Место информационных технологий в процессе становления личности подростка

Разделы: Классное руководство

Ключевые слова: подростки, информационные технологии в образовании, виртуальный мир, кибернетика


Современный мир – уникален. Мы живем в веке, где наряду с привычным нам миром существует, как минимум еще один, виртуальный. Зачастую мы погружаемся в виртуальный мир куда сильнее, чем думаем. Сегодня информационные технологии окружают нас на каждом шагу, от утреннего будильника, который волшебным образом пробуждает нас по утрам, до знакомой всем системы «умный дом». Глупо говорить, что информационный мир не оказывает влияния на нашу жизнь и на личность человека в целом. В связи с этим актуальным становится вопрос «Какую же роль играют информационные технологии в жизни современного подростка?»

Наиболее подвержены влиянию информационного мира люди подросткового возраста. Компьютерные игры, социальные сети, а также различные информационные платформы очень притягательны для подрастающего поколения. На то есть несколько причин. Прежде всего – это возможность уйти от реальности. Современному подросту зачастую не хватает внимания родителей, друзей или учителей, таким образом, они выходят в «сеть», чтобы отвлечься, создать свой собственный мир, в котором будут счастливы. Каждый человек хочет быть нужным и важным, социальные сети играют здесь не последнюю роль. Но стоит быть осторожным и бдительным, социальные сети заманивают и могут повлечь не самые приятные знакомства. Еще один способ уйти от реальности – компьютерные игры. Кибернетика – прекрасный вид спорта, при котором развивается интеллект человека. Это уникальная возможность развиваться и тренировать логическое мышление. Но кибернетика и зависимость от компьютерных игр – совсем разные вещи. Часы, а то и сутки в интернет-мире пагубно сказываются на личности ребенка. Подростки начинают путать реальность и виртуальный мир, принимать игру за действительность. Но хуже всего – это подверженность насилию. Большое количество игр с применением насилия и оружия, убийство людей, терроризм, все это влияет на сознание людей, особенно подвержены этому влиянию дети в пубертатном периоде. Подростки отказываются от еды и друзей, становятся раздражительными, отдаляются от друзей и реального мира. Нарушение памяти, бессонница, ухудшение зрения, головные боли, хроническая усталость и, как следствие, депрессивное состояние, вот основные признаки усталости, от долгой работы за компьютером [2, с.96]. Но хуже всего, когда подросток окончательно теряет связь с окружающим его миром и полностью становится зависимыми от игрового мира. Взять в руки оружие и перенести игру в реальный мир – единственное желание зависимых людей. Разрушение личности – путь зависимого человека, и нужно приложить все усилия, чтобы его избежать. Здесь помогут только совместные усилия родителей и учителей вместе. В таких вопросах стоит немедленно подключать школьного психолога и социального педагога. Ребенка нужно спасать и немедленно возвращать в реальный мир, где когда-то у него были друзья и увлечения.

Еще одно пагубное воздействие информационных технологий на личность подростка – это стресс при работе с компьютером. Такой стресс можно назвать информационным. Основной фактор, влияющий на формирование информационного стресса: возникновение в результате плохих физических условий, например, негативное отклонение температуры в комнате, плохое освещение или шум [1, c. 381]. Сейчас невозможно представить нашу жизнь без сети «Интернет», где можно найти ответ на любой вопрос, именно поэтому современные подростки все чащи обращаются с вопросами именно туда, а не к живим людям или книге. Проще, быстрее, доступнее – основные критерии интернета для детей. После 11 лет у ребенка появляется интерес к противоположному полу, возникают вопросы, ответы на которые проще всего найти в интернете. Родителям стоит быть внимательными, ведь далеко не всегда найденные в интернете ответы безопасны для ребенка.

Но все ли влияние информационных технологий плохо? У всего ли есть пагубное последствие? Современный мир пронизан информационными технологиями. Они облегчают нам жизнь и дают возможность налаживать контакты друг с другом. Благодаря интернет-миру и его возможностям, мы можем связываться с людьми с другого конца света. Видеть человека, который находится за десятки тысяч километров от нас. Социализация людей в обществе улучшается, налаживать межличностные отношения становится проще и легче. Но и здесь есть оборотная сторона, благодаря информационным технологиям подростки теряют ценность живого общения друг с другом, которое так важно для детей в этом возрасте. Ребенку нужно научиться общаться и находить общий язык с другими людьми в реальном мире. Люди все больше времени проводят за компьютером и телефоном, вместо того, чтобы прогуляться или провести время за живой беседой. Также, многие исследования показывают, что подростки, которые проводят много времени за виртуальным общением очень сдержаны эмоционально, они не знают, как вести себя с людьми при личной встрече. Гаджеты и другие новомодные приспособления активно врываются в нашу жизнь, изменяя ее [3, c. 17].

В любом случае, современные информационные технологии облегчают нашу жизнь, делают ее интереснее и насыщеннее. Интернет предоставляет современным детям огромные возможности: большое количество информации, легкость и простота общения, просмотр фильмов, доступ к музыке, радио, онлайн-играм, социальным сетям и многое другое.

Трудно не согласиться, что информационные технологии меняют жизнь человека, а также влияют на развитие личности подростка. Мы погружаемся в этот таинственный и заманчивый мир, где каждый может найти что-то интересное для себя. Но в итоге активное пользование интернетом приводит к некоторым отрицательным последствиям, которые негативно сказываются на отношениях современных детей между собой: дети, активно пользующие интернетом, оказываются ограничены в эмоциональных контактах и в общении с близкими и друзьями, по мере пользования интернетом они сужают свои социальные контакты, постепенно начинают испытывать сложности в непосредственном общении и не хотят сближаться с людьми, Общение доставляет им дискомфорт, а это не способствует развитию межличностных отношений между подростками.

Таким образом, слишком активное использование информационных технологий становится причиной ослабления отношений с членами семьи и ухода от эмоциональных контактов, а сама виртуальная реальность может стать подменой реальному миру.

Сам же Интернет, зачастую вытесняет привычные инструменты общения, заменяет их новыми, что становится причиной появления совершенно новых форм взаимодействия человека с внешним миром. Несмотря на все преимущества общения в интернете в отличие от общения в жизни, можно сказать, что интернет-общение – более поверхностное.

Список литературы

  1. Добреньков В.И., Нечаев В.Я. Общество и образование. — М.: ИНФРАмМ, 2003. - 381 с.
  2. Иванов Д.В. Виртуализация общества. - СПб.: Петерб. Востоковедение, 2000. – 96 с.
  3. Носов Н.А. Манифест виртуалистики. - М.: Путь, 2001. - Вып. 15. - 17 с.