Цель: вовлечение воспитанников и членов их семьи в деятельность и общение.
Задачи:
- развивать способность и потребность осваивать окружающий мир путём изучения культурного наследия;
- способствовать приобщению к истокам народной культуры, эстетическому созерцанию и сопереживанию.
Гостей встречает Хозяйка:
Избы были на Руси тёплые, добротные.
Ставеньки резные,
Лавки расписные.
Всех гостей тот дом вмещал,
Весел был и стар, и мал.
Открываем мы свой дом,
Пахнет в доме стариной.
Всех гостей мы приглашаем.
Проходите, проходите!
На убранство поглядите.
В любую избу зайди и увидишь красный угол. В старину слово «красный» означало: красивый, главный, торжественный. Здесь висели иконы. Рядом размещался стол и лавки. В красный угол приглашали самых почётных гостей.
Хозяйка русской избы гостей к самовару приглашает сладким чаем угощает.
Наша Хозяюшка в дому.
Что оладушек в меду.
Она подает, она прибирает,
Одним-одна за все отвечает.
Печь топит, обед готовит.
В старину еду готовили в чугунках, в них еда долго не остывала.
Есть у нашей хозяюшки предметы-помощники.
Угадайте, о чём говорится в загадке!
Рогат, да не бык, хватает да не ест.
Людям отдает, а сам на отдых идет.
Что это? (Ухват).
В берестяных туесах хранила хозяйка, и мёд, и муку.
Собирала в них ягоды и грибы.
семье, у каждого была своя ложка, которую вырезали из дерева.
Молоко, квас, морс наливали в кувшин, который назывался - крынкой.
В стародавние времена большинство предметов изготавливали из дерева и глины. Украшали их росписью и резьбой. У хорошей хозяйки и посуда красавица!
Девочек очень рано с 8-9 лет начинали учить рукоделию.
О пряхах в народе складывались поговорки:
- У ленивой пряхи и для себя нет рубахи.
- Будешь хорошо прясть - хорошо оденешься.
Из пряжи вязали носки, варежки, тёплые вещи.
А складывали вещи в сундук.
Обратите внимание на самотканые коврики - их делали своими руками.
Долгими зимними вечерами горела на столе свеча, позже – керосиновая лампа - ведь электричества не было.
Для нагрева утюга внутрь помещали горячие угли.
Для новорожденного ребенка к потолку подвешивали люльку. Тихонько покачивая, убаюкивали его под колыбельную песенку.
Много работали наши предки, но находилось время для веселья и забав. Игры, прибаутки, народные песни сопровождались игрой на музыкальных инструментах.
Балалайка – исконно русский народный инструмент.
В целом мире звонче нет
Пели под неё, плясали
Веселились, и вздыхали
В праздники под ахи, охи
Потешались скоморохи.
В мини-музее воссоздана уютная обстановка русской избы.
Экспонаты музея востребованы при организации народных праздников и развлечений. Использование предметной среды мини-музея дает возможность решать задачи художественного развития детей, знакомства с народными промыслами, что вызывает у детей интерес к истории и культуре русского народа.
Умный сильный наш народ
Свою землю бережет!
А преданья старины
Забывать мы не должны!
Историю своей страны,
Конечно, дети знать должны!
Изба - начало и основа.
Ведь все всегда идет из дома.
Изба! В ней все так интересно.
И побывать в ней так чудесно!
Приходите гости к нам, очень рады мы гостям!!!
Список литературы
- Горбатова И.И. Первые шаги в мир культуры: дети и музей / И.И.Горбатова // Обсерватория культуры. – 2009. - № 1. – С. 70-77.
- Платонова О.В. Искусство взаимоотношений: Основные принципы построения продуктивных отношений с детьми в рамках студийно-экспозиционной работы в музее / О.В.Платонова. – СПб., 2007. – 60 с. : ил. (88.8 П37 к883359 кх)
- Шевкунова Е. «Музей и дети»: педагогический аспект региональной программы / Е.Шевкунова, Л.Власова, Е.Иванова // Дошкольное воспитание. – 2009. - № 4. – С. 59-65.