Значение экологического воспитания сложно переоценить - этот аспект был важным во все времена. Сущность и значение экологического воспитания учеников изучались педагогами прошлого, и продолжают быть предметом исследований современных авторов. Сегодня как никогда перед человечеством остро стоит вопрос о необходимости изменения своего отношения к природе и обеспечения соответствующего воспитания и образования нового поколения. Перед общеобразовательной школой ставится задача подготовки ответственного гражданина, способного самостоятельно оценивать происходящее и строить свою деятельность в соответствии с интересами окружающих его людей. Решение этой задачи связано с формированием устойчивых духовно-нравственных свойств личности школьника.
В соответствии с Концепцией развития школы центральное место в воспитательной системе занимает формирование у учащихся экологической культуры, которая складывается из ответственного отношения:
- к природе (экология природы),
- к себе как составной части природы (экология здоровья),
- к окружающему нас миру, к живым существам вокруг нас (экология души).
Человеку необходимы новые знания, новая система ценностей, которые, безусловно, нужно создавать и воспитывать с детства, учить жить в согласии с природой, ее законами и принципами. Но образование, к сожалению, само по себе не гарантирует высокого уровня духовно-нравственной воспитанности, так как это качество личности, которое определяется в повседневном поведении человека, в его отношении к другим людям на основе доброжелательности и уважения к каждому человеку и к окружающей среде.
В школе накопилась определенная система воспитания. Накоплен положительный опыт работы по экологическому воспитанию учащихся, совместной деятельности педагогов школы и родителей, сложилась система дополнительного образования на базе школы. Есть необходимость приведения накопительного, положительного опыта в стройную систему, которая позволит сделать процесс воспитания непрерывным, а значит и более эффективным.
Программа экологического воспитания школьников МОУ СОШ №15 включает следующее направление воспитательной деятельности: «Экология природы, здоровья и души». Каждое из них ориентировано на приобщение учащихся к тем или иным общечеловеческим ценностям. В таблице 1 представлена одна из программ воспитательной деятельности по направлению «Экология природы».
Таблица 1. Направление «Экология природы»
Младший школьник |
Подросток |
Старшеклассник |
|
Цель: |
Воспитание у подрастающего поколения экологически целесообразного поведения как показателя духовного развития личности |
||
Задачи: |
Формировать представление о природе как среде жизнедеятельности человека. Развивать эмоционально-нравственное отношение к окружающей среде. Воспитывать эстетическое отношение к окружающей среде, умение вести себя в соответствии с общепринятыми нормами. |
Формировать потребность проявлять активность в решении экологических проблем. Формировать познавательные, практические и творческие умения экологического характера. |
Становление экологической ответственности как основной черты личности на основе системных знаний об экологических проблемах современности и возможности устойчивого развития современной цивилизации. |
Общешкольные творческие дела |
Дни защиты окружающей среды от экологической опасности. |
||
Формы работы с классом |
Общение с природой |
||
Наблюдения за жизнью природы (календарь природы, народные приметы). |
Выезды на природу с маршрутными наблюдениями. Обследование флоры и фауны местной территории. |
Экологический мониторинг. Научно-исследовательская деятельность. Всероссийский день посадки леса. |
|
Экологические игры |
|||
Загадки природы. Осторожно, их мало! Праздник знатоков природы. |
Знатоки природы. Путешествие в мир природы. Поиск нарушителей природы. |
Экодиктант, Эколого-правовая викторина, Экологический КВН. ЭКОФЕСТ. |
|
Экологические проекты |
|||
Разведка прекрасного и удивительного. Зеленый класс. |
Чистый двор. Школьный дворик. Чистый город. |
||
Предполагаемый результат |
Знание ребятами причин экологических проблем и способов выхода из них. Активное отношение учащихся к защите прав людей на качество среды обитания, рост их самостоятельных инициатив. |
В школе так же активно ведутся и другие формы работы, не только по описанным выше направлениям, тематика мероприятий достаточно разнообразная: занятия в кружке, экскурсии в природу, работа в лаборатории и внеклассные мероприятия, так называемые «интерактивные формы образования»: дискуссии, диспуты, экологические вечера, спектакли, беседы, ролевые игры и другие мероприятия.
В течение последних нескольких лет в школе были разработаны и успешно реализованы программы по экологическому образованию и воспитанию. За годы работы в школе имеются положительные результаты экологической деятельности.
Таким образом, организация занятий, личность учителя, методы, которые он применяет, знание индивидуальных и возрастных особенностей учащихся и умение их учитывать в воспитательной работе являются основными условиями, определяющими успешность проведения работы по экологическому воспитанию учащихся в школе. Будем великодушны, терпеливы и отзывчивы в деле воспитания.