Введение
Главная цель введения ФГОС ООО второго поколения заключается в создании условий, позволяющих решить стратегическую задачу Российского образования – повышение качества образования, достижение новых образовательных результатов, соответствующих современным запросам личности, общества и государства.
Одним из принципиальных отличий ФГОС второго поколения является их ориентация на достижение не только предметных образовательных результатов, но, прежде всего, на формирование личности учащихся, овладение ими универсальными способами учебной деятельности. Поэтому поиск средств для формирования личности учащихся, развития познавательных и творческих способностей в процессе обучения математике является актуальным и обуславливает необходимость существенных изменений в математической подготовке учащихся.
Особое значение отводится формированию личностных УУД, обеспечивающих ценностно-смысловую ориентацию обучающихся (умение соотносить поступки и события с принятыми этическими принципами, знание моральных норм и умение выделить нравственный аспект поведения) и ориентацию в социальных ролях и межличностных отношениях. Одним из аспектов развития личностных УУД на уроках математики является развитие мыслительной деятельности. Значительное место в мыслительном процессе занимает обобщение и систематизация знаний.
Обобщение и систематизация знаний и умений связаны с определенными видами научения в психологии и также способствуют пониманию учащимися учебного материала. Психологи, рассматривая изучение учащимися учебного материала, выделяют три вида научения: наращивание знаний, переструктурирование и настройка.
Обобщение и систематизация относится к переструктурированию знаний, когда изученный материал по теме подается под другим углом или в другой последовательности, что дает возможность учащемуся иначе увидеть изученный материал, увидеть связи между понятиями, оценить возможность практического применения знаний.
Метод обобщения и систематизации позволяет реализовывать в обучении принцип систематичности и последовательности. «Этот принцип опирается на следующие научные положения: ученик только тогда обладает настоящим и действенным знанием, когда в его мозгу отражается четкая картина окружающего мира; главным способом формирования системы научных знаний является определенным образом организованное обучение; система научных знаний создается в той последовательности, которая определяется внутренней логикой учебного материала и познавательными возможностями учеников; процесс обучения, состоящий из отдельных ступеней, протекает тем успешнее, чем меньше в нем перерывов, нарушений последовательности, неуправляемых моментов. Если систематически не упражнять навыков, они утрачиваются; если не приучать учеников к логическому мышлению, они будут испытывать затруднения в мыслительной деятельности; если не соблюдать системность и последовательность в обучении, процесс развития замедляется.» (Подласый И.П.Систематичность и последовательность)
Какими же способами можно реализовать систематизацию и обобщение?
1. При проведении урока использовать схемы, планы, чтобы обеспечить усвоение учениками системы знаний. Разделять содержание учебного материала на логически завершенные части (шаги).
2. Постоянно использовать межпредметные связи.
3. Обеспечить преемственность как в содержании, так и в методах обучения между всеми классами.
4. Использовать передовые методики обучения: составлять с учениками опорные конспекты, структурно-логические схемы учебного материала, облегчающие процесс усвоения знаний.
5. Повторять и совершенствовать ранее изученное, чтобы обеспечить систематичность и последовательность в обучении.
6. Прибегать к кратким повторениям материала не только в начале урока, но и после изложения темы.
7. Использовать только материал, который легко ассоциируется с изучаемым.
Очень эффективны такие методические приемы, как составление опорных конспектов, сводных таблиц, кластеров, конструирование синквейна, изображения множеств с помощью кругов Эйлера.
Остановимся подробнее на этих приемах.
Опорный конспект. (изобретен к 1970 году В.Ф.Шаталовым)
Опорный конспект может даваться учащимся учителем как в готовом виде, так и в виде задания: составить схему, сигнальные карточки по пройденному материалу.
Как составлять опорные конспекты?
1. Детально изучить по программе содержание материала, по которому будет составляться опорный конспект для конкретного урока. Выписать основные термины, причинно-следственные связи, имена учёных, их вклад в науку, открытия.
2. Соотнести требования программы с содержанием учебника (на одном уроке может изучаться материал одного или нескольких параграфов).
3. Хорошо знать материал текста и иллюстрации учебника.
4. Разбить данный материал на логически завершенные смысловые блоки
(части).
5. Выделить основные термины в каждом блоке.
6. Составить черновой вариант опорных сигналов в каждом блоке, несколько раз откорректировать его в соответствии с принципами.
7. Оформить смысловые блоки и опорные сигналы в них в окончательном варианте, в цвете.
Учебная работа учащихся с одними и теми же опорными конспектами может осуществляется несколько раз:
1) при вторичном объяснении нового материала (учитель вывешивает опорный плакат, водит по нему указкой и устно расшифровывает, объясняет смысл опорных сигналов);
2) при закреплении нового материала на уроке;
3) при выполнении домашнего задания;
4) при письменном воспроизведении сигналов в начале следующего урока;
5) при устном ответе учащихся по опорному плакату.