Развитие творческих способностей учащихся как одна из форм профессиональной самореализации педагога

Разделы: Общепедагогические технологии

Ключевые слова: внеурочная деятельность


Происходящие в настоящее время изменения в общественной жизни требуют развития новых способов образования, педагогических технологий, имеющих дело с индивидуальным развитием личности, творческой инициативой, навыка самостоятельного продвижения в информационных полях, формирования у обучающихся универсального умения ставить и решать задачи для разрешения возникающих проблем – профессиональной деятельности, самоопределения в повседневной жизни.

Выпускник современной школы должен обладать определенными качествами личности:

  • Гибко адаптироваться в меняющихся жизненных ситуациях, уметь самостоятельно приобретать необходимые знания, умело применять их на практике;
  • Грамотно работать с информацией, делать необходимые обобщения, выводы, устанавливать закономерности, анализировать;
  • Самостоятельно критически мыслить,уметь видеть возникающие проблемы, быть способным выдвигать новые идеи, творчески мыслить;
  • Самостоятельно работать над развитием собственной нравственности, интеллекта, культурного уровня;
  • Быть коммуникабельным, контактным в различных социальных группах, уметь работать сообща в разных областях, легко выходить из любых конфликтных ситуаций.

Таким образом,главное в развитии системы образования находится в создании такой системы образования, в котором личность ученика становится в центре внимания педагога, а его познавательная деятельность становится ведущей.

Какие же условия для этого необходимы? Прежде всего, вовлечение каждого ученика в активный познавательный процесс, причем не в процесс пассивного овладения знаниями, а активной познавательной деятельности каждого учащегося, применения им на практике этх знаний и четкого осознания где, каким образом и для каких целей эти знания могут быть применены.Это возможность работать совместно, в тесном сотрудничестве при решении разнообразных проблем. Это возможность свободного доступа к необходимой информации, возможность ее всестороннего исследования.

В отличие от учебной, творческая деятельность не нацелена на освоение уже известных знаний. Она способствует проявлению у ребенка самодеятельности, самореализации, воплощению его собственных идей, которые направлены на создание нового. В творческой деятельности учащегося решаются поисково-творческие задачи с целью развить способности ребенка. Поэтому, если в процессе учебной деятельности формируется умение учиться, то в рамках творческой деятельности формируется общая способность искать и находить новые решения, необычные способы достижения требуемого результата, новые подходы к рассмотрению предлагаемой ситуации.

Главная цель развития творческих способностей – воспитание подлинно творческой свободной личности. Для решения этой цели можно определить следующие задачи:

  • Формировать у детей способности самостоятельно мыслить, добывать и применять знания;
  • Развивать познавательную, исследовательскую и творческую деятельность;
  • Находить нестандартные решения любых возникающих проблем;
  • Воспитывать интерес к участию в творческой деятельности.

Сущность опыта

В основе процесса развития творческих способностей лежат:

  • Формирование академических успехов учащихся, их интеллектуального и нравственного развития с использованием нестандартных уроков, форм, методов и приемов работы;
  • Внедрение в образовательный процесс альтернативных форм и способов ведения образовательной деятельности;
  • Создание условий для проявления творчества на уроке и во внеурочной деятельности для всех учащихся независимо от их личностных качеств;
  • Постоянное поддержание стремления ученика к самостоятельной творческой деятельности.

Урок или внеклассное мероприятие должно быть местом, где ученик имеет возможность заглянуть в себя будущего,если он приложит максимум усилий для этого. Именно возможность демонстрации на уроке и во внеурочной деятельности всей той глубины работы, которая выполнена учеником, создает условия для развития креативности, формирует безбоязненное отношение к миру, в котором скоро предстоит себя реализовать, закаляет волю, учит коммуникации с окружающими, формирует потребность в демонстрации своих знаний и умений, их отстаиванию в самых трудных ситуациях.

Условия формирования опыта

Сама жизнь выдвигает неотложную практическую задачу – воспитание человека-творца, созидателя, новатора,способного разрешать возникающие социальные и профессиональные проблемы нестандартно, инициативно и грамотно.

Педагогическая поддержка выступает как процесс взаимодействия между учителем и учеником, направленный на развитие субъектности, представляющей возможности для личностного саморазвития, самопознания и самореализации, формирующий эмоционально-волевую сферу, стимулирующий развитие интеллектуальной и мотивационной сфер.

В решении данной проблемы участвует как школа, так и семья. Задача семьи состоит в том, чтобы вовремя увидеть, разглядеть способности ребенка, обратить на них внимание и понять, что эти способности нуждаются в поддержке и в развитии.

Задача школы – подхватить инициативу семьи, поддержать ребенка и развить его способности, подготовить почву для того, чтобы эти способности были реализованы не только в урочной и внеурочной деятельности, но и впоследствии, в будущей профессиональной деятельности. Что я и стараюсь делать, работая с классом и в отдельности с каждым учеником.

При работе над развитием творческих способностей, я стала исследователем и экспериментатором, так как преобразовывала учебную и внеклассную деятельность учащихся. Моя главная задача - вовлечь детей в активную творческую деятельность, самими стать исследователями и экспериментаторами, помочь детям овладеть необходимыми знаниями, умениями и навыками. Роль учителя здесь – роль организатора. Для достижения этой цели я использую все возможные методы, формы и приемы работы, которые способствуют всестороннему развитию личности как на уроках, так и во внеурочное время. К примеру, изучая тему «Защита окружающей среды» на уроках английского языка, учащиеся несколько месяцев работают над исследовательскими работами, изучая проблему загрязнения воды и воздуха, гибели рыбы в регионе, в котором они живут. Во время работы они самостоятельно выбирают цели, ставят перед собой задачи и пытаются найти свои собственные пути решения проблемы. Получаются действительно замечательные, уникальные работы, в которых полностью раскрывается весь творческий потенциал ребят. И в результате, приходим к выводу, что чем выше уровень творческого развития ученика, тем выше его работоспособность. Система работы учителя должна ориентировать учащихся на проявление интереса к самостоятельной интеллектуальной деятельности, потребность в собственных исследованиях процессов и явлений, стремление к доказательности решаемых задач, упорство в достижении интеллектуальных умений, потребность в активном творчестве.

В заключение можно сказать, что опыт может быть использован воспитателями детских садов, учителями начальных классов, предметниками, педагогами дополнительного образования. Данный опыт можно использовать как на уроках, так и во внеурочной деятельности с учениками и их родителями при наличии желания, теоретической подготовки, достаточного оснащения материально-технической базы учебного заведения.

В качестве педагогических условий развития творческих способностей детей можно выделить развивающе-ориентационную среду и педагогическую поддержку. Организация среды обеспечивается следующими условиями:

  • Создание ориентационного поля развития;
  • Обогащение среды, в которой происходит развитие одаренного ребенка, и как следствие, стимулирование его общего развития;
  • Возбуждение в ребенке интереса как фактора стимулирования его активности;
  • Творческое участие ребенка в деятельности, дающее возможность самопознания, самореализации;
  • Организация и самоорганизация деятельности ребенка.

Педагогическая поддержка выступает как процесс взаимодействия между учителем и учеником, направленный на развитие субъективности, предоставляющей возможности для личностного саморазвития, самопознания и самореализации, формирующий эмоционально-волевую сферу, стимулирующий развитие интеллектуальной и мотивационной сфер.

Библиографический список

1. Азаров Л.Н. «Как развивать творческую индивидуальность школьников», 2010 г.

2. Дереклеева Н.И. «Мастер-класс по развитию творческих способностей учащихся», 2007 г.

3. Зак А.З. «Методы развития способностей у детей», 1994 г.

4. Шадриков В.Д. «Развитие способностей». Начальная школа. - 2004 г. №4.

5. Кравцова Е.Е. Психологические проблемы готовности детей к обучению в школе / Е.Е.Кравцова. - М.: Академия, 2006. - 320 с.

6. Кухаронак, В.Г. Диагностика творческой активности младших школьников / В.Г.Кухаронак // Пазашкольнае выхаванне. - 2010. - №6. - С. 13-19.

7. Овчарова Т.Н. Нужна ли нам творческая личность / Т.Н.Овчарова // Педагогическое обозрение. - 2007. - №3. - С. 56-57.

8. Поддъяков Н.Н. Новый подход к развитию творчества у дошкольников / Н.Н.Поддъяков. - М.: Просвещение, 2010. - 260 с.