Согласно рабочей программе по окружающему миру, данный урок относится к разделу «Чему учит экономика» по УМК «Школа России». Это первый урок, где рассматривается взаимосвязь экономики и экологии, поэтому был выбран тип урока: освоение новых знаний.
Урок разработан с учётом основных принципов метапредметного урока, при котором учащиеся через противоречия сталкиваются с проблемой; самостоятельно формулируют тему и цели урока. Материал урока способствует формированию познавательных, коммуникативных, регулятивных и личностных УУД учащихся. Осуществляются межпредметные связи, соблюдаются внутрипредметные связи. Содержание урока способствует формированию умений планировать, анализировать, делать обобщения; достижению сознательности, активности и самостоятельности учащихся, оценке собственной деятельности и работы одноклассников; мотивации природоохранной деятельности. В уроке выразились научность обучения, связь с жизнью, с практикой. Реализовывается принцип доступности обучения, принцип систематичности и последовательности, а также индивидуализация и дифференциация обучения.
Соответственно целям и задачам урока были использованы частично-поисковые методы обучения, словесно-наглядные, практические, которые способствуют мотивации учения, обеспечивают диалог в обучении. Использование презентации с видеофрагментами и выполнение детьми лабораторного опыта дают более полное представление о влиянии отраслей экономики на окружающую среду.
Выбранная форма организации учебной деятельности была достаточно эффективной для развития УУД.
Цель урока: раскрыть взаимосвязь экономики и экологии.
Задачи урока:
- образовательная
- создать условия для ознакомления с задачами экологии и двумя сторонами экономики;
- ввести понятия «экологическая катастрофа», «экологические прогнозы»;
- развивающая
- способствовать пониманию отрицательного влияния отраслей экономики на экологию и возможных путей решения данной;
- проблемы; содействовать формированию навыков самоконтроля и самооценки;
- воспитательная воспитывать бережное отношение к природе.
Формируемые УУД:
- Личностные: личностное самоопределение, смыслообразование; формирование культуры мышления и поведения; осуществление самооценки на основе критериев успешности учебной деятельности.
- Регулятивные: целеполагание, планирование, волевая саморегуляция, контроль и оценка процесса и результатов деятельности в форме сличения результата с заданным эталоном; работа по инструкции.
- Познавательные: ставить познавательные задачи и выдвигать гипотезы, обоснование гипотез, установление причинно-следственных связей логической цепи рассуждений, поиск и выделение информации, смысловое чтение, умение строить речевое высказывание.
- Коммуникативные: приём и анализ информации, владение способами взаимодействия с окружающими людьми.
Тема урока |
Экономика и экология |
Тип урока |
Освоение новых знаний |
Образовательные ресурсы |
Учебник "Окружающий мир", 3 кл., автор А.А.Плешаков |
План урока |
I. Организационный момент. Мотивация к учебной деятельности. |
Цель урока |
раскрыть взаимосвязь экономики и экологии |
Задачи: |
создать условия для ознакомления с задачами экологии и двумя сторонами экономики; ввести понятия «экологическая катастрофа», «экологические прогнозы»; |
Формы и методы обучения |
Формы: фронтальная, индивидуальная, парная; методы: словесные, наглядные, практические. |
Основные понятия и термины |
экономика, экология, экологическая катастрофа, экологические прогнозы, эколог |
Фундаментальный объект |
взаимосвязь экономики и экологии |
Планируемые образовательные результаты |
|
Объем освоения и уровень владения компетенциями |
Компоненты культурно-компетентностного |
Научатся: объяснять взаимосвязи между экономикой и экологией, выполнять правила личного поведения в природе, обосновывать их необходимость; выполнять посильную работу по охране природы; |
Ценностно-смысловая компетенция |
Технологическая карта метапредметного урока
Список литературы
1. Давыдов В.В. Теория развивающего обучения / В.В. Давыдов. – М.: ИНТОР, 1996.
2. Мельникова Е.Л. Технология проблемного обучения / Е.Л.Мельникова // Школа 2100. Образовательная программа и пути её реализации. – Вып. 3. – М. : Баласс, 1999.
3. Поурочные разработки по курсу «Окружающеий мир» 3 класс. – М.: ВАКО, 2013. – 319с. (В помощь школьному учителю).
Критерии оценивания результатов
Высокий уровень |
Средний уровень |
Низкий уровень |
Прогнозируют последствия поступков людей или определенных способов хозяйственной деятельности Формулировать правила и нормы экологически приемлемого поведения и хозяйствования Осознают свою роль в охране природы |
Объясняют взаимосвязи между экономикой и экологией Выполнять правила личного поведения в природе, обосновывать их необходимость Выполняют посильную работу по охране природы |
Испытывают сложности в объяснении взаимосвязи между экономикой и экологией Выполняют правила личного поведения в природе, но испытывают сложности в обосновывании их необходимости Не осознают свою роль в охране природы |
Словарик
Катастрофа - экстремальная ситуация, которая приводит к необратимым изменениям в природе.
Экологическая катастрофа - событие с трагическими последствиями.
Танкер - судно, предназначенное для перевозки жидких грузов.
Экологический прогноз - научное предсказание о последствиях вмешательства человека в природу.