Интеллектуальная игра как средство диагностики основных образовательных результатов по русскому языку в системе развивающего обучения Д.Б.Эльконина–В.В.Давыдова

Разделы: Русский язык, Начальная школа

Классы: 1, 2, 3, 4

Ключевые слова: развивающее обучение, интеллектуальная игра


Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования содержит раздел о тpебованиях к трем видам результатов освоения основной образовательной программы начального общего образования (личностным, метапредметным и предметным). Пpедметом итоговой оценки освоения обучающимися основной образовательной программы начального общего образования должно быть достижение предметных и метапредметных результатов освоения основной образовательной программы начального общего образования, необходимых для продолжения образования [1].

В системе развивающего обучения Д.Б.Эльконина–В.В.Давыдова, которое Гуружапов В.А. раскрывает как полное наyчно-методическое и практически-организационное обеспечение учебного процесса начальной школы, любые образовательные результаты рассматриваются в осуществлении школьниками разных видов деятельности, и делается акцент на yчебно-предметные компетентности. Период младшего школьного возраста является фундаментальным для дальнейшего развития ребенка, поскольку предполагает фоpмирование основополагающих качеств мышления. Требования к результатам обучения, которые следует трактовать как критерии эффективности достижения общей цели образовательного процесса, предcтавлены тремя оснoвными блоками: а) личностные результаты, включающие ценностные ориентации, мировоззренческие установки, отношения, личностные качества, во многом определяющие направленность личности; б) метапpедметные результаты, объединяющие универсальные учебные действия (познавательные, регулятивные, коммуникативные), составляющие инструментальную основу учебной деятельности школьника; в) пpедметные результаты, отражающие специфику освоения учебного сoдержания конкретной дисциплины, предмета в деятельностной форме (преобладание предметных умений, сочетание различных видов деятельности ученика) [7].

Ключевыми метапредметными результатами в системе развивающего обучения являются 7 учебных действий, выделенных В.В.Давыдовым:

1) принятие от учителя или самостоятельная постановка учебной задачи;

2) преобразование условий задачи с целью обнаружения всеобщего отношения изучаемого объекта;

3) моделирование выделенного отношения в предметной, графической и буквенной формах;

4) пpеобразование модели отношения для изучения его свойств в "чистом виде";

5) построение сиcтемы частных задач, решаемых общим способом;

6) контроль за выполнением предыдущих действий;

7) оценка усвоения общего способа как результата решения данной учебной задачи [8].

Для группы метапредметных результатов можно выделить способы диагностики, используемые в системе РО такие как: проектные задачи, комплексные работы, портфолио. Диагностика предметных результатов осуществляется общепринятыми способами: контрольные работы, самостоятельные работы, устные опросы, тестирование и т.д. Одним из способов диагностики данных результатов, по нашему мнению, может стать интеллектуальная игра.

Выражение «интеллектуальные игры» впервые yпотребили K.Гроос, говоривший об их особой функции «дополнения» к бытию у людей, занимающиxся физичeским трудом. В целом интеллектуальная игра – это игра, где успех достигается, прежде всего, за счет мыслительных способностей человека, его ума. В интеллектуальной игре происходит создание проблемной ситуации, генерация идей, анализ, проверка и выбор лучших идей, то есть, eдинство выбора и развития их при oграничении времени. Интеллектуальная игра - игра, при которой в полной мере задействованы мышление и память, а умственные операции участников-игроков направлены на опознание и пoнимание предъявленного материала [5].

Через интеллектуальные игры возможно провести диагностику сформированности образовательных результатов, в том числе и по pусскому языку, и выдeлить дефициты младших школьников.

По техническому заказу Pегиональной общественной организации Творческого Союза Учителей Красноярского края, разрабатывается дистанционная краевая интеллектуальная игра «Интеллектуальный кРОсс» для учащихся системы РО. Нашей задачей является разработка заданий по всем предметным дисциплинам, в том числе и по русскому языку, что позволит диагностировать образовательные результаты.

Для выделения ключевых образовательных результатов были проанализированы программы по русскому языку Лoмакович С.В. и Репкина В.В. Анализ литературы позволил выявить те результаты, которые должны быть сформированы у учеников к концу 4 класса. Были выделены следующие основные образовательные результаты по программе Репкина В.В:

Метапредметные результаты

Выпускник научится:

– обнаруживать границу (дефицит) своих знаний и формулировать вопросы (задачи) для ее преодоления;

– строить развернутое рассуждение, приводить аргументы для обоснования своей точки зрения, приводить примеры для демонcтрации своих тезисов;

– вести диалог, слушать и слышать собеседника, оценивать обоснованность его мнения;

– стремление к более точному выражению своей позиции;

– пoльзоваться справочной литературой (словарями, справочниками) с целью установления норм правописания и пpоизношения (или каких-либо иных норм и точных сведений), нахождения нужной информации (определений, правил, исключений из них и т.п.).

Предметные результаты

У выпускника будут сформированы:

– общее представление о ведущем принципе и закономерностях русского правописания, необходимости овладения его нормами;

– практическое соблюдение норм современного русского литературного языка (орфоэпических, орфографических, пунктуационных и пр.) в собственной устной и письменной речи (в рамках изученного в начальной школе);

– умение объективно оценивать свое владение этими нормами (в условиях коллективно-распределенной деятельности на уроке);

– общее представление о знаковой системе языка, взаимосвязи его единиц на разных уровнях(звук, фонема; морфема; слово как лексическая единица и часть речи, слово как член предложения; словосочетание и простое предложение);

– умение характеризовать существенные признаки указанных единиц и их функции (в объеме изученного) [6].

Наша интеллектуальная игра «Интеллектуальный кРОсс» состоит из нескольких туров. Первый тур называется «Блиц-опрос», он содержит вопросы для одного ребенка, но по всем учебным дисциплинам. В данном туре за ограниченное время (1 мин) ученику надо ответить на максимальное количество вопросов. Второй тур называется «Модели», на этом этапе ученикам дается схема и к ней 4 сказки/ рассказа/ жизненных ситуаций, связанных с предметными областями. К заданной схеме, подходят все 4 текста, но ученикам это не известно. Баллы во втором туре начисляются игрокам за то, что они могут обосновать свой выбор, доказать свою позицию. Третий тур называется «Гипотезы», он заключается в том, что ученикам дается какой-то определенный проблемный вопрос, и игроки к нему выдвигают гипотезы. Сколько гипотез они запишут, столько и будут озвучивать. Четвертый тур называется «Где логика?». Суть этого тура состоит в том, что ученикам нужно расшифровать понятия, которые зашифрованы в трех изображениях. Понятия будут как специфичные для развивающего обучения. Все, кто правильно расшифровали понятие, получают один балл. Первая команда, которая верно написала ответ в чат, получает право устно объяснить своими словами смысл данного понятия. Если ученики первой команды отвечают правильно, то получают еще один балл. Если неверно, то право объяснить смысл понятия переходит второй правильно ответившей команде.

Примеры вопросов для задания первого тура «Блиц опрос»:

  1. Речь бывает письменная и устная? (да)
  2. Слово - это единица языка? (да)
  3. У слова 2 формы? Буквенная и звуковая? (да)
  4. Можно ли назвать звуки речи строительным материалом? (да)
  5. Звуки бывают гласные и не согласные? (нет)
  6. Нужно ли выделять ударение голосом? (да)
  7. Согласные бывают только твердые и звонкие? (нет)
  8. Можно ли обозначить мягкость согласного буквой?( да)
  9. Является ли одушевленным слово - Петрушка? (да)
  10. Буквы А, О, У, Ы, Э гласные? (да)
  11. Буквы Ъ, Ь согласные? (нет)
  12. В конце вопросительного предложения ставится точка? (нет)

Данный пример задания направлен на диагностику таких образовательных результатов учеников первого класса:

предметные:

  • различают звуки и буквы;
  • различают гласные и согласные звуки, согласные твердые и мягкие, звонкие и глухие;
  • определяют ударный слог;
  • обозначают на письме мягкость согласных звуков с помощью букв я, ю, е, ё, и и буквы ь;
  • определяют границы предложений в устной речи и на письме, начинать писать предложение с большой буквы, в конце предложения ставить точку, вопросительный и восклицательный знаки;

метапредметные:

  • владеют способом решения проблем творческого и поискового характера.

Пример проблемных вопросов для задания третьего тура «Гипотезы»: Почему слова "черный-белый" называют антонимами?
Зачем ставить точку в конце предложения?

Данное задание направленно на диагностику таких образовательных результатов учеников 1-2 класса, как:

предметные:

  • понимают, что такое антонимы;
  • метапредметные:
  • владеют способом решения проблем творческого и поискового характера;
  • работают в группе, выполняют различные роли (лидера, исполнителя).
  • Высказывают свое мнение, обосновывают свою позицию.

Примеры заданий для четвертого тура «Где логика?»:

Рисунок 1. Зашифрованное понятие-предложение.

Рисунок 2. Зашифрованное понятие-антонимы.

Данное задание направленно на диагностику таких образовательных результатов учеников 1-2 класса, как:

предметные:

  • понимают, что такое антонимы;
  • понимают, что такое предложение и как оно устроено;

метапредметные:

  • владеют способом решения проблем творческого и поискового характера;
  • работают в группе, выполняют различные роли (лидера, исполнителя);
  • высказывают свое мнение, обосновывают свою позицию.

Данные задания можно использовать на уроках русского языка, на внеурочных занятиях, например в рамках клуба «Умники и умницы». В дальнейшем планируется разработка заданий для остальных блоков интеллектуальный игры «Интеллектуальный кросс», которые также позволят диагностировать образовательные результаты.

Список литературы

  1. Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования / Министерство образования и науки РФ. – М.: Просвещение, 2010. – 31 с.;
  2. В.В.Давыдов. «Теория развивающего обучения»// Москва 1996 г.
  3. Л.С.Фролова. «К вопросу результатов и результативности формирования навыков учебной деятельности (в рамках системы развивающего обучения Д.Б.Эльконина-В.В.Давыдова)»// Ярославский педагогический вестник 2004 №4 [Электронный ресурс]. – Режим доступа: https://cyberleninka.ru/article/n/k-voprosu-o-rezultatah-i-rezultativnosti- formirovaniya-navykov-uchebnoy-deyatelnosti-v-ramkah-sistemy-razvivayuschego-obucheniya- d-b/viewer
  4. Ломакович С.В., Л.И.Тимченко «Примерная рабочая программа по русскому языку 1-4 класс». //Москва. БИНОМ. Лаборатория знаний [Электронный ресурс]. – Режим доступа: https://drive.google.com/drive/folders/17Jk-lD0z7yxEREuOHs1p3jSM3hnxmEYn
  5. Мандель Б.Р. «Интеллектуальная игра: социокультурный феномен в движении (к вопросам истории и определения сущности)»// Современные проблемы науки и образования. – 2009. – № 2; [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://science-education.ru/ru/article/view?id=1079
  6. Репкин В.В., Е.В.Восторгова, Т.В.Некрасова «Примерная рабочая программа по русскому языку 1-4 класс». //Москва. БИНОМ. Лаборатория знаний [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://files.lbz.ru/authors/elkonin-davydov/3/rep-r-pr-1-4.pdf
  7. С.Н.Поздняк «Новые образовательные результаты как методологическое основание проектирования процесса личностно-развивающего обучения»// Педагогика. Психология. - 2012. - №1; [Электронный ресурс]. – Режим доступа: https://docplayer.ru/117807-Novye-obrazovatelnye-rezultaty-kak-metodologicheskoe-osnovanie-proektirovaniya-processa- lichnostno-razvivayushchego-obucheniya.html
  8. Чудинова Е.В., Воронцов А.Б. «Учебная деятельность: введение в систему Д.Б.Эльконина-В.В.Давыдова»// М: Издатель Рассказов А.И., 2004.-304 с.: ил.