Интеллектуальная игра как способ диагностики образовательных результатов по окружающему миру в системе развивающего обучения Д.Б.Эльконина–В.В.Давыдова

Разделы: Начальная школа

Классы: 1, 2, 3, 4

Ключевые слова: окружающий мир, развивающее обучение, интеллектуальная игра


Формирование образовательных результатов у обучающихся начальной школы является одной из основных задач Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования. К образовательным результатам относятся следующе планируемые результаты:

  • предметные, которые достигаются обучающимися в процессе изучения школьного предмета;
  • метапредметные, которые включают в себя освоенные обучающимися универсальные учебные действия (познавательные, регулятивные и коммуникативные), обеспечивающие овладение ключевыми компетенциями, составляющими основу умения учиться;
  • личностные, которые включат в себя готовность и способность обучающихся к саморазвитию, сформированности мотивации к обучению и познанию [1]. Любая система образования стремится к достижению данных результатов, в том числе система развивающего обучения Д.Б.Эльконина - В.В.Давыдова.

Предметные и метапредметные результаты должны диагностироваться и оцениваться, поскольку это является неотъемлемой частью образовательного процесса. Существует множество способов оценки и диагностики достижения образовательных результатов младших школьников. Достижение предметных результатов обеспечивается за счет основных учебных предметов, поэтому объектом оценки предметных результатов является способность учащихся решать учебно-познавательные и учебно-практические задачи. В учебном процессе оценка предметных результатов проводится с помощью диагностических работ (промежуточных и итоговых), направленных на определение уровня освоения темы учащимися. Для оценки и диагностики предметных результатов можно использовать: наблюдение, тестирование, контрольный опрос (устный и письменный), анализ контрольного задания и др. Диагностика метапредметных результатов осуществляется разными инструментами: проектные задачи, задания по читательской грамотности и т.д.

По нашему мнению, способом диагностики можно считать интеллектуальную игру. Ученый Б.Р.Мандель дал следующее определение: «Интеллектуальная игра – это коллективное выполнение заданий, требующих применение продуктивного мышления. Она развивает теоретическое мышление, требуя формулирования понятий, выполнения основных мыслительных операций» [3]. Однако в настоящее время в школьной практике такой педагогический способ как интеллектуальная игра, который позволяет диагностировать и оценивать достижения учащихся в рамках урока системы развивающего обучения давно не используется.

Региональная общественная организация Красноярского края Творческий Союз Учителей (ТСУ) предоставила заказ на разработку интеллектуальных дистанционных игр. Интеллектуальные игры существуют и проводятся по разным школьным дисциплинам, но они не соответствуют принципам развивающего обучения, логике и содержанию предметов. Исходя из заказа ТСУ будет разрабатываться и проводиться краевой «Интеллектуальный кРОсс» по разным дисциплинам в том числе и по окружающему миру в дистанционном формате для учащихся и учителей системы развивающего обучения. Путем теоретического анализа литературы Е.В.Чудиновой, А.Б.Воронцова, Д.Б.Эльконина - В.В.Давыдова нами были выделены следующие принципы интеллектуальной игры в системе развивающего обучения [2, 5]:

  • соответствие планируемым образовательным результатам по программам учебных дисциплин системы развивающего обучения;
  • квазииследование, то есть поисково-исследовательская деятельность обучающихся;
  • формирование действия моделирования;
  • связь теории с практикой.

Чтобы составить пробные задания игры был проведён анализ программы Е.В.Чудиновой, Е.Н.Букварёвой, в результате анализа были выделены: основные теоретические понятия и модели учебного курса, ключевые предметные и метапредметные результаты и основные виды деятельности учащихся с первого по четвертый класс. К концу четвертого класса у младшего школьника должны быть сформированы следующие результаты.

Метапредметные результаты:

  • способность регулировать свою познавательную и учебную деятельность;
  • осуществлять информационный поиск для решения разнообразных задач, работать с информацией, представленной в знаковых формах (схемы, таблицы, картосхемы, разрезы, диаграммы и пр.);
  • использовать знаково-символические средства представления информации для создания моделей изучаемых объектов и процессов, работать с моделями изучаемых объектов и явлений окружающего мира;
  • описывать и характеризовать факты и явления природного мира, события культуры, результаты своей исследовательской и практической деятельности, создавая разнообразные информационные тексты.

Предметные результаты:

  • реконструкция общекультурной картины природного и социального мира (природных и социальных объектов и явлений в их взаимосвязях), которая в курсах основной школы выступит как материал, подлежащий рефлексивной переработке и дифференциации;
  • опыт применения этих представлений для решения несложных практических задач;
  • освоение средств и способов научно-познавательной деятельности (в частности, средств и способов представления материальных объектов через совокупность их признаков и свойств; репрезентации пространственных отношений, процессов и зависимостей; прямого и косвенного измерения параметров объектов и процессов; упорядочения, группировки и выразительного предъявления фактических данных; первичного анализа причинных связей процессов) [4].

Данные предметные и метапредметные результаты можно оценивать с помощью заданий интеллектуальной игры.

Наша интеллектуальная игра будет состоять из нескольких туров, которые называются: «Блиц опрос», «Модели», «Гипотезы», «Исследования», «Где логика?» Представим примеры заданий.

Первый тур «Блиц опрос» заключается в том, чтобы один учащийся за ограниченное количество времени дал быстрый ответ на максимальное количество вопросов либо одним словом, либо да/нет. Данный тур необходим для создания ситуации успеха. Другими словами, тур предполагает, что на все вопросы учащийся сможет ответить с лёгкостью, что позволяет ему почувствовать себя успешным.

Список примерных вопросов.

  1. Растения в лесу и на лугу, которые никто не сажал, называются? (Дикорастущие)
  2. Назовите первое одомашненное животное? (Собака)
  3. Язык, нос, уши, глаза это? (Органы чувств)
  4. Назовите следующие предметы одним словом: стул, стол, кровать? (Мебель)
  5. Назовите процесс, когда вода переходит из жидкого состояния в газообразное? (Испарение)
  6. Можно ли яблоню назвать культурным растением? (Да)
  7. Кролик - это дикое животное? (Нет)
  8. Можно ли съесть гриб дождевик? (Да)
  9. У божьей коровки 8 ног? (Нет)
  10. Паук - это насекомое? (Нет)
  11. Водяной пар невидим? (Да)

Данный тур предназначен для учащихся первого класса и направлен на диагностику следующих образовательных результатов:

предметные результаты:

  • различают культурные и дикорастущие растения;
  • классифицируют объекты по признакам;
  • определяют органы чувств;
  • имеют представление об объектах окружающего мира как о системах наблюдаемых признаков и выявляемых свойств, о смене состояний объектов во времени (процессе);
  • различают съедобные грибы от несъедобных;
  • различают диких животных от домашних;
  • различают насекомых от других животных.

Следующий тур «Гипотезы», заключается в том, что команде дается проблемный вопрос, на который необходимо выдвинуть как можно больше гипотез.

Список примерных вопросов:

  • Почему лимон кислый?
  • Почему елка не сбрасывает свои иголки осенью?
  • Почему комар сидит на стене и не падает?

Данный тур предназначен для учащихся с первого по четвертый класс и направлен на диагностику следующих образовательных результатов:

предметные результаты:

  • выдвигают гипотезы.

 метапредметные результаты:

  • описывают и характеризируют факты и явления природного мира;
  • работают в группе, согласовывают свои действия.

Последний тур «Где логика?», заключается в том, что понятие из предметного курса зашифровано в трех изображениях. Команде необходимо расшифровать это понятие и объяснить его значение.

Зашифрованное понятие «наблюдение».

Данный тур предназначен для учащихся с первого по четвертый класс и направлен на диагностику следующих образовательных результатов:

предметные результаты:

  • дают определение понятию «наблюдение».

метапредметные результаты:

  • работают в группе, согласовывают свои действия.

Таким образом, интеллектуальная игра может проводиться с учащимися к концу года как на уроке, так и вне урока, с целью диагностики образовательных результатов и выявления дефицитов младших школьников по окружающему миру.

Библиографический список

  1. Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования / Министерство образования и науки РФ. – М.: Просвещение, 2010. – 31 с.;
  2. В.В.Давыдов. «Теория развивающего обучения»// Москва 1996 г.
  3. Мандель Б.Р. Интеллектуальная игра: социокультурный феномен в движении (к вопросам истории и определения сущности)/ Б.Р.Мандель// Современные проблемы науки и образования. – 2009. – № 2 – С. 62-68. [Электронный ресурс]. – Режим доступа: https://science-education.ru/ru/article/view?id=1079(Дата обращения: 19.12.2020).
  4. Чудинова Е.В., Букварёва Е.Н. Программа курса «Окружающий мир». [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://files.lbz.ru/authors/nsh/1/prog-chudinova.pdf. (Дата обращения: 20. 12. 2020).
  5. Чудинова Е.В., Воронцов А.Б. «Учебная деятельность: введение в систему Д.Б. Эльконина-В.В. Давыдова»// М: Издатель Рассказов А.И., 2004 -304 с.: ил.