Сказкотерапия как средство профилактики и коррекции состояния психоэмоционального напряжения у дошкольников

Разделы: Работа с дошкольниками

Класс: д/с

Ключевые слова: сказкотерапия


Нам выпало жить в непростое время. Стрессы, неблагоприятная экологическая обстановка привели к тому, что в последние годы заметно увеличилось число детей – дошкольников с отклонениями в состоянии здоровья, в том числе и психического. В усложненных условиях реальности возникает состояние психоэмоционального напряжения (далее - ПЭН), которое вызывает резкое усиление деятельности гормональной системы, сбои в работе внутренних органов, в психической сфере – ухудшение памяти, снижение внимания, волнение, тревогу, отклонения в поведении. А поскольку дошкольный возраст - период эмоционально-практического освоения мира, проблема профилактики и коррекции ПЭН стала наиболее актуальной в работе по здоровьесбережению наших воспитанников.

С целью профилактики ПЭН в своей практике я начала использовать метод сказкотерапии, так как сказка не только позволяет лучше понять детей, обучать и воспитывать их, но и лечит, став эффективным, полезным и очень приятным лекарством. Сказка даёт мне, как психологу, возможность найти общий язык с ребенком, помочь ему преодолеть первые трудности. Часто бывает сложно выяснить, что конкретно тревожит ребенка. Вот тут и приходит на помощь сказкотерапия, ведь ребенку легче рассказать о том, что беспокоит не его, а далекого сказочного героя. И, самое главное, в результате сказкотерапии ребенок чувствует поддержку и неравнодушие взрослых, которые находятся рядом с ним.

Сказку, как лекарство, я применяю с 4-х летнего возраста, потому, что результативным средством воздействия сказкотерапия становится только тогда, когда человек четко осознает отличие сказки и выдумки от жизни и реальности. А у ребенка это осознание начинается как раз на рубеже 4-х лет.

В своей практике использую художественные, авторские и психокоррекционные сказки. Все они помогают решить главную задачу - профилактики и коррекции состояния ПЭН у дошкольников.

Методы сказкотерапии можно разделить две группы: рассказывание сказки взрослым и рассказывание сказки ребенком.

При выборе из богатейшей фольклорно-литературной сокровищницы подходящей сказочной истории, руководствуюсь индивидуально-личностным подходом к каждому ребенку. Это помогает выбрать сказку, наиболее понятную ребенку и близкую ему по проблематике.

Слушая правильно подобранную сказку, ребенок проводит параллель между собой и сказочным героем, сравнивает себя с ним. Он начинает понимать, что такие же переживания, как у него, бывают и у других, А пример сказочного героя подсказывает ему выход из сложившейся ситуации и то, как именно нужно бороться со своими страхами и проблемами.

Очень интересные выводы можно сделать, просто зная, какая сказка у ребенка самая любимая. Если ребенку нравится сказка, значит, она затрагивает именно те проблемы, которые на данном этапе развития являются важнейшими для него, отражая его способности, черты характера и восприятие действительности. По сути, любимая сказка – это модель жизни человека, вернее, то, какой бы он хотел ее видеть в идеале. Поэтому я обязательно выясняю, что привлекает ребенка в сюжете его любимой сказки.

Авторские психологические (или терапевтические) сказки – это особые сказки. Обычно их пишут психологи, но могут придумывать и рассказывать и воспитатели, и мама с папой специально для своего ребенка. Авторские сказки, несмотря на присутствующее в них волшебство, по сути, являются рассказами о тех жизненных ситуациях, в которых может оказаться человек, и о чувствах, связанных с ними. Они ориентированы на решение определенной проблемы или избавление от конкретного страха, поэтому лишь правильно подобранные истории нужным образом действуют на личность ребенка.

Наиболее эффективной стала работа по коррекции ПЭН на основе авторских сказок Нины Пудовой, Людмилы Коротковой. В книги включены сказки, позволяющие охватить весь спектр проблем, связанных с состоянием ПЭН у детей, а также помогающих нам, взрослым, поговорить с детьми об их проблемах в непринужденной форме.

После чтения сказки провожу беседу по её содержанию и анализ, включающий нравственный урок и воспитание добрых чувств, на втором этапе - собственно психокоррекционную работу. Психокоррекция происходит через проигрывание эпизодов сказки, ответы детей на предлагаемые вопросы и этюды по психогимнастике, основанные на упражнении детей в изображении чувств с помощью мимики, движений, собственной речи. Но сначала распределяю роли, причем, не только одушевленных персонажей, но и неодушевленных, например, шкатулочки, письма, березки. Происходит децентрирование, то есть ребенок не как обычно, ставит себя в центр сказочного мира, а органично встраивает своего персонажа, а, значит и себя самого в сказочный мир, туда, где остальные персонажи являются не безликим дополнением к герою, а равноценными участниками действия. Наши воспитанники быстро и органично включаются в этот сложный процесс, что позволило им научиться смотреть на ситуацию глазами другого и ставить себя на его место. Постепенно выработалось умение слышать других детей, чувствовать их состояние и понимать причины их поступков.

Еще одним источником авторской сказки для меня стала копилка сказочных историй Родительской академии Международного института комплексной сказкотерапии (https://www.cka3ka-miks.com). Они тем более ценны, что позволяют взглянуть на проблему состояния ПЭН у ребенка глазами мам и пап, содержат собственный родительский опыт, написаны простым и доступным языком. Перечислю только некоторые из них: "История про девочку, которая боялась заходить в лифт", "История про мальчика, которого не слушались руки и ноги", "Сказка про маленькую маму и большую дочку".

При работе над авторской психокоррекционной сказкой я руководствуюсь рядом правил, сформулированных Ольгой Николаевной Капшук:

- Вначале нужно обдумать проблему.

- Затем сформулировать основную идею сказки.

- Не стоит пользоваться сложным языком.

- В сказке можно сочетать реальных и вымышленных персонажей

- Рассказывая о проблемах и недостатках героя, не забывать подчеркивать его достоинства.

- Помнить о юморе. Лучше, если сказка будет пронизана им насквозь.

- У сказки должен быть счастливый конец.

- Рассказывая сказку, необходимо внимательно наблюдать за реакцией ребенка.

- Не оставлять без внимания вопросы, касающиеся данной истории.

- Рассказывая сказку, не забывать время от времени спрашивать у ребенка, что, по его мнению, тревожит или пугает сказочного героя в тот или иной момент.

- По ходу сказки можно предложить ребенку проиллюстрировать её.

Напомню, что ко второй группе методов сказкотерапии относятся сказки, рассказываемые самим ребенком. Наши дети сочиняют и рассказывают сказки по следующим методикам:

1. Рассказ о сказочных героях

Приношу в группу шкатулку, в которой находятся изображения сказочных героев, и предлагаю детям выбрать своих любимых. Дети рассказывают, почему они выбрали того или иного персонажа, описывают его характер, рассказывают, что в нем нравится и что у них общего.

2. Пересказ сказки

Обращаю особое внимание на то, как перескажет сказку ребенок: что окажется в ней для него важным, а что – нет, на чем он заострит свое внимание, какие подробности добавит, а от каких, наоборот, предпочтет избавиться. Это важно потому, что рассказчик расставляет акценты именно на те детали, которые значимы лично для него.

3. Рассказ сказки по кругу

Каждый из детей рассказывает небольшой отрывок хорошо известной сказки.

При этом следующий рассказчик начинает повествование с того места, на котором остановился предыдущий.

4. Рассказ сказки от лица различных персонажей

Здесь нужно обращать внимание детей на чувства, которые испытывают герои в той или иной ситуации. В результате работы по этой методике у нас появилось много новых сказок, ведь сказка, рассказанная от лица Ивана-Царевича совсем не похожа на сказку, рассказанную от лица Серого волка.

5. Переписывание или перевирание сказки

Благодаря этой сказкотерапевтической методике у ребенка есть возможность закончить любую сказку так, как пожелает он сам. То развитие событий, которое предпочтет ребенок, будет соответствовать его внутреннему состоянию, а значит, позволит ему избавиться от внутреннего психоэмоционального напряжения.

Можно не только переписывать конец сказки, но и "перевирать" её полностью. Например, почему бы не переделать отрицательных персонажей?

Наши дети по мотивам сказки Ш.Перро "Золушка" сочинили свою сказку, в которой мачеха и ее дочери перевоспитываются, становятся добрыми и трудолюбивыми. И сразу же в их сказке дочери нашли замечательных женихов и удачно вышли замуж.

В сказкотерапии существует ещё множество замечательных методов, которые мы применяем в своей практике. Среди них:

Калькирование – переписывание старой сказки на новый лад в совершенно ином жанре.

Колобок в жанре комедии.

Сказка "наизнанку" – придание сказочным героям противоположных черт характера. Так, Серый волк из сказки «Семеро козляк» работал няней, и оставался с козлятами пока коза ходила за молоком.

Инсценирование сказки - наша любимая драматизация.

Иллюстрирование сказки, когда, рисование и изготовление поделок по мотивам сказки объединяет в совместной деятельности детей и взрослых.

Хочу подробнее остановиться на приеме сказкотерапии, который стал у наших детей одним из самых любимых - решение сказочных задач.

Предлагаю вашему вниманию несколько вариантов сказочных задач и ответы детей.

1.1. Почему в сказке “Царевна-Несмеяна” царевна всё время плакала и никак не хотела смеяться?

Вот как отвечали на первый вопрос дети:

Плохой сон приснился.
Скучно было.
Потому, что её родители развелись.
Поссорилась с друзьями, и ей было не с кем играть.
Потому, что её мама умерла.
Погода была плохая, шёл дождь.
Хотелось, чтобы у неё была семья – сестра, мама.
Хотелось детей.
Потому, что не умела читать, писать.

1.2. Что нужно сделать, чтобы она перестала плакать и улыбнулась?

Как дети предложили решить эту задачу:

Позвать кого-то в гости, чтобы от шуток она засмеялась.
Сводить её в зоопарк.
Увидит, что хорошая погода, и засмеётся.
Подарить цветы.
Придёт принц, влюбится в неё, и она опять станет весёлой.
Научить её читать, писать.
Родить детей.
Сказать добрые слова, пожалеть.

Главное достоинство этого приёма - возможность рассмотреть любую проблему с разных сторон, ведь на вопросы сказочных задач нет единственно правильного ответа. Любое решение верно, поэтому сказочные задачи служат нам прекрасным средством для решения внутренних проблем воспитанников.

Т.к. хорошая сказка на самом деле творит настоящее чудо, я стала использовать сказкотерапию как один из методов налаживания контакта между родителями и детьми. Когда родители приходят ко мне на консультацию, помимо практических рекомендаций я предлагаю им справится с возникшими трудностями при помощи терапевтических сказок. Сама делаю подборку по проблематике и предлагаю ее родителям. Ведь сказки гораздо результативнее всяческих уговоров.

Надеюсь, что все мы любим и понимаем наших детей так же сильно, как они этого хотят! Начав использовать в своей работе методы сказкотерапии, нужно помнить - результатов от лечения сказкой не стоит ждать сразу, но что они будут – несомненно. Ведь труд, терпение и доброта, как и в любой сказке, обязательно будут вознаграждены.

Литература

  1. Большова Т.В. Учимся по сказке / Т.В.Большова – СПб, Детство-Пресс, 2011.
  2. Капшук О.Н. Игротерапия и сказкотерапия: развиваем, играя – Ростов-на-Дону, Феникс, 2009. Серия “Школа развития”.
  3. Короткова Л.Д. Сказкотерапия для дошкольников и младшего школьного возраста. Методические рекомендации для педагогической и психокоррекционной работы – Москва, ЦГЛ, 2004 / Серия “Воспитание человека”.
  4. Микляева Н.В., Толстикова С.Н., Целикина Н.П. Сказкотерапия в ДОУ и семье – Москва, ТЦ Сфера, 2010 / Серия “Библиотека воспитателя”.