Проблема адаптации человека к изменившимся условиям жизни была и остаётся актуальной в наше время. Эта проблема занимает умы научных и практических работников. Особенно актуальна тема адаптации в раннем возрасте, когда ребенок из семейной стабильной среды переходит в другую, подчас более агрессивную среду. При поступлении ребенка в дошкольное учреждение происходит ломка стереотипов: из знакомой семейной обстановки малыш попадает в непривычную среду, где всё так незнакомо. Четкий режим дня, отсутствие родителей, другой стиль общения, новые требования к поведению, постоянный контакт со сверстниками, новое помещение – все эти изменения создают для ребенка стрессовую ситуацию. В результате нарушаются сон, аппетит, появляются различные страхи, малыш отказывается играть с другими детьми, все это сопровождается соматическими заболеваниями, подчас переходящими в хронические. Именно поэтому, насколько быстро и менее болезненно пройдет процесс адаптации, настолько благополучным будет состояние ребенка и его здоровья.
Проблему адаптации детей раннего возраста постоянно изучали и продолжают изучать многие педагоги, такие как Эльконин Д.Б., Заводчикова О.Г., Ватутина Н.Д., Аксарина Н.М. и многие другие.
Один из ведущих специалистов по воспитанию детей раннего возраста профессор Н.М.Аксарина, касаясь данной темы, всегда приводила один и тот же пример. Садовник, собираясь пересаживать дерево, готовит участок, бережно окапывает дерево, стараясь не повредить корневую систему, пересаживает вместе с землёй. Несмотря на это, дерево болеет на новом месте, пока не приживается.
Заводчикова И.А. определяет ребенка в период адаптации – как живую модель стрессового состояния. Он находится в состоянии срыва динамического стереотипа (стереотип – система выработанных условных рефлексов). Стрессовое напряжение связано с изменением гормональной системы организма. Кто-то бурно плачет, кто-то становится агрессивным, а кто-то сжимается и тихо страдает.
Дети, которые первый раз приходят в детский, очень эмоциональны и впечатлительны, постоянно испытывают потребность в любви и поддержке.
Наиболее эффективным, а иногда и единственным методом коррекционной работы по преодолению дезадаптации детей раннего возраста является игровая терапия, проводимая как в индивидуальной, так и в групповой форме. Игры привлекают малышей своей эмоциональностью, разнообразием сюжетов и двигательных заданий, помогают ребенку отвлечься от переживаний, стрессовых состояний, сглаживают негативные эмоции.
Цель адаптационных игр – способствовать успешной адаптации ребенка к детскому саду.
Игры позволяют решать такие важные в период адаптации задачи, как:
- создание эмоционально благоприятной атмосферы в группе;
- снятие эмоционального и мышечного напряжения;
- снижение импульсивности, тревожности, агрессии у детей;
- формирование чувства уверенности в окружающем;
- формирование у детей доверия к воспитателю;
- развитие навыков взаимодействия детей друг с другом;
- расширение социальных контактов детей;
- развитие игровых навыков;
- помощь ребенку в освоении новой среды.
Организация адаптационных игр требует соблюдения определенных условий.
- Первые игры должны быть фронтальными, чтобы ни один ребенок не чувствовал себя обделенным вниманием.
- Взрослый выступает инициатором и активным участником игр. Своими действиями, эмоциональным общением он вовлекает детей в игровую деятельность, делает ее значимой для них.
- Игры выбираются с учетом возможностей детей, места проведения.
- Добровольное участие детей. Заставляя, мы можем вызвать чувство протеста, негативизма. Если не все дети сразу включаются в игру, можно начинать ее с небольшой группой желающих. Для остальных наблюдение за сверстниками будет интересным и полезным занятием.
- Во время игры нельзя ребенка критиковать за ошибки, надо лишь корректно указывать на них и хвалить за каждое правильное действие.
- Игры должны многократно повторяться, систематически участвуя в игре, дети начинают понимать ее содержание, лучше выполнять условия, которые создает игра для освоения и применения нового опыта.
Условно игры в адаптационный период можно разделить на две группы:
- Коммуникативные игры.
- Игры на освоение окружающей среды (под окружающей средой в данном случае подразумевается игровая, спальная, приемная, умывальная комнаты, медицинский кабинет, музыкальный зал, спортивный зал). (Долженко Е.А., 2015, с.47)
Коммуникативные игры по характеру взаимодействия участников между собой делятся на:
- вербальные,
- невербальные (невербальный характер общения проявляется в тактильном, зрительном взаимодействии и выполнении совместных действий воспитателя с детьми и самих детей).
Так как в раннем возрасте ведущей является предметная деятельность, и маленькие дети очень подвижны, то не обойтись без сенсорных и моторных игр. Но рассматривая более подробно группы адаптационных игр, мы увидим, что сенсорные и моторные игры являются составной частью коммуникативных игр и игр на освоение окружающей среды.
В своей работе мы активно используем названные выше группы игр. Каждая из них помогает нам решать разные задачи адаптационного периода. Так, используемые нами невербальные коммуникативные игры по характеру задач можно разделить на несколько групп:
- Общие хороводы «Раздувайся пузырь», «Карусели», «В детский сад ходили» и другие позволяют сплотить детей в группе, дают каждому ребенку побыть в центре внимания.
- Игры-забавы «Догонялки с куклой, (мишкой, собачкой)», «Прятки с платочком», «Мыльные пузыри», «Игра с солнечным зайчиком» помогают снять скованность, нервное напряжение, приносят радость от выполнения простых движений. Даже малоактивные дети включаются в такие игры.
- Игры в кругу с обращением к партнеру «Передай улыбку (мяч)», «Погладь ладошку», «По дорожке Аня шла» направлены на более тесное невербальное сближение детей.
Среди вербальных коммуникативных игр можно выделить большую подгруппу игр – знакомств и игр – обращений. Например, «Назови по имени», «Игра с собачкой», «Кого сегодня нет?», «Ласковое имя», «Передай колокольчик (мяч)». Цель таких игр – учить ребенка отзываться и называть свое имя, называть другого ребенка по имени, запоминать имена сверстников.
В групповых подвижных играх так же осуществляется активное вербальное общение воспитателя с детьми. Это такие игры, как «Солнышко и дождик», «Подарок», «Курочка и цыплята», «Отгадаю, кто позвал».
Игры на освоение окружающей среды позволяют нам постепенно знакомить детей с расположением групповых помещений и их назначением, с игровыми уголками, расположением игрушек в группе. Их также можно разделить на несколько подгрупп:
- Игры-путешествия «Мы по комнате идем» (по песне Е.Железновой). «Поезд», «Ножки», «Мы гуляем», «Как пройти?».
- Игры с предметами, направленные на сенсомоторное развитие ребенка и ориентацию в ближайшем окружении «Новая кукла», «Найди игрушку», «Игра в поручения», «Чудесный мешочек», «Чьи вещи?», «Где твой шкафчик?», «Чего не стало?», «Игрушки потерялись».
- Подвижные ролевые игры «Лохматый пес», «Смелые мыши», «У медведя во бору», «Мишка, что ты долго спишь». В таких играх усложняются пространственные условия для движения. Дети по условиям игры должны перемещаться по группе.
Отдельно хочется остановиться на играх с прищепками и игровых сеансах по тестопластике с детско-родительскими парами, предложенными Н.Ю.Галой. (Галой Н.Ю., 2015) В этих играх не только развивается мелкая моторика пальцев рук, обогащается сенсорный опыт детей, развивается познавательная активность, воспитывается усидчивость.
В рамках адаптации такие игры с прищепками как снимание прищепок детьми с одежды воспитателя и других детей, прикрепление прищепок воспитателем на одежду ребенка и снимание их малышом, способствуют формированию позитивного взаимодействия взрослого и ребенка, позволяют установить тактильный контакт с ребенком, способствуют снижению излишней импульсивности и подвижности. А такие игры как «Где мишка спрятал прищепки?», «Куда сели жуки?» помогают малышам осваивать групповое пространство.
Организация игр с тестом для детско-родительских пар позволяет наблюдать за взаимодействием мамы и ребенка, за их стилем общения. При действии с кусочком теста у ребенка гармонизируется эмоциональное состояние, снижается тревожность.
Таким образом, мы видим, что адаптационные игры разнообразны, они позволяют решать основные задачи адаптационного периода. Целенаправленное использование системы игр и игровых упражнений, подбор игрового материала с учетом возможностей малышей дает свои положительные результаты: облегчает привыкание к новым условиям, помогает детям преодолеть стресс.
Список использованной литературы
- Адаптация детей дошкольного возраста: проблемы и поиск решений. Современные формы работы с детьми и родителями, коммуникативные игры, игры на освоение окружающей среды, современные игры/ авт.-сост. Е.А.Долженко, А.А.Долженко, О.В.Богаткина и другие; под общ. ред. Е.А.Долженко. - Волгоград: Учитель, 2015. – 124с.
- Галой Н.Ю. Игровые сеансы с детьми раннего возраста и детско-родительскими парами. Комплексы игровых упражнений и действий. – Волгоград: Учитель, 2015. – 88с.
- Костина В.П. 2006г. Новые подходы к адаптации детей раннего возраста // Дошкольное воспитание. №1. с.34 – 36.
- Циклы игровых комплексов с детьми 2-4 лет в адаптационный период по программе «От рождения до школы»/ авт.-сост. О.Е.Белова. – Волгоград: Учитель, 2014. – 154с.