, исходя из того, что уже усвоено, и того, что пока не известно;
  • формирование умения проводить целеполагание и последовательность выполнения действий как в группе, так и индивидуально;

познавательные:

  • формирование способности выполнять действия поиска и отбора заданной информации, ее моделирования;
  • формирование умения структурировать изучаемую информацию, выполнять логические действия и операции (сравнивать и анализировать, выделять главное);

коммуникативные:

  • умение точно и полно выражать свои мысли, формулируя собственную позицию по обсуждаемому вопросу;
  • способность планировать учебное сотрудничество с учителем и сверстниками.

Основные понятия: словарь, словарная статья, орфограмма, лексическое значение слова, синонимы, фразеологизм, этимология.

Ресурсы:

  • Словари: орфографический, толковый, этимологический, словарь синонимов, фразеологический, раздаточный материал.

Организация пространства: презентация PowerPoint (сопровождение урока); таблица «Виды лингвистических словарей»; инструкции к мини-докладу, кейсы для групп

Этапы урока

  1. Деятельность учителя
  2. Деятельность ученика
  3. Задания для учащихся, выполнение которых приведет к достижению запланированных результатов
  4. Планируемые результаты

I. Самоопределение к деятельности

Предметные УУД:

Цель.

  • Включение детей в деятельность на личностно-значимом уровне.
  • Учитель приветствует обучающихся, создаёт эмоциональный настрой на урок, мотивирует их к уроку
  • Приветствуют учителя, настраиваются на урок. Осуществляют визуальный контроль своей готовности к уроку

Личностные УУД: внимание, уважение к окружающим, эмоциональный настрой на урок.

II. Актуализация знаний

Цель. Повторение изученного материала, необходимого для «открытия нового знания».

Вопросы для обсуждения:

  1. Давайте вспомним, какой раздел языкознания мы изучаем?
  2. Что изучает лексика?
  3. Что такое лексический состав языка?

Предлагает прочитать стихотворение Я.Козловского «Русской речи государь по прозванию Словарь».

- Определите тему стихотворения и его основную мысль.

Ученики читают выразительно стихотворение, отвечают на вопросы, аргументируют свои ответы.

Работа с текстом стихотворения.

Есть волшебная страна,
Что распахнута пред вами.
Та, которая словами,
Как людьми населена.
Правит ими Государь по прозванию словарь,
И относится он к ним,
Словно к подданным своим.

Владение научной терминологией, ключевые понятия урока

Коммуникативные УУД:

  • Владеть монологической и диалогической речью.
  • Адекватно использовать речевые средства для решения задач.

Личностные УУД:

  • Самоконтроль

Познавательные УУД:

  • Проверка изученного.

III. Постановка учебной задачи

Цель. Формулирование темы урока.

- Как вы думаете, о чем мы сегодня будем говорить?

Наша тема шире, однако, об этом чуть позже.

А теперь обратимся к эпиграфу нашего урока.

- Согласны ли вы с высказыванием А.Франса?

Мы посвятим наш урок знакомству со словарями, узнаем, зачем они нужны и как ими пользоваться.

Теперь, когда тема урока прозвучала, предположите, каких целей должны достигнуть.

Ученики определяют часть темы урока «Словари».

Читают эпиграф урока. Размышляют о высказывании АФранса. Формулируют общий ответ.

Формулируют тему и цели урока.

Чтение эпиграфа к уроку «Словарь - это Вселенная, расположенная в алфавитном порядке» (А.Франс)

Владение навыками устного аргументированного высказывания.

Регулятивные УУД:

  • Высказывать предположения на основе наблюдений;
  • Формулировать тему урока, проблему;
  • Самостоятельно планировать деятельность.

Познавательные УУД:

  • Анализировать информацию, выявлять главное, систематизировать.

Коммуникативные УУД:

  • Уметь вести диалог, интересоваться чужим мнением и высказывать свое.

IV. «Открытие» учащимися новых знаний

Цель.

  • Познакомить с разными видами словарей.
  • Предлагает просмотреть презентацию. Комментирует незнакомые термины.
  • Просматривают подготовленную учителем презентацию. Запоминают новую информацию.
  • Поиск и выделение необходимой информации, сопоставление и обобщение

Познавательные УУД:

  • Выделять главное, извлекать информацию;
  • Самостоятельно вычитывать все виды текстовой информации, понимать основную.

Коммуникативные УУД:

  • Строить связанное монологическое высказывание в учебно-научном стиле.

Регулятивные УУД:

  • Искать пути решения проблемы.

V. Первичное закрепление

Цель. Закрепить знания о правилах пользования словарями.

Организует работу в группах.

Каждая группа получает текст, задание к нему.

Учащиеся, совещаются в группах, приходят к выводу, что задания они выполнить не могут. Нет информации.

Работа в группах

Учащиеся выбирают нужный словарь из предложенных учителем и памятку по пользованию словарем, инструкцию к мини-докладу.

Инструкция к мини-докладу «Чем нам помог наш словарь»

Постройте ваш доклад, опираясь на шаблон:

  1. Словарь, с которым мы работали, называется …
  2. Он помог нам выполнить наше задание ...
  3. Работать со словарем было …
  4. Выполняя задание, мы узнали, что …

Поиск и выделение необходимой информации, сопоставление и обобщение

VI. Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону

Цель: Проверить умения работы со словарной статьей самоконтроль усвоения знаний.

Контролирует работу в группах

Изучают «Памятку работы со словарем» и выполняют с помощью словаря предложенное им задание. Далее они готовят мини-доклад «Чем нам помог наш словарь» по предложенной инструкции.

Работа с текстом по группам

Выбравшись из глухого леса, где сухой валежник и гниющий буреломник высокими кострами навалены на сырой, болотистой почве, путник вдруг словно по волшебству встречает перед собой цветущую поляну. Она так весело глядит на него, широко, раздольно расстилаясь среди красноствольных сосен и темнохвойных елей. Ровная, гладкая, она густо заросла сочной свежей зеленью и усеяна крупными бирюзовыми незабудками, благоуханными белыми кувшинками. Луговина так и манит к себе отдохнуть, усталому понежиться на душистой, ослепительно сверкающей изумрудной зелени!.. Но пропасть путнику, если ступит он на эту заколдованную поляну. Эта топь зовется чарусой.

Навыки работы со словарем и словарной статьей, умение работать с памяткой, строить монологическое высказывание.

Познавательные УУД:

  • Анализировать, сравнивать, группировать, делать выводы.
  • Проверка знаний и умений.
  • Пользоваться словарями разных типов.

Коммуникативные УУД:

  • Осуществлять контроль.
  • Владеть монологической речью; адекватно использовать речевые средства для решения коммуникативных задач.
  • Свободно излагать свои мысли в устной и письменной форме.
  • Слушать и слышать других, быть готовым корректировать свою точку зрения.

Личностные УУД:

  • Чувствовать красоту и выразительность русского слова.

VII. Включение новых знаний в систему знаний и повторение

Цель: Включение нового знания в систему изученного материала.

Учитель организует проверку работы группы.

Отчет групп о работе с текстом и словарем.

Представление выполненного задания.

Навыки отображения учебного материала, формирование обобщенных знаний

VIII. Рефлексия

Цель: Осознание учащимися своей учебной деятельности, самооценка результатов деятельности своей и всего класса.

Итак, вспомните о цели, которую вы поставили на сегодняшний урок.

- Что можете сказать о результате нашей работы и о цели, которую мы ставили?

- Как вы считаете, словарь – это помощник? Нужно ли обращаться к словарям?

Отвечают на вопросы, делают выводы и обобщения.

Проводят самоанализ своей деятельности на уроке.

Заполнение рефлексивной карты:

- Что нового сегодня узнали?

- Чему научились?

На последней странице тетради оформите правила работы со словарями?

О чём хотели бы поделиться с одноклассниками из другой группы?

Выделение необходимой информации, сопоставление и обобщение

Регулятивные УУД:

  • Соотносить цели и результаты своей деятельности;
  • Определяют степень успешности работы согласно критериям.

Коммуникативные УУД:

  • Соблюдать нормы культуры речи в процессе учебной деятельности и речевой практики.
  • Слышать и слушать других, быть готовым корректировать свою точку зрения.
  • Строить связанное монологическое высказывание.

Познавательные УУД:

  • Анализировать, сравнивать, группировать, делать выводы

XI. Домашнее задание

Как я понимаю высказывание: «Не бойтесь заглядывать в словарь. Это пышный сад, а не унылая пропасть»?

Письменный ответ на поставленный вопрос.

Записывают домашнее задание, задают уточняющие вопросы.

Заключение

Важно помнить: наши ученики должны прийти к ожидаемым результатам по своим проложенным маршрутам. Само собой, проводником и экскурсоводом на этом пути является учитель.

На уроке, составленном по требованиям ФГОС, каждому учителю необходимо создать такие условия, в которых ребёнок осознавал бы себя субъектом учебной деятельности, был заинтересован в самоизменении и был способен мобильно добывать знания.

Мы надеемся, что внесли свой вклад в методическую копилку учителя, облегчив его задачу при подготовке к уроку в условиях отсутствия методической литературы по предмету.

Литература

  1. Бирих А.К. Русская фразеология. Историко-этимологический словарь / СПбГУ; Межкаф. словарный каб. им. Б.А. Ларина; А.К. Бирих, В.М. Мокиенко, Л.И. Степанова; Под ред. В.М. Мокиенко. – 3-е изд., испр. и доп. – М.: Астрель: АСТ: Люкс, 2005.
  2. Григорян Л. Т. Язык мой – друг мой: Материалы для внеклас. работы по рус. яз.: Пособие для учителя. – М.: Просвещение, 1988.
  3. Малюнина В.А. Олимпиады по русскому языку. 5-6 классы.- М.: ВАКО, 2010
  4. Нетрадиционные уроки по русскому языку. 5-6 классы/ Автор-составитель Н.О.Крамаренко. – Волгоград: Учитель,
  5. Словарь фразеологизмов / [автор-составитель М.А.Котова]. – М.: РИПОЛ классик, 2014.
  6. Фразеологический словарь русского языка / Под ред. А.И. Молоткова. – 4-е изд., стереотип. – М.: Русский язык, 1986.
  7. Я познаю мир: Детская энциклопедия: Русский язык/Автор-составитель В.В.Волина. – М.: ООО «Издательство АСТ», 1998.

Интернет-ресурсы

  1. http: gramota.ru
  2. http://frazbook.ru
  3. https://www.uchportal.ru