Цель: знакомство с кейс-технологией педагогов МАОУ СОШ.
Задачи:
- расширить знания участников мастер-класса о методе кейсов и их применении с целью формирования у педагогов МАОУ СОШ профессиональных компетенций;
- создать условия для профессионального общения, самореализации и стимулирования роста творческого потенциала участников мастер-класса;
- повысить профессиональное мастерство и квалификацию участников мастер-класса.
Ожидаемый результат: повышение коммуникативных компетенций педагогов, внедрение в практику работы самих педагогов интерактивных форм работы.
Оснащение: мультимедийное оборудование, раздаточный материал на каждую малую группу (текст кейса, таблицы анализа).
План проведения:
- Приветствие. Упражнение «Ромашка».
- Вхождение в тему. Актуальность выбранной темы.
- Знакомство с понятием кейс-технология.
- Особенности работы с кейсом.
- Практическая поэтапная демонстрация кейс-метода.
- Подведение итогов. Рефлексия. Упражнение: «Подарок».
- Вывод.
Ход работы
1. Приветствие
Добрый день, уважаемые коллеги! Современный мир диктует свои правила. Динамичный ритм жизни задает тон и мы вынуждены действовать, чтобы все успеть и не остановиться в развитии. «Единственный путь, ведущий к знанию – это деятельность» Джордж Бернард Шоу.
Упражнение «Цветок»
У каждого педагога лист бумаги одинаковой формы, размера, качества, цвета. Предлагается вырезать цветок и постараться найти среди остальных цветов точно такую же. Но цветы все индивидуальны. Точно так нет и одинаковых детей, взрослых.
Вывод: все мы разные, с различными способности, возможностями и личностными качествами, но все мы должны быть активными участниками образовательного процесса и уметь договариваться в процессе решения проблемных, значимых вопросах. Прошу помнить это при работе на нашем мастер-классе.
2. Вхождение в тему. Актуальность выбранной темы
В настоящее время происходящие во всем мире изменения значимо усиливают процессы миграции населения. Кардинальное изменение обычных условий жизни, которое вызвано переездом семьи в другой регион или страну, в которой иной язык, другие культурные традиции, приводит к тому, что происходит дезориентация ребенка-школьника из семьи мигрантов, поэтому данная проблема для педагогики становится все более актуальной.
В этой связи актуализируется проблема реализации образования и воспитания детей-инофонов. Задачей ОУ становится не только помощь в адаптации детей-мигрантов в новой среде, но и их родителей с учетом социокультурных, религиозных особенностей, так как возникают совершенно новые проблемы из-за различия традиций и уклада семейной жизни, что приводит к возникновению конфликтов между участниками образовательного процесса. Например, несоответствие официальному стилю одежды, которого требует устав ОУ, различие национальной кухни детей-мигрантов и меню столовой ОУ и т.д.
Формы и методы работы с родителями должны быть направлены на повышение педагогической культуры родителей, на укрепление взаимодействия образовательной организации и семьи, на усиление ее воспитательного потенциала.
Формы взаимодействия с семьей в нашей школе:
- День открытых дверей;
- Семейные проекты;
- Консультационная помощь специалистов;
- Праздники;
- Потребительская конференция;
- Неделя толерантности (День национального блюда, День национального костюма и т.д.)
В рамках мастер-класса я хотела бы познакомить вас с опытом использования кейс-метода и продемонстрировать эффективные приемы работы с кейсом при взаимодействии с родителями детей-инофонов.
В организации такого рода деятельности одной из перспективных технологий обучении становится кейс-технология (case-study). Эта технология представляет собой синтез проблемного обучения, информационно-коммуникативных технологий, метода проектов.
3. Практическая поэтапная демонстрация кейс-метода.
Для успешного внедрения кейс-метода в практику необходимо освоить методику работы. Для понимания кейс-метода каждому из вас я приготовила файл с документами. Предлагаю заглянуть внутрь и познакомиться с содержимым файла. Основу кейс-метода составляет сам кейс - описание конкретной ситуации, техническое задание и источник информации.
4. Знакомство с ситуацией
Случилась такая ситуация - новая ученица из Таджикистана пришла 3 сентября в школу в 7 «Б» класс в традиционной мусульманской одежде, классный руководитель позвонил родителям ученицы с требованием приходить в школу в официальной форме. Родители отнеслись к данному требованию отрицательно, они возмущены, так как их семья очень религиозна. Женщины традиционно носят мусульманскую одежду: носят длинные платья-рубахи (курты) и двухслойные шаровары свободного покроя, на голове у молодой девушки должен быть одет платок (хиджаб), покрывающий волосы. Учительница вызвала родителей в школу для разговора с директором.
5. Анализ ситуации и организация обсуждения кейса
Участники деляться на 2 группы: «Генераторы идей» и «Аналитики». 1-я группа определяет 5проблем, заложенных в данной ситуации, не обсуждая, 2ая группа анализирует. В процессе обсуждения составляется «Иерархия проблем».
Да, вы правы, данная ситуация не проста, внутри нее заложены проблемы, без решения которых невозможно найти правильных ответов на сложившуюся ситуацию. К внутренним проблемам ситуации относятся: защита прав ребенка; родительская ответственность; социально-педагогическая деятельность школы; нравственность и социум. Но самой важной проблемой, которую мы должны с вами обсудить и решить является разрешение конфликтной ситуации в процессе интерактивного общения, в ходе которого мы должны в прийти к выводу, какой стиль должен быть в школе: форма или традиционная одежда?
Решение данной проблемы зависит от участников ситуации и решения внутренних проблем. С учетом данных факторов, предлагаю разделиться на четыре дискуссионные группы:
- представители позиции родителей;
- представители позиции классного руководителя;
- представители администрации школы;
- представители социума (родители, одноклассники).
Примечание: каждой группе выдается напечатанный кейс и необходимая нормативная документация, которая поможет им руководствоваться в планировании деятельности или обосновать свои предложения по решению проблемы
6. Процесс моделирования с использованием метода SWOT-анализа
В ходе обсуждения в таблицу заносятся ответы на вопросы, поставленные в кейсе:
Каждая мини-группа работает с листом решения проблем, пользуясь дополнительными материалами.
Какую главную проблему Вы должны решить? | Какой важной информацией Вы владеете? (Укажите источники информации) |
Какие дополнительные сведения Вы получили в группе? |
Какие три способа вы знаете для решения проблемы? |
Какой способ Вы считаете наилучшим? Почему? |
|
Примечания. После обсуждения проблем в мини-группах значимое место занимает дискуссия, в ходе которой можно задавать следующие вопросы.
- Проанализируйте ситуацию (состояние участников, мотивационную оценку характера взаимоотношений).
- Выделите сильные стороны ситуации.
- Выделите слабые стороны ситуации.
- Определите угрозы (возможность возникновения конфликта) и возможности.
- Выделите педагогическую проблему, которая вырисовывается в данной ситуации
Шаг 4. Решение проблемы мини группой.
Задание: Продумайте решение данной ситуации, напишите варианты решения данной ситуации и аргументируйте выбранные действия.
Время истекло, предлагаю каждой группе представить свое решение. В процессе заслушивания вариантов решения проблемы допускается возможность другим группам задавать вопросы, уточнять, дополнять или ставить предложенное решение под сомнение.
Шаг 5. Презентация решений и оценка решений по группам.
Примечание. Когда варианты решения проблемы представителями групп озвучены, ведущий плавно переходит к обобщению наработанной информации через организацию дискуссии (дискуссионные вопросы подготовлены учителем заранее).
- Является ли данная ситуация типичной для нашего общества?
- Что послужило причиной сложившейся ситуации?
- Что в данной ситуации можно считать основной проблемой?
- Кто является участниками решения проблемы?
- Каковы их цели?
- Что является основной «проблемой» новой ученицы ?
- От кого из участников ситуации в большей степени зависит положительное решение ситуации?
- Почему ребенок попал в такую ситуацию?
- Что необходимо предпринять каждому из участников ситуации?
- Какие вопросы и проблемы должны быть решены для успешного соблюдения интересов родителей?
- Кто может стать во главе решения данных вопросов и проблем?
- Какие цели у человека, который принимает решение?
- К какому решению должны прийти?
- Какие действия должны быть для этого проделаны?
- Какие последствия могут сопровождать данные действия?
- Как бы вы поступили в сложившейся ситуации на месте Ани?
Шаг 6. «Обратная связь» и рефлексия: оценка участниками собственного вклада в работу всей группы.
7. Подведение итогов. Рефлексия
Упражнение: «Подарок»
Цель: положительное завершение встречи, рефлексия. Передаем по кругу волшебную палочку.
- Давайте подумаем, что Вы могли бы подарить нашей группе, чтобы взаимодействие в ней стало еще эффективнее, а отношения в ней – более сплоченными? Давайте скажем, что каждый из нас дарит группе. Я, например, дарю вам оптимизм и взаимное доверие. Далее каждый из участников высказывается, что он хотел бы подарить группе. Давайте наградим себя за успешное плавание аплодисментами!
8. Рефлексия
- Ну вот, все подарки подарены, игры пройдены, слова сказаны. Вы все были активны, слаженно работали в команде. Спасибо всем за участие!
Вывод. Можно сделать вывод:
- во-первых, кейс-метод позволяет погрузить группу в проблемную ситуацию и путем подбора решений найти выход. При этом результатом работы является не только наиболее хорошее решение проблемы, но и сам процесс выработки решения.
- Во-вторых, использование кейс-метода обеспечивает высокую активность и личную включенность педагогов при работе с кейсом за счет широкого использования методов активного обучения.
- В-третьих, очень важна ориентация на практическое использование полученных знаний, тесная связь содержания кейса с практикой. Этой цели служат и групповые обсуждения и задания, которые педагоги прорабатывают в малых группах.
- В-четвертых, кейс-метод позволяет изучить эмоционально сложные ситуации в безопасных условиях, а не в реальной жизни. Участники могут учиться без чувства тревоги за неприятные последствия, которые могут возникнуть при принятии неправильного решения.
Список используемой литературы и электронных источников:
- Давыдовский А.Г., Пищова А.В. Способ системного многомерного анализа педагогических ситуаций // Репозиторий БГПУ.
- Опыт работы ст. воспитателя МБДОУ «Детский сад № 95» Еременко О.В. г.Дзержинск.
- Материалы педагогического медианара «Кейс-технология как условие продуктивного обучения в условиях реализации ФГОС».
- Кораблева А.С. Модерация - современная образовательная технология интерактивного обучения / Сборник «Актуальные проблемы и перспективы развития профессионального образования» – Челябинск, 2015.
- Материалы сайта https://www.babyblog.ru/.
- Ситуационный анализ или Анатомия кейс-метода / Под ред. Сурмина Ю.П. – Киев: Центр инноваций и развития, 2002.