Внеурочная деятельность школьников по физической культуре (из опыта работы)

Разделы: Спорт в школе и здоровье детей, Внеклассная работа

Классы: 8, 9, 10, 11


Внеурочная деятельность школьников (ВДШ) – одно из требований новых федеральных государственных образовательных стандартов (ФГОС). Письмо Министерства образования и науки РФ от 14.12.2015 г. №09-3564 «О внеурочной деятельности и реализации дополнительных общеобразовательных программ», закрепляет за школами обязательный характер ВДШ.

Под ВДШ понимают деятельность, осуществляемую во внеурочное время в целостной взаимосвязи с другими формами организации образования (обучения), направленную на достижение личностных, метапредметных и предметных результатов, соответствующих требованиям ФГОС нового поколения.

Тогда можно считать, что ВДШ по физической культуре – деятельность, направленная на формирование познавательного интереса школьников к физической культуре и достижение качества личностных, метапредметных и предметных результатов, необходимых для дальнейшего образования, самообразования и жизнедеятельности, осуществляемая во внеурочное время в целостной взаимосвязи с другими формами организации современного образования в предметной области «Физическая культура» (урок, электив, факультатив, домашняя работа, внешкольное и внутришкольное дополнительное образование) [6].

Внеурочная деятельность реализуется во внеурочное время сверх учебного плана, вне штатного расписания и учебной образовательной программы. В МОУ СОШ №43 г.Твери план внеурочной деятельности составляется педагогами в рамках методического объединения. Далее он рассматривается на научно-методическом совете школы и утверждается директором. Продолжительность занятий от 1,5 до 3,5 часов в неделю. Школьники самостоятельно выбирают предмет (предметы), по которым они будут включены во внеурочную деятельность, но при этом характер посещения занятий является обязательным. Оплата учителю за организацию внеурочной деятельности осуществляется за счёт выплат стимулирующего характера в рамках фонда оплаты труда [6].

Специфическая особенность реализации программы начального, основного и среднего общего образования по учебному предмету «Физическая культура» в МОУ СОШ №43 г.Твери – реализация отдельного модуля [8-9]. Из трех часов в неделю, которые отводятся на изучение учебного предмета «Физическая культура», один час выделяется в 1-4 классах на изучение отдельного модуля «Ритмика», в 5-8 классах – на изучение модуля «Хореография» и в 9-11 классах – на изучение модуля «Фитнес». Вопросы взаимосвязи урочной и внеурочной работы по хореографии были рассмотрены ранее [2].

Традиционными формами внеурочной работы по физической культуре, включая ритмику, хореографию и фитнес можно считать [2]: выпуск стенгазет, проведение спортивных праздников, концертов [5], общешкольных спортивных соревнований, конференций, «круглых столов», дискуссий, викторин, олимпиад, конкурсов [1], участие обучающихся в работе школьного научно-исследовательского общества, сотрудничество с образовательными и спортивными организациями, организациями дополнительного образования г.Твери и др. Примерный план внеурочной работы по учебному предмету «Физическая культура» представлен в табл. 1. К сожалению, в условиях распространения коронавирусной инфекции многие массовые мероприятия приходится проводить в дистанционной или заочной форме.

Таблица 1
Примерный план внеурочной работы [6] по физической культуре (включая ритмику, хореографию и фитнес) на 2020-2021 учебный год в соответствии с ФГОС (из опыта работы МОУ СОШ №43 г.Твери)

Одним из требований ФГОС в рамках ВДШ является подготовка и защита индивидуального итогового проекта.

Для обеспечения реализации требований ФГОС ООО и СОО в 2019 году в школе было разработано и принято на педагогическом совете «Положение об индивидуальном итоговом проекте обучающихся в МОУ СОШ №43 г.Твери» [10].

Положение определяет понятие итогового проекта, цели и задачи подготовки учащимися проектов, требования к подготовке, содержанию и направленности проекта.

Итоговые проекты по физической культуре – учебные проекты, выполняемые обучающимися в рамках учебного предмета «Физическая культура» с целью продемонстрировать свои достижения в самостоятельном освоении содержания и методов науки, способности проектировать и осуществлять целесообразную и результативную самостоятельную деятельность (учебно-познавательную, конструкторскую, творческую или иную).

Типы возможных проектов и проектных продуктов по учебному предмету «Физическая культура» представлены в табл. 2 [6, 10].

Таблица 2
Типы возможных проектов и проектных продуктов по учебному предмету «Физическая культура»

Тип проекта

Цель проекта

Возможный проектный продукт

Практико-ориентированный, социальный

Решение практических задач

анализ данных социологического опроса, информационный буклет, веб-сайт, видеофильм, газета, журнал, книга спортивных рекордов, спортивная игра, коллекция спортивной одежды, компьютерная анимация, учебная презентация [3-4], пакет рекомендаций, стендовый доклад, сценарий спортивного праздника, статья или другого вида публикации, костюм, макет, модель, комплекс упражнений, мультимедийный продукт, отчёты о проведённых исследованиях, спортивный праздник, спортивный или художественный номер (танец, флешмоб и т.п.), реферат, научно-исследовательская работа, справочник, серия иллюстраций, учебное пособие, экскурсия и др.

Исследовательский

Доказательство или опровержение какой-либо гипотезы

Информационный

Сбор информации о каком-либо объекте или явлении

Творческий

Привлечение интереса публики к проблеме проекта

Игровой или ролевой

Представление опыта участия в решении проблемы проекта

Из табл. 2 видно, что проектные продукты могут быть самыми разнообразными.

Для защиты проекта создается межпредметная комиссия. Обязательным условием допуска к защите является отзыв или рецензия руководителя проекта. Оценка защиты проекта учащегося осуществляется по следующим критериям: способность к самостоятельному приобретению знаний и решению проблем, сформированность предметных знаний и способов действий, регулятивных и коммуникативных действий. Более подробно с Положением можно познакомиться на сайте МОУ СОШ №43 г. Твери [10].

Конечно, для образовательного учреждения необходимость организации и оценки проектной деятельности школьников создает немало проблем. Так, например, в нашей школе общее количество учащихся в 8-11 классах более 380. И каждый ребенок должен иметь возможность подготовить и защитить по одному итоговому проекту в 8-9 и 10-11 классах. Здесь следует отметить, что если на уровне основного общего образования подготовка итоговых проектов осуществляется исключительно в рамках ВДШ, то старших классах предусмотрен элективный курс «Индивидуальный проект».

Успешно организованная система внеурочной работы по предмету «Физическая культура», включающая и ВДШ по данному предмету, позволяет добиваться как личностных результатов (личностный рост обучающихся), так и предметных и метапредметных результатов (последнее подтверждается успешной защитой индивидуальных итоговых проектов по учебному предмету «Физическая культура»).

Список использованной литературы и источников Интернет

1. Белякова И.С. Из опыта организации внеклассной работы по хореографии в средней школе (2007-2008 учебный год) [Электронный ресурс] – Режим доступа: http://urok.1sept.ru/articles/515004/

2. Белякова И.С., Калинина О.В., Ивашкевич И.А. Взаимосвязь урочной и внеурочной работы по хореографии в развитии познавательного интереса и хореографических способностей школьников // Ребенок в современном мире: Материалы XVIII Международной научно-практической конференции (30 сентября 2019 г.): Сборник научных трудов / Науч. ред. Ж.В.Пранкевич. – М.: Изд-во «Перо», 2019. – С. 84-90.

3. Белякова И.С., Лаврентьева Д. Игорь Моисеев [Электронный ресурс] – Режим доступа: https://school.tver.ru/school/43/methodic_documents/2854

4. Белякова И.С., Чижикова В. Народный танец [Электронный ресурс] – Режим доступа: https://school.tver.ru/school/43/methodic_documents/2855

5. Белякова И.С., Якименко М.А. Праздничный концерт, посвященный 10-летию образования хореографического ансамбля «Мечта» (2008-2009 учебный год) [Электронный ресурс] – Режим доступа: http://urok.1sept.ru/articles/551955/

6. Исаев Д.С., Соболев А.Е. Внеурочная деятельность школьников по химии: теоретический и прикладной аспекты. – Тверь: Изд-во «СФК-офис», 2018. – 180 с.

7. Калинина О.В., Белякова И.С., Жукова А.В. Программа дополнительного образования «Мир танца» [Электронный ресурс] – Режим доступа: https://school.tver.ru/school/43/methodic_documents/2858

8. Калинина О.В., Белякова И.С. Программа эстетического образования «Ритмика-хореография-фитнес» [Электронный ресурс] – Режим доступа: https://school.tver.ru/school/43/methodic_documents/2856

9. Калинина О.В., Белякова И.С. Система работы школы по развитию хореографических способностей обучающихся: из опыта работы / Муниципальное воспитательное пространство в парадигме личностно-ориентированного образования: Сборник научных трудов: Материалы XIV Международной научно-практической конференции (28 ноября 2014 г.) / Науч. ред. д.п.н., проф. И.А. Рудакова. – М.: Издательство «Спутник+», 2014. – С. 64-68.

10. Положение об индивидуальном итоговом проекте обучающихся в МОУ «Средняя общеобразовательная школа № 43» г. Твери [Электронный ресурс] – Режим доступа: https://school.tver.ru/system/documents/files/000/019/422/original/1579080828.pdf?1579080828, свободный – (дата обращения – 11.12.2020).