Проблема обеспечения психологической безопасности дошкольников

Разделы: Работа с дошкольниками, Работа с родителями

Класс: д/с

Ключевые слова: психологическая безопасность дошкольников


Жизнь в современном обществе предполагает постоянное наличие различных факторов, представляющих угроз для человека, его физического и психологического здоровья. Психологическое здоровье как показатель сохранности психических процессов и механизмов, согласно определению Всемирной организации здравоохранения, представляет собой «Состояние благополучия, при котором человек может реализовать свой собственный потенциал, справляться с обычными жизненными стрессами, продуктивно и плодотворно работать, а также вносить вклад в жизнь своего сообщества».

Актуальность проблемы, поиска путей сохранения психологического здоровья детей связана с тем, что для детской популяции сегодня характерна неутешительная статистика по его основным показателям. Современные исследователи констатируют низкий уровень тревожности, наличие в той или иной мере выраженного благополучия. Все это приводит к нарушению закономерностей развития самосознания, к проблемам во взаимодействии со сверстниками, обострению проблем общения в семье.

В связи с исследованием проблемы сохранения психического здоровья детей чаще всего используется понятие «психологическая безопасность». Согласно определению Р.В.Агузумцян и Е.Б.Мурадян, психологическая безопасность - это «такое состояние, когда обеспеченно успешное психическое развитие ребенка и адекватное отражаются внутреннее и внешнее угрозы его психическому здоровью».

Актуальность проблемы психологической безопасности детей стала осознаваться лишь в последнее десятилетие. Современными исследователями психологическая безопасность рассматривается как важнейший фактор развития ребенка, обеспечение его безопасности. Она является одной из базовых составляющих безопасности человека и выражается совокупностью защитных реакций в каждом конкретном случае.

«Под психологической безопасностью на уровне локальной среды обитания человека (семья, друзья, ближайшее окружение), - отмечают Р.В.Агузумцян и Е.Б.Мурадян, - подразумевается состояние среды, свободное от проявлений психологического насилия, способствующие удовлетворению основных потребностей в личностно-доверительном общении и, как следствие, обеспечивающее психологическую защищенность ее участников». Ребенок «может развиваться только в среде определенными параметрами, и одним из самых существенных является психологическая безопасность». Важнейшей функцией психологической безопасности среды является обеспечение психического здоровья включенных в нее участников.

Несомненно, центральную роль в процессах формирования чувства безопасности у ребенка играют родители и семейная среда. Семья обеспечивает базисное чувство безопасности, гарантирую безопасность ребенка при взаимодействии с внешним миром, при освоении новых способов его исследования и реагирования. Кроме того, «близкие являются для ребенка источником утешения в минуты отчаяния и волнений».

Важно подчеркнуть, что потребность в безопасности редко выступает как активная сила. Она становится доминирующей при возникновении неблагоприятных, угрожающих условий. Среди источников угрозы психологической безопасности условно выделяют две группы: внутренние и внешние.

Внутренними источниками угрозы психологической безопасности могут стать привычки негативного поведения, осознание ребенком своей не успешности, отсутствие автономности, зависит от самого взрослого. В основе разного рода нарушений могут лежать индивидуально - личностные особенности ребенка и патологий физического развития.

Внешние источники угрозы психологической безопасности делятся на физические и социальные. Физические источники угрозы связаны с неблагоприятными условиями жизнеобеспечения (недостаточная длительность пребывания ребенка на свежем воздухе, несоблюдение гигиенических требований к содержанию помещений, питанию, режиму), враждебностью окружающей среды (ограниченный доступ к игрушкам, необоснованные запреты и др.). К социальным источникам угрозы психологической безопасности относят следующие: манипулирование детьми, нескладывающиеся межличностные отношения со сверстниками, интеллектуально-физические и психоэмоциональные перегрузки, преобладание у взрослых авторитарного стиля общения, отсутствие понятых ребенку правил, регулирующих его поведение в обществе, информация, которая вводит ребенка в заблуждение.

Длительное воздействие на ребенка различных источников угрозы психологической безопасности может привести к возникновению стрессового состояния, стойким нарушением не только в здоровье, но и в личностном развитии детей. Чаще всего причиной подобных нарушений в дошкольном возрасте становятся особенности семейного воспитания.

Острота проблем семейного воспитания сегодня связана с падением ценности родительства, преобладанием неполных семей, увеличением количества семей, испытывающих финансовые трудности, относимых к группе социального риска. У современных родителей нередко наблюдается нежелание вникать в проблемы ребенка, негармоничный стиль воспитания, перенос личностных и психологических проблем на детей. Следствием такого положения дел становится психологическая незащищенность дошкольников, повышается уровень страхов, агрессивности и тревожности, снижаются защитные функции детского организма, появляются значимые трудности в развитии самосознания.

Психологические причины отклонений в семейном воспитании различны. Наиболее распространенные - личностные особенности, низкая общая и педагогическая культура родителей. Поскольку уровень психологической безопасности ребенка напрямую зависит от уровня готовности родителей обеспечивать ему психологическую безопасность. Осуществлять соответствующее педагогическое воздействие, важнейшей задачей дошкольного учреждения является разработка системы общей и индивидуальной помощи семьям.

Педагогическое сопровождение в русле рассматриваемой проблемы необходимо реализовывать при учете типологии семьи и стиля семейного воспитания. Без опоры на необходимую информацию невозможно грамотно выстроить психолого-педагогические мероприятия по поддержанию необходимых ребенку условий жизни, гармоничного и безопасного развития.

Педагогическое сопровождение включает в себя обучение и консультирование родителей, вовлечение в работу по реализации основной общеобразовательной программы дошкольного образования, планированию образовательного процесса, созданию комфортной среды дома и учреждения. В педагогическое сопровождение семьи также входит информирование родителей о развитии ребенка, имеющихся трудностях и перспективах, совместное оценивание промежуточных результатов взаимодействия двух институтов воспитания.

Важная составляющая педагогического сопровождения при решении задач обеспечения психологической безопасности дошкольников - организация различных видов совместной деятельности детей и родителей, развитие детско-родительских отношений.

Основная задача педагогического сопровождения семьи - помочь родителям научиться обеспечивать психологическую безопасность детей, не подавляя их естественную любознательность, открытость и доверие к миру, не напугать их и подготовить к полноценной жизни.