Арабский фольклорный танец как возможность для расширения репертуара хореографического коллектива

Разделы: Дополнительное образование


Арабо-мусульманская культура не создала пластических искусств — живописи и скульптуры в европейском или античном понимании искусства. Ведь ислам отрицательно относился к изображению любого живого существа. Наряду с этим, Ислам, как религия, не запрещал пение и танцы, однако, совместное танцевание мужчин и женщин порицалось. А вот танец жены перед мужем приветствовался, не запрещалось также обучение танцам и танец женщин среди женщин.

Традиционно с древнейших времен на Востоке существовала практика приобщения к танцу живота девочек с раннего возраста, тренировавшая их брюшные мышцы, что имело большое значение впоследствии, когда подросшая девочка готовилась стать женщиной и матерью.

Наиболее существенное влияние на развитие народного танца арабского Востока оказали следующие два стиля: Ghawazee и Baladi. Танцовщики Ghawazee были кочевниками. Их как раз и называют в Западном мире цыганами. Во время своих путешествий они впитывали местные традиции, включая и стили танца. Как результат в то время, когда они жили в Египте, их танец оказывал влияние в Турции, Северной Африке, Персии и других странах Востока.

Как вид танцевального искусства арабский фольклорный танец имеет более пятидесяти направлений. Каждая из стран региона, а их более 20, имеет несколько наиболее известных наименований, разновидностей фольклорного танца. Например, Это Халиджи, Бандари, Саиди, Дабка, Каулия, Мувашахад, Искандарани, Фалляхи, Шааби, Зар, Сива, Хаггала и др.

Обучение арабскому фольклорному танцу - сравнительно новое направление. Печатных материалов по арабскому фольклорному танцу мало, практически вся ценная информация передаётся педагогам при обучении на мастер-классах с носителями восточной культуры. На данный момент не существует общепризнанных методик обучения арабскому фольклорному танцу, поэтому каждый педагог является по-своему экспериментатором, в том числе и в выборе репертуара. Тем не менее, многообразие фольклорных стилей и современных направлений арабского танца позволяет педагогу подобрать репертуар, соответствующий физическим особенностям исполнителя любого возраста.

Тем не менее, при знакомстве со спецификой арабского танца, учащиеся:

Получают представление об особенностях формирования культуры стран Арабского востока;

Восток – один из ключевых регионов, играющий существенную роль в мировой культуре, - именно в постоянных контактах с мусульманской культурой развивалась европейская культура.

В хореографии Арабский танец оказал огромное влияние на испанский, арабские Дабки очень заметно дополнили и видоизменили групповые танцы Балкан.

Изучают историю возникновения и формирование современных интерпретаций фольклорного танца;

Народный танец Арабского Востока появился в цивилизации Хиттида, в Тибете, примерно 11 тыс. лет назад. Вскоре, в несколько упрощенном виде, танец начал своё путешествие по миру.

Наиболее существенное влияние на развитие народного танца арабского Востока оказали следующие два стиля: Ghawazee и Baladi. Танцовщики Ghawazee были кочевниками. Их как раз и называют в Западном мире цыганами. Во время своих путешествий они впитывали местные традиции, включая и стили танца. Как результат в то время, когда они жили в Египте, их танец оказывал влияние в Турции, Северной Африке, Персии и других странах Востока.

Отдельные направления арабского фольклорного танца были практически полностью утрачены и восстанавливались по крупицам. Так, благодаря усилиям известнейшего египетского хореографа Махмуда Реды увидели свет Искандарани и Мувашахад.

Знакомятся с основными стилями и направлениями фольклорного танца;

Причем на каждом этапе обучения добавляется также информация об определенных направлениях арабского танца. Так, для детей разумным выбором является Нубийский танец, Бамбути, Межансе, Саиди, Дабка; в подростковых группах изучают Балади, Халиджи, Хаггалу, Фалляхи, Искандарани, в группах для взрослых – Каулию, Зар, Шамадан, Шааби и др.направления. В результате формируются определенные знания о различных стилях танца, характерных для них движений, манере исполнения, музыкальных ритмах, а также приобретаются навыки использования принятых для конкретного вида танца аксессуаров

Приобретают навыки использования дополнительных средств визуальной аттракции:

Это Мелайя (длинный шарф) для Александрийскго танца, сагаты для стиля цыган Гавайзи, трость для Саиди, Шамадан – головной убор со мнодеством рожков для свечей для одноименного танца, четки для Дабки, небольшие платки для Мувашахада и т.д.

Достижение хороших результатов в обучении обусловлено знанием ритмов традиционной музыки стран арабского востока. В работе над постановками большое значение имеет знание перевода и значения песен, под которые исполняются хореографические композиции. Обязательными модулями обучения арабскому танцу являются:

1. Общая хореографическая подготовка.

2. Изучение базовой техники восточного танца.

3. Изучение усложненной, сложной и мелкой техники.

Таким образом, проблему выбора репертуара возможно решить исключительно зная и учитывая возрастные, психологические, физические особенности участников той или иной группы, а также уровень подготовки обучающихся.

Одно остается неизменным: восточный танец использует естественные положительные эмоции, энергию и ритм, которые доступны всем, он способствует пониманию себя, своей сущности и как следствие, раскрепощает и снимает зажимы, таким образом, служит терапевтическим средством на эмоциональном и телесном уровне.