Мотивация обучающихся к участию в проектной деятельности

Разделы: Технология

Классы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11

Ключевые слова: проектная деятельность, проект


Проектная деятельность прочно вошла в образовательную среду.

Но как мотивировать детей? Как увлечь занятиями проектной деятельностью? Иногда обучающиеся активно включаются в работу над проектом, но интерес снижается с появлением трудностей и необходимостью проявлять самостоятельность.

С вопросом о том, как мотивировать обучающегося в ходе выполнения проекта, мы неоднократно сталкивались на заседаниях городского методического объединения учителей технологии, руководителем которого я являюсь. Почему мы говорим о мотивации? Потому что именно мотив становится локомотивом всей работы обучающегося. Ведь простая оценка носит кратковременный характер. Получил «5» - порадовался, получил «2» - поплакал.

Наличие мотивации проявляется в самостоятельности, активности, инициативности, работоспособности ученика, его умении преодолевать препятствия и затруднения в ходе выполнения проекта. Отсутствие мотивации главным образом проявляется в скуке и безынициативности, в рассеянности и забывчивости, слабом волевом контроле.

Вызвать и сохранить привлекательность проекта для обучающегося поможет работа по выявлению и осознанию актуальных для ребенка интересов.

Мы считаем, что не только вхождение в проект, но и результат проекта может стать мотивирующим.

Все проекты в нашей школе в обязательном порядке становятся частью образовательной среды.

Проект «Сказки народов» - размещен на 1 этаже (используется как наглядный материал дошкольниками), проекты «Звездное небо», «Хантыйские орнаменты» (информационно-практический материал для уроков «Окружающий мир», «Астрономия», «Технология»), для проекта «Сценический образ - народный костюм» сшиты костюмы для выступлений. В большом школьном проекте волонтерского движения «Дом без одиночества» реализованы мини-проекты «Подарки бабушкам и дедушкам» на праздники: 8 марта, 23 февраля, 9 мая, Новый год, День пожилых людей и другие. В нашем городе находиться «Специальный дом для одиноких престарелых» и в рамках проекта волонтерского движения дети выполняли своими руками подарки для них.

На этапе «вхождения» в проект при необходимости может быть проведена психолого-педагогическая диагностика интересов и склонностей обучающегося. Однако мотивация проектной деятельности зависит от действия самых разных факторов, которые могут разворачиваться в процессе осуществления проекта. Ее сохранение и поддержание – самостоятельное поле профессионального внимания педагога на протяжении всего процесса выполнения проектной деятельности обучающимся.

Нельзя заменять проект псевдо проектом. Прочитал сообщение на тему – защитил проект. Нет! Именно эту ошибку не стоит совершать.

При определении темы мы обязательно обсуждаем, каким будет результат, кому он пригодится, где и кем будет востребован?

В 2014 году в школе началась разработка проектной иди «Музей Мира». Каждый класс определял для себя направление, рассматривались все идеи.

Нашему ШМО досталась работа по изготовлению национальных кукол. В проекте были задействованы и девочки, и мальчики. Мальчики делали заготовки кукол, девочки шили костюмы, делали лица. И результат – МОЯ кукла будет стоять в Музей ни день, ни неделю! Годы… и каждый будет видеть, что это мой кукла. Авторство сохраняется. Родители тоже об этом знают. Захочется ли ребенку и педагогу, чтобы их изделие было хуже, чем у остальных? Именно результат и становится главным мотивом. По окончании проекта дети еще часто сами показывают своё изделие. На мероприятии «Успех +» родители получают «Благодарственные письма» и тоже видят результат. При этом помощь родителей приветствуется, ведь цель проекта – не только в продукте, но и в развитии положительных личностных качеств, в том числе отношений в семье.

На сохранение мотивации может повлиять длительность выполнения проекта. В начальной школе ученики осваивают основы проектной деятельности. Проектная деятельность существует еще не в полной форме, это проектные задачи (по Воронцову А.Б.), короткие творческие задания, микро-проекты (по Поливановой К.Н.). Проектная деятельность организуется внутри учебной работы класса, по одному или (существенно реже, по мере развития традиций проектирования) по нескольким учебным предметам, носит преимущественно групповой характер. В «Музей Мира» учащиеся начальных классов готовили поделки «МИР ХМАО».

В 5–6-х классах выполняют относительно короткие (не более двух недель) творческие задания, требующие работы в одной предметной области под руководством одного педагога, проектные задачи как набор заданий, направленных на поиск лучшего пути достижения результата в виде реального продукта. В проектах «Топиарий», «Хантыйские орнаменты», «Подарки бабушкам и дедушкам» учащиеся выполняли мини-проекты.

К окончанию 8-го класса обучающийся должен быть подготовлен к выполнению индивидуального проекта. В 9-м классе выполняется проект, рассчитанный на четверть, семестр (в исключительных случаях – на учебный год, но тогда проект должен быть разделен на этапы). В 10-м классе может планироваться проект, который будет реализовываться в течение года. Понятно, что заранее планируются даты обсуждения хода работ по проекту. Они могут быть скорректированы в соответствии с индивидуальными возможностями обучающегося, в том числе наличием или отсутствием дефицитов в развитии УУД.

Как показывает практика, родители могут демонстрировать следующие позиции. Первая – делают все за ребенка, который в этом случае выступает простым наблюдателем. Вторая позиция – отстраненная. Уже сами родители становятся наблюдателями. Иногда при этом они берут на себя роль критика, замечают неудачи и выражают свое недовольство, что, конечно, негативно сказывается на активности ребенка и его стремлении к выполнению проекта. Поэтому работа классного руководителя, учителя –предметника должна быть правильной. Родители с адекватной позицией могут высказывать предложения, проявляя инициативу, само же выполнение предлагают ребенку. Поддерживают ребенка, могут какую-то часть выполнения проекта взять на себя, продемонстрировать какие-то умения, но в целом не делают за ребенка то, что он сам выполнить в состоянии. Они скорее выступают вдохновителями проекта, выражая заинтересованность в сотрудничестве.

На уровне основного общего образования хороший мотивирующий эффект имеют совместные проекты обучающихся. Подростковый возраст, как известно, характеризуется эмансипацией, появлением более выраженной ориентации на сверстников. Отношения с ними являются важным фактором социализации, в том числе они способны значимо влиять на отношение к проектной деятельности ее участников. Групповые проекты способствуют более эффективному формированию УУД, эмоциональному «заражению» содержанием проекта от более мотивированных участников проекта, усилению мотивационного ресурса проекта за счет привлекательности сотрудничества, взаимодействия подростков друг с другом, передачи эффективных приемов работы над проектом, стимуляции мыслительной деятельности обучающихся.

Дети – люди увлекающиеся, поэтому работу начинают с желанием, энтузиазмом, но, сталкиваясь с трудностями (большой объем информации, которую нужно найти, проанализировать, систематизировать, провести исследования, не всегда хватает умений и навыков работы на компьютере), могут бросить работу над проектом. Педагогу в этой ситуации следует учитывать уровень сформированности УУД, достигнутых обучающимся к моменту выполнения проекта предметных и метапредметных результатов, которые требуют адекватной педагогической поддержки с учетом возраста обучающегося, его готовности к реализации проекта. Деятельность «не по возрасту», в ситуации к неготовности (к примеру, не сформированность целеполагания, планирования, отсутствие навыков работы с информацией, функций контроля и оценки и др.) блокируют мотивацию. Она сохраняется, когда сложность задач соответствует возможностям ученика или чуть превышает их. Поддержка мотивационной готовности в этом случае может быть обеспечена за счет «зондирования» процесса выполнения проекта, получения обратной связи, прояснения ситуации с выполнением плана работ по проекту. Сделать это можно и организуя консультации, в том числе групповые, с участием сверстников. Цель этих мероприятий – получение обратной связи о ходе выполнения проекта, запуск рефлексивных процессов при неудачах, корректировка выполнения проекта. Чем ниже уровень готовности к проектной деятельности ученика, тем более частыми должны быть консультации для сохранения мотивации выполнения проекта. Смысл консультаций для учителя – получение информации о ходе выполнения проекта, о характере затруднений, если они возникают. Для ученика – это осознание (в диалоге) с помощью учителя, других обучающихся своих проблем, корректировка плана выполнения проекта, что обеспечивает адекватную оценку своих трудностей и собственных возможностей в качестве значимого мотивирующего фактора. Если педагог увидит при этом, что ученики ставят нереально высокие цели, его задача – предложить им альтернативу, сформулировать вместе с ними достижимые цели. Самая большая проблема для учителя – не превратиться в ментора, диктующего свою волю, или, наоборот, взвалить на себя всю работу, оставив детям самый минимум.

Педагогическая поддержка может выражаться в актуализации разных стилей общения. Это может быть инструктаж, когда учитель дает четкие указания, предоставляет алгоритм действий или объяснение, которое сопровождается обоснованием учителем каждого шага. Наконец, учитель может прибегнуть к «развивающему» стилю, при котором педагог не дает готовых ответов, а только подталкивает к решению задач.

Приведем примеры развивающих вопросов: «Каким образом можно решить эту задачу?», «К каким источникам следует обратиться в первую очередь?», «Как ты оцениваешь проделанные шаги по реализации целей (задач) проекта?». Развивающие вопросы – это знак «главной дороги» в педагогическом общении. Система развивающих вопросов позволяет определить реальный план действий, помогает обучаемому понять его, что, в свою очередь, способствует формированию ответственного отношения к делу, сохранению и поддержанию мотивации. Содержание и порядок развивающих вопросов позволяют педагогу активно управлять диалогом.

Важно понимать, что стиль педагога актуализирует определенную позицию ученика, взращивает ее.

Помощь педагога должна идти в следующей последовательности: развивающий вопрос, объяснение, развитие. Если «не срабатывает» вопрос развивающий – следует переходить к объяснению и обоснованию, в случае неудачи – переходить к подробным инструкциям.

Таким образом, мотивировать, сохранять интерес к выполняемой деятельности в большой степени может стиль педагога, который обозначен выше как развивающий, который ориентирован на самостоятельность ребенка, актуализацию его субъектных качеств, понимание себя, своих затруднений и своих возможностей. Однако иногда могут потребоваться и объяснения, и рекомендации.

Как видим, мотивационную готовность к проектной деятельности определяют достаточно много факторов. Она не является проблемой только начала выполнения проекта. В поле внимания педагога должны быть не только интересы детей, но и точность формулировки темы проекта, работа по осмыслению ребенком социальной значимости проекта, стиль общения педагога, организация обратной связи, зондирование хода выполнения проекта, обеспечение доступного уровня самостоятельности при выполнении проекта, учет значимого для ребенка окружения, длительности выполнения проекта в соответствии с возрастом ребенка. Ищущий и творческий педагог, вероятно, сможет найти и более широкий спектр мотивирующих ребенка факторов.