Ролевые игры являются одним из приёмов создания искусственно-иноязычного окружения на занятиях по иностранному языку. Рассмотрим более подробно ролевые игры. Существуют следующие виды ролевых игр:
1) Контролируемая ролевая игра – более простой вид ролевой игры. Она может быть построена на основе диалога или текста.
В первом случае учащиеся знакомятся с базовым диалогом и отрабатывают его. Затем вместе с преподавателем они обсуждают содержание диалога, прорабатывают нормы речевого этикета и лексику. После этого преподаватель предлагает учащимся составить свой вариант диалога, опираясь на базовый и используя написанные на доске опоры (опоры можно заранее заготовить на карточках и раздать учащимся). Новый диалог может быть похож на базовый, но в нем необходимо использовать другое наполнение, другую форму вопросов и ответов. Составленный диалог может быть короче или длиннее базового. Кроме того, по мере необходимости преподаватель может давать инструкции по ходу ролевой игры.
Второй вид контролируемой ролевой игры - ролевая игра на основе текста. В этом случае после знакомства с текстом преподаватель может предложить одному из учащихся сыграть роль какого-либо персонажа из текста, а другим учащимся — взять у него интервью. Причем учащиеся-репортеры могут задавать не только те вопросы, ответы на которые есть в тексте, но и любые другие, которые их интересуют, а учащийся, исполняющий роль персонажа, может проявить свою фантазию при ответе на эти вопросы. Как и в первом случае, преподаватель может давать инструкции, помогая учащимся по ходу ролевой игры.
2) Более сложной является умеренно контролируемая ролевая игра, в которой участники получают общее описание сюжета и описание своих ролей. Проблема заключается в том, что особенности ролевого поведения известны только самому исполнителю. Остальным участникам важно догадаться, как поведет себя их партнер, и суметь правильно среагировать.
3) Наиболее сложными являются свободная и длительная ролевые игры, открывающие простор для инициативы и творчества.
Что касается свободной ролевой игры, то при ее проведении сами учащиеся должны решить, какую лексику им использовать и каким будет ход событий. Преподаватель только называет тему ролевой игры, а затем просит учащихся составить различные ситуации, затрагивающие различные аспекты данной темы. Также преподаватель может разделить аудиторию на группы и предложить каждой группе выбрать тот аспект предлагаемой темы, который им наиболее близок. При этом, если потребуется, он помогает учащимся в распределении ролей и в обсуждении того, что необходимо сказать по выбранной ситуации, или оказать какую-то другую помощь.
В ролевой игре необходимо различать сюжет и содержание.
Сюжет игры — это та область действительности, которая воспроизводится учащимися в игре. Сюжеты игр могут быть очень разнообразными, но они должны отражать конкретные условия из жизни, т.е. в игре используются определенные реальные (или приближенные к ним) ситуации.
Содержание игры — это то, что воспроизводится учащимися в качестве центрального характерного момента деятельности и отношений в реальной действительности, например, в трудовой или общественной жизни. В содержании ролевой игры выражено более или менее глубокое проникновение учащегося в предлагаемую ситуацию, которая может отражать, например, лишь внешнюю сторону человеческой деятельности — только то, с чем действует человек, или отношения человека к своей деятельности и другим людям.
Широко известны такие игры, как "Суд", "Дискуссия", "Выборы" и др. Игра позволяет приблизить обстановку учебного процесса к реальным условиям порождения потребности в знаниях и их практическом применении, что обеспечивает личностную, познавательную активность учащихся.