Внеклассное мероприятие в рамках Дня науки "Методы опытно-экспериментальной, исследовательской работы" (предназначено для проведения в 9-х классах)

Разделы: Внеклассная работа

Класс: 9

Ключевые слова: День науки


Урок-исследование.

Цель:

  • Познакомить учащихся с методами опытно-экспериментальной, исследовательской работы.
  • Научить использовать методы опытно-экспериментальной исследовательской работы на практике.

План:

  1. Вступительное слово учителя.
  2. Выступление учащегося (сообщение) о Дне Науки в России.
  3. Методы опытно-экспериментальной исследовательской работы.
    а) Слово учителя о методах исследовательской работы.
    б) Выступления учащихся с исследовательскими работами (Виноградова Анастасия, 10а «Вопросы экологии языка»;
    Губаева Юлия, 9а «Образ лестницы в произведениях Н.В.Гоголя»).
    в) Дискуссия.
  4. Работа в группах по использованию методов опытно-экспериментальной исследовательской работы на практике (строилась на ответах по опережающим заданиям).
    Группы работали по теме «Современная молодежная музыка».
  5. Вывод.
  6. Заключительное слово учителя.

Опережающие задания

Накануне проведения Дня Науки (примерно за неделю) для учащихся был размещен план мероприятия в классном уголке и даны следующие задания:

  • используя интернет-ресурсы, подготовьте высказывания великих людей о науке, определение слова «метод» (как его трактуют различные словари); распечатать на формате А4.
  • выберите тему для исследования в одном из предложенных видов искусства: кино, музыка, литература, живопись;
  • выберите рабочую группу для участия в мероприятии:
    • 1-я группа - анкетирование
    • 2-я группа - тестирование
    • 3-я группа - опрос
    • 4-я группа - рейтинг
    • 5-я группа - изучение и обобщение опыта;
  • используя интернет-ресурсы, подготовьте рабочие материалы для группы (образцы методов исследования);
  • индивидуальное задание: подготовить сообщение на 5 минут на тему «День Науки в России».

Ход занятия

1. Вступительное слово учителя

Дорогие ребята, гости, коллеги. Сегодня мы с вами проводим внеклассное мероприятие на тему: «Методы опытно-экспериментальной исследовательской работы». Данное мероприятие проводится в рамках Дня науки, ставшего традиционным в нашей школе. Сегодня на занятии мы с вами попытаемся выяснить, что такое исследовательский метод, какие существуют методы исследовательской работы; попытаемся на практике освоить некоторые из них.

2. Выступление учащегося (сообщение) о Дне науки в России (см. Приложение)

Методы опытно-экспериментальной исследовательской работы (лекция учителя, построенная в форме эвристической беседы с учащимися).

- Сначала давайте выясним, что такое метод?

Учащиеся зачитывают лексическое значение слова «метод» из толкового словаря С.И.Ожегова, энциклопедического словаря, словаря терминов.

- В курсовой работе используется совокупность разных теоретических и эмпирических методов исследования (определение слова «эмпирический» записано на доске).

- Как вы думаете, существуют ли какие-то критерии отбора методов для исследовательской работы?

На доске появляется запись (слайдовая презентация):

Критерии выбора методов:

  • адекватность объекту, предмету и задачам исследования;
  • научная обоснованность;
  • соответствие логике исследования;
  • направленность на всестороннее и гармоничное развитие личности испытуемого;
  • взаимосвязь с другими методами в единой методической системе.

К основным методам научного исследования можно отнести варианты по Б.Г.Ананьеву и варианты по Б.С.Волкову и Н.В.Волковой. Вариант по Б.Г.Ананьеву. Их четыре группы методов (Ананьев Б.Г., 1976):

  • первая группа - организационные методы. Они включают сравнительный метод (сопоставление различных групп по возрастам, деятельности и т.д.); лонгитюдный метод (многократные обследования одних и тех же показателей на протяжении длительного периода времени); комплексный метод (в исследовании участвуют представители разных наук; при этом, как правило, один объект изучают разными средствами. Исследования такого рода позволяют устанавливать связи и зависимости между явлениями разного типа, например, между физиологическим, психологическим и социальным развитием личности);
  • вторая группа - эмпирические методы, включающие: наблюдение и самонаблюдение; экспериментальные методы, психодиагностические методы (тесты, анкеты, опросники, социомерия, интервью, беседа), анализ продуктов деятельности, биографические методы;
  • третья группа - методы обработки данных, включающие: количественный (статистический) и качественный (дифференциация материала по группам, анализ) методы;
  • четвертая группа - интерпретационные методы, включающие генетический (анализ материала в плане развития с выделением от дельных фаз, стадий, критических моментов и т.п.) и структурный (устанавливает структурные связи между всеми характеристиками личности) методы.

Вариант по Б.С.Волкову и Н.В.Волковой. Они подразделяют методы на две группы: теоретические и эмпирические (практические) (Волков Б.С., Волкова Н.В., 2002).

Теоретические методы: изучение и анализ литературы и документов; анализ экспериментального материала, обобщение.

Эмпирические методы: наблюдение, беседа, тест, изучение продуктов деятельности, анкета, изучение опыта работы практического психолога, опытная педагогическая работа, эксперимент.

Кроме того, имеются и другие методы. Так, например, методы: метод моделирования, метод обобщения, беседа.

Данный материал представлен в виде схемы на слайдах презентации:

3. Выступления учащихся с исследовательскими работами (Виноградова Анастасия, 10а «Вопросы экологии языка»; Губаева Юлия, 9а «Образ лестницы в произведениях Н.В.Гоголя»)

Перед выступлением учащихся группы получают задание ответить на проблемный вопрос: какие методы исследовательской работы использовали ребята в своих исследованиях (вопрос записан на доске)?

Выступления учащихся (см. Приложение к уроку).

3в). Обсуждение работ в форме дискуссии (учащиеся задавали вопросы выступающим, какими методами исследовательской работы они пользовались, высказывали свою точку зрения, соглашались или не соглашались с выступающими, используя материалы из Интернета – сайты были указаны учителем).

Работа в группах по использованию методов опытно-экспериментальной исследовательской работы на практике (строилась на ответах по опережающим заданиям).

Группы работали по теме «Современная молодежная музыка» (выбор темы определили сами дети).

Группы выбрали методы исследовательской работы по данной теме и составили самостоятельно вопросы:

1 группа - анкетирование

1. Нравится ли вам современная музыка?
a) да
б) нет
в) не знаю

2. Какая именно музыка вам нравится?
а) русская
б) иностранная
в) не знаю

3. Какой тип жанра музыки вы предпочитаете?
а) хип-хоп
б) рэп
в) попса
г) рок

4. Как вы считаете, какой тип жанра современной музыки стоит на 1-м месте?
а) хип-хоп
б) рэп
в) попса
г) рок

5. Как вы относитесь к клубной музыке?
а) нравится
б) не нравится
в) не слушал

2 группа - тестирование

1. Кто является самым популярным исполнителем среди молодежи за 2019 год?
а) Билли Айлиш
6) Тима Белорусских
в) Ф.Киркоров

2. Какую известную песню поет Полина Гагарина?
а) «Титаник»
б) «Спектакль окончен»
в) «А у реки»

3. Кто был представителем от России на Евровидении-2018?
а) Артур Пирожков
б) Алсу
в) Ю.Самойлова

4. Кто занял 2-е место на Евровидении - 2019 г?
а) Дубцова
б) С.Лазарев
в) Валерия

5. Последняя песня Артура Пирожкова
а) «Алкоголичка»
б) «Перетанцуй меня»
в) «Чужая»

6. Входят ли эти певцы в топ 10 русских реперов России?
а) ГУФ
б) ТИМАТИ
в) ПТАХА

7. Самые популярные хиты 2020 года в России?
а) The Weeknd — «Blinding Lights»
б) GAYAZOV$ BROTHER$ — «Увезите меня на Дип-хаус»
в) Zivert — Credo.
г) MORGENSHTERN & Элджей — Cadillac.

8. Где живет Билли Айлиш?
а) Австралия
б) Италия
в) Америка

9. Как вы чаще всего слушаете музыку?
а) телефон
б) планшет
в) телевизор
г) живое исполнение

3 группа - опрос

1. Часто ли вы слушаете музыку?

2. Какой из видов современной музыки вам нравится больше всего?

3. Какие жанры современной музыки вы знаете?

4. Каких исполнителей современной музыки вы предпочитаете слушать?

5. Какой из жанров музыки вы считаете самым популярным в стране?

6. Какой жанр музыки вы слушаете чаще?

4 группа - рейтинг

1. Хип-хоп - 4 место

2. Попса - 5 место

3. Рэп - 1 место

4. Рок - 2 место

5. Клубная музыка - 3 место

Вывод:

  • 90% - хорошо разбираются в музыке
  • 5% - не разбираются в музыке
  • 5% - знают музыку, но не знают исполнителей.

5 группа - изучение и обобщение опыта

Современная молодежная музыка очень распространена в России.

Молодежь опытна в выборе музыки, сейчас много возможностей приобрести ту музыку, которая нравится слушателю.

Стили музыки: Рэп, Хаус, транс, классика, поп музыка, Rock, dance, шансон, панк-рок.

Результаты анкетирования:

Наибольшую популярность среди молодежи имеют следующие стили и направления музыки:

  • 50% - составляет Rock и Rap
  • 30% - хип-хоп
  • 20% - современная музыка.

Результаты тестирования

  • 5% - не знают ничего о современной музыке.
  • 25% - знают музыку, но не знают исполнителей.
  • 70% - присутствующие хорошо разбираются в музыке.

5. Вывод.

- Итак, с какими методами опытно-экспериментальной исследовательской работы вы познакомились сегодня? (Учащиеся называют методы исследовательской работы). Заключительное слово учителя об окончании Дня науки.

Оформление кабинета.

Центр доски: слайдовая презентация с опорной схемой «Методы опытно-экспериментальной исследовательской работы».

Левая половина доски: высказывания о науке, определения методов исследования (сравнение, классификация, обобщение, абстрагирование и т.д.).

Название темы занятия на доске цветным мелом.

Организована выставка творческих и исследовательских работ учащихся в классе.

Для работы выданы различные виды словарей: орфографический, толковый, словарь иностранных слов, этимологический словарь.

Для деятельности групп: рабочие названия «Анкетирование», «Изучение и обобщение опыта», «Тестирование», «Рейтинг», «Опрос».

Высказывания о науке, которые подготовили учащиеся:

  • «Нравственные качества справедливого человека вполне заменяют законы» (Менандр)
  • «Ни о чем не думает лишь тот, кто ничего не читает» (Д.Дидро)
  • «Знания, не проверенные опытом, матерью всякой достоверности, бесплодны и полны ошибок» (Леонардо да Винчи)
  • «Я мало ценю те науки, которые ничего не сделали для добродетелей ученых» (Саллюстий)
  • «Он позабыл даже, что ум идет вперед, когда идут вперед все нравственные силы в человеке, и стоит без движения и даже идет назад, когда не возвышаются нравственные силы» (Н.В.Гоголь)
  • «Высокая нравственность ученого проявляется прежде всего в ответственном отношении к своей исследовательской работе» (Д.Лихачев).