Введение в проект: обучение поисково-исследовательской деятельности

Разделы: Технология, Организация школьной библиотеки

Класс: 6


Методическое обеспечение урока: презентация, стенд с книгами по худ литературе, стенд со словарями и энциклопедиями, 3 ноутбука с выходом в интернет, фотоаппараты, памятки «Проект (определение)», «Виды проектов», «Этапы проектной деятельности», маршрутные листы для поиска информации, лист для интервью.

Цели урока:

  • Дать определение проекту и ввести в основы проектной деятельности
  • Научить поисково-исследовательской деятельности, умению брать интервью.

Ход урока

1. Приветствие

Т.А. – Здравствуйте, девочки! Садитесь, пожалуйста, за свои места. Мы начинаем необычный урок. Я проведу его вместе с Ириной Васильевной, нашим библиотекарем.

И.В. - Как Вы думаете, почему я присутствую на уроке?

- Наверное, урок будет связан с библиотекой и книгами.

И.В. - Это верно. А скажите, зачем мы ходим в библиотеку?

- Чтобы взять интересную книгу и прочитать ее. Найти необходимую информацию для доклада, например. и др.

Т.А. и И.В. - Молодцы!

«Найти информацию» - вот цель нашего сегодняшнего урока! (Слайд №3)

2. Вопросы классу о том, есть ли у них опыт работы по проектной деятельности

Т.А. Скажите, пожалуйста, девочки, а вы слышали какую либо информацию о том, что такое ПРОЕКТ? Может быть Вы выполняли уже проекты в начальной школе?

- Нет не слышали…или это изделие, которое ученик делает сам собственными руками

Т.А. Большинство  из Вас затруднилось с ответом, но я услышала и нужные мне слова САМОСТОЯТЕЛЬНО, СВОИМИ РУКАМИ

3. Дать понятие о проекте и проектной деятельности, показать образцы изделий и документации по проектной деятельности

Действительно, ПРОЕКТ – ЭТО САМОСТОЯТЕЛЬНАЯ РАБОТА УЧАЩЕГОСЯ ПО ИЗГОТОВЛЕНИЮ КАКОГО – ЛИБО ИЗДЕЛИЯ и ОФОРМЛЕНИЕ ДОКУМЕНТАЦИИ О ТОМ, КАК ИЗГОТАВЛИВАЛОСЬ ИЗДЕЛИЕ (Слайд № 4)

4. Виды проектов

ПРОЕКТЫ бывают разные (слайд №5):

  • УЧЕНИЧЕСКИЙ (когда обучающийся овладевает какой-либо техникой и выполняет изделие по схеме, готовым шаблонам и тд.) Например, тема проекта «Вышивка крестом», овладевая техникой вышивки можно работать по готовой схеме.
  • ТВОРЧЕСКИЙ (когда обучающийся овладевает техникой и выполняет изделие по собственным схемам, рисункам, эскизам. Например, та же тема «Вышивка крестом», овладевая техникой ребенок составляет, свою схему для вышивки, определяет цветовые сочетания.
  • ДИЗАЙНЕРСКИЙ (когда обучающийся придумывает свою технику изготовления, использует свои приемы работы, необычные материалы для изготовления и оформления своего проекта. Например, снова берем тему «Вышивка крестом», можно ли выполнить дизайнерский проект по этой теме? – Нет! ВЫШИВКА – исконно русская ТРАДИЦИЯ, которая должна передаваться из поколения в поколение. Так как традиции не меняются, возьмем другую тему – «Изготовление одежды»… здесь и эскизы могут быть собственные, и фасон, и материалы и многое другое.

5. Привести примеры этих проектов (выдать готовые проекты на парты на определение вида проектной деятельности)

И.В. - А скажите, пожалуйста, зачем нужна папка с документацией? Ведь можно сделать изделие и всё! Зачем тратить время на описание?

- Для того, чтобы можно было ознакомиться другим детям с проектом, научиться выполнять его так же.

И.В. - То есть папка с документацией – это тоже информация, которая нужна для тех детей, которые захотят изготовить такое же изделие? Вы согласны со мной?

- Согласны!

Т.А. Давайте посмотрим, какую же информацию несет в себе ПРОЕКТ:

4 этапа:

  1. Поисковый (Обоснование темы, тема проекта, постановка целей и задач)
  2. Исследовательский (исторические сведения по теме проекта, связь с современностью по теме проекта, дизайн-анализ (выбор формы, цветовых сочетаний, материала), подбор материалов и инструментов для изготовления изделия
  3. Технологический (технологическая карта изготовления изделия)
  4. Экономический (экономическая (подсчет себестоимости), экологическая и самооценка проекта) (Слайд №5) (Выдать этапы в распечатке)

6. Выбор темы проекта

Т.А. Девочки! Как вы думаете, информацию из какого этапа нам сегодня нужно найти?

- Исследовательского!

Т.А. Правильно! Но по каким «областям поиска» мы будем искать информацию, давайте тянуть жребий (вы работаете командам, названия команд мы придумали вам очень интересные и они подтверждают нашу тему поиска, за жребием подходит «капитан», кого вы делегируете от команды).

(тянут жребий, называют область поиска вслух… «области поиска» - «Швейное дело», Переплетное дело», «Вязание», «Лоскутная техника»

7. Связь темы проекта с историческими сведениями, традициями (обучение поисковой деятельности: энциклопедии, словари, книги, журналы, интернет)…показ логической цепочки поиска информации)…путешествие по станциям…выбор-самое главное, самое интересное

И.В. - Девочки! Вы сегодня три команды исследователей, я выдаю Вам маршрутные листы и ключевые слова, которые вы будете заполнять после моего обьяснения. (Слайд №7)

Для Вас сегодня работают поисковые точки «ИНТЕРНЕТ», «СЛОВАРИ И ЭНЦИКЛОПЕДИИ», «ЖУРНАЛЫ». Сюда капитаны команд направляют делегатов для поиска нужной информации. Всё, что касается полученной темы идет в зачет! Чем больше информации найдете – тем лучше! А лучшие всегда награждаются!

В вашем распоряжении есть фотоаппараты (информация бывает визуальная), так же можно пользоваться своими смартфонами. Ключевые слова вам выданы. Чтобы получить информацию:

  • В энциклопедии смотрим так……. «Статьи в энциклопедиях расположены в алфавитном порядке. Корешок каждого тома тоже содержит алфавит. Вы берете тот том, который вам нужен. На каждой странице энциклопедии «Ключевое слово» Оно тоже экономит время поиска
  • В словаре так…..Все словари устроены по алфавитному принципу
  • В журналах так…..нужно работать с содержанием
  • В интернете так…..открываем браузер (программа для работы в интернете)….находим  адресную строку и вводим в нее либо ссылку либо ключевое слово (Слайд №8)

Художественная литература и предметы, находящиеся в кабинете технологии тоже могут подходить к вашей области поиска
Итак! Приступаем! 5 мин… ставим будильник/включаем музыку

8. Показ и рассказ найденного материала

Определение самой информированной команды

По итогам этого задания больше всего информации у___________

9. Как тема проекта связана с современностью? Как она живет в сегодняшнем мире?

Т.А. Девочки! Информацию из прошлого вы добыли, а как же ваши темы существуют в современном мире? Например, может рядом с вами живет человек, который увлекается шитьем из лоскутов или ваша мама рукодельница, а папа мастер на все руки и даже умеет вязать! Об этом тоже можно рассказать в исследовательском этапе….

Для этого я выдаю вам следующее задание «Как взять интервью» Сегодня на уроке присутствуют гости, обратитесь к ним за помощью в этом задании. Можно задать больше вопросов, чем в интервью. (Слайд №9)

Больше всего ответов на вопросы у ____________

10. Итоги урока…

ПОДВЕДЕНИЕ ИТОГОВ… по двум заданиям больше всего информации нашла команда _____________ МОЛОДЦЫ.

Вручаем приз! Книги.

Вопросы классу:

  1. «Чему вы научились на уроке». (научились работать с литературой, интернетом…)
  2.  «Понравилось ли вам заниматься поиском информации?» (- Очень!)

СПАСИБО ЗА УРОК! ДО НОВЫХ ВСТРЕЧ! (Слайд №8)

Приложение