Мастер-класс "Использование кейс-технологии при работе с родителями детей-инофонов в условиях общеобразовательного учреждения как форма интерактивного общения"

Разделы: Внеклассная работа, Классное руководство, Работа с родителями, Мастер-класс

Классы: 4, 5, 6, 7, 8, 10, 11

Ключевые слова: взаимодействие с родителями


Цель: знакомство с кейс-технологией педагогов МАОУ СОШ.

Задачи:

  • расширить знания участников мастер-класса о методе кейсов и их применении с целью формирования у педагогов МАОУ СОШ профессиональных компетенций;
  • создать условия для профессионального общения, самореализации и стимулирования роста творческого потенциала участников мастер-класса;
  • повысить профессиональное мастерство и квалификацию участников мастер-класса.

Ожидаемый результат: повышение коммуникативных компетенций педагогов, внедрение в практику работы самих педагогов интерактивных форм работы.

Оснащение: мультимедийное оборудование, раздаточный материал на каждую малую группу (текст кейса, таблицы анализа).

План проведения:

  1. Приветствие. Упражнение «Ромашка».
  2. Вхождение в тему. Актуальность выбранной темы.
  3. Знакомство с понятием кейс-технология.
  4. Особенности работы с кейсом.
  5. Практическая поэтапная демонстрация кейс-метода.
  6. Подведение итогов. Рефлексия. Упражнение: «Подарок».
  7. Вывод.

Ход работы

1. Приветствие

Добрый день, уважаемые коллеги! Современный мир диктует свои правила. Динамичный ритм жизни задает тон и мы вынуждены действовать, чтобы все успеть и не остановиться в развитии. «Единственный путь, ведущий к знанию – это деятельность» Джордж Бернард Шоу.

Упражнение «Цветок»

У каждого педагога лист бумаги одинаковой формы, размера, качества, цвета. Предлагается вырезать цветок и постараться найти среди остальных цветов точно такую же. Но цветы все индивидуальны. Точно так нет и одинаковых детей, взрослых.

Вывод: все мы разные, с различными способности, возможностями и личностными качествами, но все мы должны быть активными участниками образовательного процесса и уметь договариваться в процессе решения проблемных, значимых вопросах. Прошу помнить это при работе на нашем мастер-классе.

2. Вхождение в тему. Актуальность выбранной темы

В настоящее время происходящие во всем мире изменения значимо усиливают процессы миграции населения. Кардинальное изменение обычных условий жизни, которое вызвано переездом семьи в другой регион или страну, в которой иной язык, другие культурные традиции, приводит к тому, что происходит дезориентация ребенка-школьника из семьи мигрантов, поэтому данная проблема для педагогики становится все более актуальной.

В этой связи актуализируется проблема реализации образования и воспитания детей-инофонов. Задачей ОУ становится не только помощь в адаптации детей-мигрантов в новой среде, но и их родителей с учетом социокультурных, религиозных особенностей, так как возникают совершенно новые проблемы из-за различия традиций и уклада семейной жизни, что приводит к возникновению конфликтов между участниками образовательного процесса. Например, несоответствие официальному стилю одежды, которого требует устав ОУ, различие национальной кухни детей-мигрантов и меню столовой ОУ и т.д.

Формы и методы работы с родителями должны быть направлены на повышение педагогической культуры родителей, на укрепление взаимодействия образовательной организации и семьи, на усиление ее воспитательного потенциала.

Формы взаимодействия с семьей в нашей школе:

  • День открытых дверей;
  • Семейные проекты;
  • Консультационная помощь специалистов;
  • Праздники;
  • Потребительская конференция;
  • Неделя толерантности (День национального блюда, День национального костюма и т.д.)

В рамках мастер-класса я хотела бы познакомить вас с опытом использования кейс-метода и продемонстрировать эффективные приемы работы с кейсом при взаимодействии с родителями детей-инофонов.

В организации такого рода деятельности одной из перспективных технологий обучении становится кейс-технология (case-study). Эта технология представляет собой синтез проблемного обучения, информационно-коммуникативных технологий, метода проектов.

3. Практическая поэтапная демонстрация кейс-метода.

Для успешного внедрения кейс-метода в практику необходимо освоить методику работы. Для понимания кейс-метода каждому из вас я приготовила файл с документами. Предлагаю заглянуть внутрь и познакомиться с содержимым файла. Основу кейс-метода составляет сам кейс - описание конкретной ситуации, техническое задание и источник информации.

4. Знакомство с ситуацией

Случилась такая ситуация - новая ученица из Таджикистана пришла 3 сентября в школу в 7 «Б» класс в традиционной мусульманской одежде, классный руководитель позвонил родителям ученицы с требованием приходить в школу в официальной форме. Родители отнеслись к данному требованию отрицательно, они возмущены, так как их семья очень религиозна. Женщины традиционно носят мусульманскую одежду:  носят длинные платья-рубахи (курты) и двухслойные шаровары свободного покроя, на голове у молодой девушки должен быть одет платок (хиджаб), покрывающий волосы. Учительница вызвала родителей в школу для разговора с директором.

5. Анализ ситуации и организация обсуждения кейса

Участники деляться на 2 группы: «Генераторы идей» и «Аналитики». 1-я группа определяет 5проблем, заложенных в данной ситуации, не обсуждая, 2ая группа анализирует. В процессе обсуждения составляется «Иерархия проблем».
Да, вы правы, данная ситуация не проста, внутри нее заложены проблемы, без решения которых невозможно найти правильных ответов на сложившуюся ситуацию. К внутренним проблемам ситуации относятся: защита прав ребенка; родительская ответственность; социально-педагогическая деятельность школы; нравственность и социум. Но самой важной проблемой, которую мы должны с вами обсудить и решить является разрешение конфликтной ситуации в процессе интерактивного общения, в ходе которого мы должны в прийти к выводу, какой стиль должен быть в школе: форма или традиционная одежда?

Решение данной проблемы зависит от участников ситуации и решения внутренних проблем. С учетом данных факторов, предлагаю разделиться на четыре дискуссионные группы:

  • представители позиции родителей;
  • представители позиции классного руководителя;
  • представители администрации школы;
  • представители социума (родители, одноклассники).

Примечание: каждой группе выдается напечатанный кейс и необходимая нормативная документация, которая поможет им руководствоваться в планировании деятельности или обосновать свои предложения по решению проблемы

6. Процесс моделирования с использованием метода SWOT-анализа

В ходе обсуждения в таблицу заносятся ответы на вопросы, поставленные в кейсе:

Каждая мини-группа работает с листом решения проблем, пользуясь дополнительными материалами.

Какую главную проблему Вы должны решить? 

Какой важной информацией Вы владеете? (Укажите источники информации) 

Какие дополнительные сведения Вы получили в группе? 

Какие три способа вы знаете для решения проблемы?

Какой способ Вы считаете наилучшим? Почему?

 

Примечания. После обсуждения проблем в мини-группах значимое место занимает дискуссия, в ходе которой можно задавать следующие вопросы.

  1. Проанализируйте ситуацию (состояние участников, мотивационную оценку характера взаимоотношений).
  2. Выделите сильные стороны ситуации.
  3. Выделите слабые стороны ситуации.
  4. Определите угрозы (возможность возникновения конфликта) и возможности.
  5. Выделите педагогическую проблему, которая вырисовывается в данной ситуации

Шаг 4. Решение проблемы мини группой.

Задание: Продумайте решение данной ситуации, напишите варианты решения данной ситуации и аргументируйте выбранные действия.

Время истекло, предлагаю каждой группе представить свое решение. В процессе заслушивания вариантов решения проблемы допускается возможность другим группам задавать вопросы, уточнять, дополнять или ставить предложенное решение под сомнение.

Шаг 5.  Презентация решений и оценка решений по группам.

Примечание. Когда варианты решения проблемы представителями групп озвучены, ведущий плавно переходит к обобщению наработанной информации через организацию дискуссии (дискуссионные вопросы подготовлены учителем заранее).

- Является ли данная ситуация типичной для нашего общества?

- Что послужило причиной сложившейся ситуации?

- Что в данной ситуации можно считать основной проблемой?

- Кто является участниками решения проблемы?

- Каковы их цели?

- Что является основной «проблемой» новой ученицы ?

- От кого из участников ситуации в большей степени зависит положительное решение ситуации?

- Почему ребенок попал в такую ситуацию?

- Что необходимо предпринять каждому из участников ситуации?

- Какие вопросы и проблемы должны быть решены для успешного соблюдения интересов родителей?

- Кто может стать во главе решения данных вопросов и проблем?

- Какие цели у человека, который принимает решение?

- К какому решению должны прийти?

- Какие действия должны быть для этого проделаны?

- Какие последствия могут сопровождать данные действия?

- Как бы вы поступили в сложившейся ситуации на месте Ани?

Шаг 6. «Обратная связь» и рефлексия: оценка участниками собственного вклада в работу всей группы.

7. Подведение итогов. Рефлексия

Упражнение: «Подарок»

Цель: положительное завершение встречи, рефлексия. Передаем по кругу волшебную палочку.

- Давайте подумаем, что Вы могли бы подарить нашей группе, чтобы взаимодействие в ней стало еще эффективнее, а отношения в ней – более сплоченными? Давайте скажем, что каждый из нас дарит группе. Я, например, дарю вам оптимизм и взаимное доверие. Далее каждый из участников высказывается, что он хотел бы подарить группе. Давайте наградим себя за успешное плавание аплодисментами!

8. Рефлексия

- Ну вот, все подарки подарены, игры пройдены, слова сказаны. Вы все были активны, слаженно работали в команде. Спасибо всем за участие!

Вывод. Можно сделать вывод:

  1. во-первых, кейс-метод позволяет погрузить группу в проблемную ситуацию и путем подбора решений найти выход. При этом результатом работы является не только наиболее хорошее решение проблемы, но и сам процесс выработки решения.
  2. Во-вторых, использование кейс-метода обеспечивает высокую активность и личную включенность педагогов при работе с кейсом за счет широкого использования методов активного обучения.
  3. В-третьих, очень важна ориентация на практическое использование полученных знаний, тесная связь содержания кейса с практикой. Этой цели служат и групповые обсуждения и задания, которые педагоги прорабатывают в малых группах.
  4. В-четвертых, кейс-метод позволяет изучить эмоционально сложные ситуации в безопасных условиях, а не в реальной жизни. Участники могут учиться без чувства тревоги за неприятные последствия, которые могут возникнуть при принятии неправильного решения.

Приложение

Презентация

Список используемой литературы и электронных источников:

  1. Давыдовский А.Г., Пищова А.В. Способ системного многомерного анализа педагогических ситуаций // Репозиторий БГПУ.
  2. Опыт работы ст. воспитателя МБДОУ «Детский сад № 95» Еременко О.В. г.Дзержинск.
  3. Материалы педагогического медианара «Кейс-технология как условие продуктивного обучения в условиях реализации ФГОС».
  4. Кораблева А.С. Модерация - современная образовательная технология интерактивного обучения / Сборник «Актуальные проблемы и перспективы развития профессионального образования» – Челябинск, 2015.
  5. Материалы сайта https://www.babyblog.ru/.
  6. Ситуационный анализ или Анатомия кейс-метода / Под ред. Сурмина Ю.П. – Киев: Центр инноваций и развития, 2002.