Организация физкультурно-оздоровительной работы в коррекционной школе, как основной фактор коррекции нарушений физического развития, повышения двигательной активности и укрепления здоровья учащихся с ОВР.
В настоящее время в нашей стране происходят существенные изменения в национальной политике образования. Это связано с переходом на позиции личностно-ориентированной педагогики.
Одной из задач современной школы становится раскрытие потенциала всех участников педагогического процесса, предоставление им возможностей проявления творческих способностей. Решение этих задач невозможно без осуществления вариативности образовательных процессов, в связи, с чем появляются различные инновационные типы и виды образовательных учреждений, которые требуют глубокого научного и практического осмысления.
Изменение роли образования в обществе обусловило большую часть инновационных процессов. «Из социально пассивного, рутинизированного, совершающегося в традиционных социальных институтах, образование становится активным. Актуализируется образовательный потенциал, как социальных институтов, так и личностный».
Забота нашего государства о подрастающем поколении распространяется и на детей с физическими и психическими недостатками, в частности, на этих детей распространяется Закон о всеобщем обязательном образовании. Основным типом школ для таких детей являются специальные /коррекционные/ школы, в которых осуществляется обучение и подготовка их к посильной трудовой деятельности, дальнейшей социализации в обществе. Учащиеся получают всестороннее духовное и физическое развитие, овладевают основами научных знаний
Многочисленные исследования свидетельствуют, что обучающиеся с недостатками интеллекта по показателям физической подготовленности уступают своим нормально развивающимся сверстникам (С.Ю.Юровский,1970г.)
Современная наука и практика убедительно доказали, что максимальной коррекции дефекта можно добиваться только в специально созданных условиях, учитывают их возраст ребёнка, характер имеющихся нарушений, их сочетание с другими психологическими особенностями и нацеленных на реализацию потенциальных возможностей каждого ребёнка.
Каждый ребенок – личность. Поступающие в школу дети отличаются общей физической ослабленностью, быстрой утомляемостью, которая наступает в результате не только физической, но и умственной нагрузки, различных заболеваний.
Коррекционная работа в условиях общеобразовательных школ VIII вида является неотъемлемой частью образовательного процесса и направлена на создание комплексной помощи детям с ограниченными возможностями здоровья в освоении образовательной программы, коррекцию недостатков в физическом и психическом развитии обучающихся, их социальную адаптацию и интеграцию в общество.
Содержание коррекционного процесса выстраивается с учётом «личной ситуации» отдельно взятого ребёнка, то есть носит личностно-ориентированный характер.
Тема ГОКУ СКШ№10 «Коррекционно-развивающая среда, как фактор самореализации личности учащегося».
Цель и задачи физического воспитания и дополнительного образования:
- Физической реабилитации и социальная адаптация обучающихся, воспитанников с ограниченными возможностями с помощью средств физической культуры и спорта в современное общество, укрепление здоровья, пропаганда здорового образа жизни.
- .Возрождение спортивных традиций проведения соревнований по видам спорта.
- Привлечение учащихся с ограниченными возможностями к регулярным занятиям физической культуры и спортом.
С 2006 года по настоящее время работаю учителем физкультуры и педагогом дополнительного образования в ГОКУ СКШ №10.
С 2007 года по настоящее время мною апробирована и используется:
С 2010 года. Авторская педагогическая программа комбинаторного типа «Физическая подготовка обучающихся в условиях специальной (коррекционной) школы VII вида на основе спортивных игр (русская лапта, мини-футбол, мини-хоккей с мячом).
С 2011 года. Учебная авторская программа по коррекционному развивающему обучению учащихся с ЗПР «Динамический и спортивный час для учащихся 5-6; 7-9 классов».
С 2012 года в связи с создавшимися условиями и обучением детей VII и VIII вида с лёгкой умственной отсталостью мною создана авторская программа комбинированного типа по физкультуре «Физическая подготовка обучающихся в условиях специальной (коррекционной) школы VII-VIII видов на основе спортивных игр (пионербол, мини-футбол).
С 2012 года рабочая программа ЛФК для учащихся 0-4,5 классов.
2012года на базе ГОКУ СКШ№10 совместно с Центром психолого-медико-социального сопровождения «школа Воскресного дня» Программа «Играем,фантазируем»
В своей работе использую тендерный подход в обучении, предусматривающего дифференциацию средств и методов физического воспитания, в котором учитываются половозрастные особенности детей и подростков:
- Реализация расширенного двигательного режима за счёт 3 урока физической культуры.
- Включение в каждый урок физкультуры комплексов статодинамических упражнений для крупных мышечных групп (спины, грудной клетки, брюшного пресса) используя трёхсторонний силовой тренажёр, велотренажёр, дыхательных упражнений ОРУ на месте, ОРУ в движении, круговой тренировки
На уроках физкультуры и на спортивных занятиях занимаюсь исправлением двигательных нарушений по трём составляющим:
- Схемы движений (техника или способ).
- Комплекс двигательных способностей, или качеств (кондиционных и координационных).
- Анатомо-физиологические компоненты организма.
Обязательное условие по коррекционному физическому развитию должно быть соблюдение принципов постепенности, систематичности, чередование интенсивных и умеренных упражнений.
Компонент двигательного нарушения, требующий коррекции с помощью различных упражнений.
В своей работе использую следующие основные формы физического воспитания учащихся:
- физкультминутки на уроках;
- урок физкультуры;
- подвижные перемены в спортивном зале (игра в настольный теннис, метание дротиков в мишень прыжки на скакалке);
- прогулки с элементами спортивных игр, подвижные игры, эстафеты, настольный теннис;
- в рамках учебной программы спортивный, динамический час;
- внутришкольная спартакиада по видам спорта среди учащихся и учителей (настольный теннис, дартс, пионербол, стритбол, городки, русская лапта, шашки, , лёгкоатлетические упражнения);
- спартакиада по видам спорта среди учащихся и учителей ОГСКОУ СКОШ г. Иркутска (настольный теннис, мини-футбол, Дартс, лёгкая атлетика, пионербол, шашки);
- спартакиада по видам спорта среди учащихся МОУ СОШ г. Иркутска (настольный теннис, мини-футбол, хоккей с мячом)
- внеклассные формы занятий (спортивная секция по мини-футболу, пионерболу);
- дни Здоровья и спорта (мини-футбол, эстафетный бег, Весёлые старты, перетягивание каната, сдача контрольных упражнений);
- неделя физкультуры по видам спорта (настольный теннис, дартс, пионербол, волейбол стритбол, городки, русская лапта, шашки, легкоатлетические упражнения);
- спортивные праздники
- самостоятельные формы двигательной активности детей;
- учебно-трудовая деятельность, трудотерапия, подготовка мест занятий к урокам, соревнованиям;
- домашняя физическая культура (мини-футбол, мини-хоккей, велоспорт, настольный теннис).
С 2009 по 2020 учебные годы достигнут положительный оздоровительный эффект.
1. Обучающиеся стали меньше и реже болеть ОРВИ.
2. Улучшены показатели физической подготовленности.
3. Возросла результативность обучающихся (девушки и юноши) на соревнованиях по избранным видам спорта (мини-футбол, футбол, настольный теннис, метание дротиков, конный спорт, лёгкая атлетика окружного и городского, регионального уровня, всероссийского уровня среди коррекционных школ г. Иркутска, среди общеобразовательных школ Иркутской области и России, и в том числе в составе сборных команд Иркутской области.
За прошедший период в школе подготовлены спортсмены массовых разрядов по мини-футболу, футболу, настольному теннису и кандидаты в мастера спорта по спортивной гимнастике обучающиеся Катовщикова Вероника и Белицина Вика, воспитанницы МОУ ДОД Дворец спорта «Юность», Глаголев Дмитрий двукратный чемпион и серебряный призер Всемирной специальной олимпиады в 2019г в ОАЭ.
Выводы: За счёт использования эффективных средств и методов обучения и слаженной работы учителя физкультуры, администрации школы, педагогического коллектива, родителей, взаимодействия с организациями дополнительного образования г. Иркутска создаются условия для исправления (коррекции) двигательных нарушений учащихся, и как следствие происходит коррекция нарушений физического развития, а это приводит гарантированному индивидуальному успеху обучающихся в укреплении не только здоровья, но и интеллекта.