В настоящее время родители и специалисты озабочены тенденцией снижения уровня коммуникативного развития детей младшего школьного возраста, трудностями в налаживании отношений со сверстниками и взрослыми, задержкой в речевом развитии.
Отсюда следует, что задача взрослых – сопровождение ребенка в формировании коммуникативных навыков, в усвоении культуры общения, помощь в адаптации в социальном мире, в поиске друзей, в поиске выхода из сложных ситуаций.
Для формирования коммуникативных умений у первоклассников необходимо специальное психолого-педагогическое сопровождение и работа со стороны родителей. Мы рассматриваем проблему формирования коммуникативных умений у первоклассников, апробации средства сказки, как эффективного средства в развитии коммуникативных умений первоклассников.
Коммуникация по С.Л.Рубинштейну – это процесс установления контактов между людьми, которые возникает при потребности в совместной деятельности. Данный коммуникативный контакт подразумевает обмен информацией, разработку стратегии взаимодействия, восприятие и понимание собеседника [10: с. 430].
В концепции ФГОС указывается, что «коммуникативное развитие – это формирование компетентности в общении с сознательной ориентацией, на позиции партнеров по общению и совместной деятельности, умение слушать, вести диалог на основании целей и задач общения, продуктивное сотрудничество на основании вербальных и невербальных средств коммуникации, участие в обсуждении проблем и принятии решений, способность к свободному мышлению» [5: с. 3].
Коммуникативное развитие актуально в младшем школьном возрасте, когда ребенок отправляется в школу. Первые дни в школе являются трудными для первоклассников: возникает психологическое напряжение. У детей еще нет достаточных навыков и опыта для общения и работы в коллективе.
Как показали, наши экспериментальные исследование проблема коммуникации детей в их закрытости, необщительности, нежелании идти на контакт, группировании на малые закрытые группы. Для опытно-экспериментальной работы мы использовали методики: социометрия – «Капитан корабля», «Рукавичка» Г.А.Цукерман, показывающие характер взаимоотношений в классе, и умение работать в парах. Также нами была разработана диагностическая анкета, для качественного анализа коммуникативных умений, по результатам которой, были обнаружены показатели отсутствия инициативы к общению у детей, и их узкий круг общения.
Одной из причин, таких результатов, может быть технологизация общения снижает в детской коммуникации уровень непосредственности, добавляет агрессивность, ставит барьер между взрослым и ребенком, а также между ребенком и ребенком. Компьютерное общение стало заменять непосредственное, живое общение, отчего коммуникативные умения детей стали упрощаться.
Однако в целом, низкий уровень развития коммуникативных навыков может быть обусловлен отсутствием знаний о правилах общения, этикета, умении заговаривать с собеседником, слушать собеседника, чувствовать себя уверенно в диалоге с другим, формировать и аргументировать свою позицию в разговоре.
Младший школьный возраст – это период обучения социальному поведению, коммуникации, усвоению коммуникативных навыков, речевых умений, способов различения социальных ситуаций. В данный возрастной период коммуникация – это самоценный вид деятельности, обусловленный усвоением стратегий коммуникации первоклассниками.
Коммуникативное развитие первоклассников обуславливает формирование ценностных компонентов общения, становление мотивов успешности общения. Усвоение данных норм происходит в результате следования нормам и правилам взрослых [7: с. 92].
В ФГОС НО, указывается, что «ребенок должен овладеть навыками смыслового чтения текстов, различных стилей и жанров, в соответствии с целями и задачами развития, должен осознавать значимость чтения для личного развития, использовать разные виды чтения, уметь воспринимать и оценивать специфику текстов, принимать участие в их обсуждении, давать нравственную оценку поступкам героям» [5: с. 12].
На основании данных положений, а также актуальности проблемы на эмпирическом уровне, нами была разработана программа формирования коммуникативных умений, с использованием средств сказки.
Средства сказки были выбраны так, как этикетный жанр, ребенку проще всего через «образ», литературу, поэтому наиболее доступным средством развития коммуникативных навыков, содержащим в себе этикетный жанр и словесность, является литературное чтение, в частности - чтение сказки.
Сказкотерапия – это метод работы с агрессией, неуверенностью и тревожностью у детей [8: с. 67]. Таким образом, средства сказки являются комплексным средством социального и нравственного развития первоклассников, с психотерапевтическим эффектом.
Особенность сказки заключена в том, что это комплексное средство социального и нравственного развития ребенка. Внутри сказки есть сюжет, в который ребенок включается и учится у героев особенностям взаимодействия. В процессе обсуждения ребенок также включается в коммуникацию с педагогом, и другими детьми. Благодаря обсуждению сказки и ее прослушиванию активизируется речь первоклассников: происходит пополнение словаря, улучшение грамматического строя, развития умения диалога и монолога и др.
Программа рассчитана на 12 занятий, и реализуется в рамках внеурочной деятельности. Во внеурочной деятельности, использована дополнительная творческая деятельность - инсценировка сказки, а также подключены другие методы коммуникативного развития: например, ролевые, творческие, подвижные и дидактические игры. Это позволяет закрепить навыки коммуникативных умений непосредственно в деятельности ребенка.
По итогам апробации программы формирования коммуникативных умений мы отметили изменения социометрического статуса и умения работать в паре, в экспериментальной группе.
Рис. 1. Социометрический статус первоклассников контрольной и экспериментальной группы по итогам формирующего эксперимента
Среди первоклассников экспериментальной группы, по итогам формирующего эксперимента образовались группы: лидеры (33%), предпочитаемые дети (66,66%).
На основании социометрического статуса детей по итогам формирующей программы, мы можем сказать, что в группе дружеские взаимоотношения, несмотря на присутствие 3х и более лидеров, дети умеют общаться между собой, принимать позицию друг друга, и ощущают себя как единый коллектив.
Это указывает на высокие коммуникативные навыки детей: первоклассники экспериментальной группы, по итогам формирующего эксперимента, в классе способны дружить, находится в центре внимания, и проявлять внимание к другим. Дружеское и приветливое общение реализовано среди всей группы одноклассников.
Оценивая развитие коммуникативных умений при работе в парах, мы провели диагностику по методике Г.А.Цукерман «Рукавичка».
Рис. 2. Особенности коммуникативных умений первоклассников контрольной и экспериментальной группы по итогам формирующего эксперимента
Как мы видим на рисунке, по итогам формирующего эксперимента, преобладает высокий уровень коммуникативных умений (50%) – итогом детской работы в парах, стало получение идентичных узоров на рукавичках у половины коллектива, и отдаленно схожих, элементами узоров, у 46,66% детей.
Произошло развитие коммуникативных умений. В результате возникновения в группе детей дружеских отношений, а вместе с тем общих ценностей и интересов, дети стали учиться договариваться: аргументировать свою позицию, выслушивать позицию собеседника, находить точки соприкосновения в диалоге и общей работе.
Дети в паре работали согласовано. С наличием лидеров в группе, пары образовываются быстрее, и результатами работы становятся более похожие друг на друга модели.
Таким образом, по итогам реализации программы с использованием средств сказки, у экспериментальной группы наблюдается формирование коммуникативных умений:
- произошло развитие диалогической речи первоклассников, они научились вступать в диалог с другими детьми из группы,
- дети научились формировать собственную позицию, аргументировать ее и приводить доводы в пользу своей позиции,
- первоклассники научились слышать собеседника в диалоге, благодаря чему улучшились дружественные отношения между детьми, наладилась работа в парах, сформировалось чувства единства.
Формирование коммуникативных умений первоклассников успешно при соблюдении ряда психолого-педагогических условий:
- в рамках внеурочной деятельности должны быть организованы специальные занятия с первоклассниками, для развития у них коммуникативных умений;
- занятия должны быть основаны на использовании средств сказки;
- на этих занятиях должны применяться интерактивные формы взаимодействия друг с другом (инсценировка сказки, ролевые игры).
Анализ степени разработанности проблемы позволил выявить наличие противоречий в вопросе использования средств сказки как технологии коммуникативного развития первоклассников.
Так, с одной стороны, сделана попытка классифицировать универсальные учебные действия и выделить в них коммуникативные УУД как один из видов универсальных учебных действий, отвечающий за способность коммуникативной деятельности. При этом, выявлена суть коммуникативных умений, предложены способы их формирования. С другой стороны – недостаточно разработана проблема формирования коммуникативных умений у первоклассников. Отсутствует единое описание особенностей коммуникативных навыков у первоклассников, не рассматриваются особенности организации процесса формирования коммуникативных умений у первоклассников.
Также пока не в полной мере разработаны формы, методы, приемы формирования коммуникативных умений у первоклассников, и это приводит к тому, что современная школа не в должной степени способствует формированию коммуникативных УУД, и не способна отвечать запросам общества, удовлетворяя потребность в коммуникабельных людях.
Обозначенное в этих противоречиях недостаточное количество и качество соответствующих психолого-педагогических программ коммуникативного развития младших школьников заставляет ученых и педагогов-практиков искать новые возможности использования потенциалов урочной и внеурочной деятельности, рассматривая при этом сказку как средство развития коммуникативных умений у первоклассников.
Литература
- Агафонова И.Н. Развитие коммуникативной компетентности учащихся. Управление начальной школой, №2., 2009 – С.4-10.
- Ерышева Н.А. «Коммуникативное поведение первоклассников с общим недоразвитием речи как фактор их социализации» Ученые записки. Электронный научный журнал Курского государственного университета, № 4 (20), 2011 – С. 147-153.
- Золотова О.И. Развитие коммуникативной компетентности учащихся в урочное и внеурочное время (Электронный ресурс URL:http://videouroki.net/filecom.php?fileid=98670034)
- Ивановская О.Г. «Сказка как средство развития речи младших школьников с речевыми нарушениями» Известия Российского государственного педагогического университета им. А.И.Герцена, Вып. 2, № 19, 2006 (Электронный ресурс https://cyberleninka.ru/article/n/skazka-kak-sredstvo-razvitiya-rechi-mladshih-shkolnikov-s-rechevymi-narusheniyami)
- Концепция федеральных государственных образовательных стандартов общего образования: проект. М.: Просвещение, 2008. – 39 с.
- Кузнецова Н.В. Образовательные результаты как инструмент проектирования основной профессиональной образовательной программы подготовки педагогов. Гуманитарные науки и образование, № 3 (23), 2015. – С. 99-103.
- Лемяскина Н.А., Стернин И.А. Коммуникативное поведение младших школьников. Воронеж, 2000 – 195 с.
- Осипова А.А. Общая психокоррекция: учеб. пособие для вузов, М.: Сфера, 2002. – 509 с.
- Петровская Л.А. Общение - компетентность - тренинг: избранные труды. М.: Смысл, 2007. – 686 с.
- Рубинштейн С.Л. Основы общей психологии. СПб.: Питер, 2010. – 712 с.