Урок "Математика дождя"

Разделы: Математика, Конкурс «Учение с увлечением, или Как полюбить математику?»

Класс: 6

Ключевые слова: проектное обучение


Методической основой метапредметного подхода к обучению является формирование знаний об окружающем мире и его закономерностей в целом, а также установление метапредметных связей в усвоении наук. На метапредметном уроке присутствуют проблемный, проектный и исследовательский подходы, развиваются монологическая речь, коммутативные навыки, умение работать с информацией. Теоретические знания по предметам переносятся в практическую жизнедеятельность учащегося, происходит активизация интереса и мотивации обучения учащихся путем привлечения к предмету урока других областей знаний и опоры на личный практический опыт каждого ученика.

Метапредметный урок по математике «Математика дождя» проводится со всем составом учащихся. Учитель заранее определяет тему урока, цели и задачи, планирует его проведение. Класс делится на группы по «интересам»: естественнонаучная группа, художественная группа и математическая группа. Каждая группа получает проектное задание – описать явление «дождь» с точки зрения разных наук и искусств, учитель помогает подобрать литературу, проводит индивидуальные и групповые консультации, проверяет конспекты. Учащиеся оформяют результаты своих проектов в виде плана или тезисов выступлений.

Урок начинается вступительным словом учителя, в котором он мотивирует учащихся, предлагает порядок проведения урока, рекомендует на что надо обратить особое внимание, что следует записать в рабочую тетрадь. Далее обсуждаются вопросы в форме сообщений. Итоги подводятся коллективно: анализируется содержание, форма выступлений учащихся, отмечается как положительное, так и недостатки, даются советы по их преодолению. Кроме того, обсуждаются новые вопросы, побуждающие учащихся к размышлениям.

Ход урока

I. Организационный этап. Вступительное слово учителя

Презентация

Учитель: Итак, настроимся на урок и начнём его с отгадывания ребусов.

- Дождь. Град. Снег. Что это такое?

- Как иначе можно назвать?

- Как вы думаете, причём атмосферные осадки и математика?

- Все предметы взаимосвязаны.

- Учась в школе, учащиеся познают окружающий мир.

- Предлагаю рассмотреть с точки зрения разных наук простое природное явление — дождь.

- Как вы думаете, а почему дождь?

(Просмотр мультфильма)

- Итак, значимость дождя очевидна. Давайте рассмотрим это природное явление с точки зрения географии, биологии, искусства, но подробнее остановимся на описании дождя методами математики и решим интересные задачи.

- А теперь попробуем сформулировать тему урока.

Метапредметная тема: «Математика дождя»

Предметная тема: «Решение задач».

- Запишем тему урока в тетрадь «Решение задач».

Цели урока:

    проверка теоретических знаний;
  • практических умений и навыков;
  • развитие целостного представления о мире.

Учитель: Начнёт своё выступление естественнонаучная группа.

II. Презентации проектов групп. Решение задач

Естественнонаучная группа (географы)

Учащийся: Дождь – один из видов атмосферных осадков. С поверхности земли и Мирового океана, нагреваемой солнечными лучами, непрерывно испаряется вода. В атмосфере водяной пар превращается в капельки пресной воды. Пока они малы, менее 0,05 мм в диаметре, и легки, их поддерживают восходящие потоки воздуха. Укрупняясь, они образуют облака. Облака темнеют, становятся сине-чёрными. Большие капли от 0,1 до 0,7 мм уже не могут удерживаться в воздухе, сталкиваясь и сливаясь, капельки воды выпадают на землю в виде осадков: дождя, града, снега.

Учащийся: Итак, дождь – жидкие осадки в виде капель диаметром от 0,5 до 5 мм.

Если облако состоит из мельчайших капелек воды диаметром меньше 0,05 мм, то дождя не будет, скопление таких капелек можно видеть, когда бывает туман. Отдельные капли дождя оставляют на поверхности воды след в виде расходящегося круга.

Учитель: Что такое дождь, и как он образуется юные географы нам рассказали. А чем нам ответят математики?

Математическая группа

Учащийся: А нас интересует количественная сторона явления – количество осадков, выпавших на горизонтальную поверхность. Измерение количества осадков чрезвычайно важно для хозяйственной деятельности. Так один слабый дождь дает 1 – 2 мм осадков.

Но для полей это количество влаги имеет большое значение — при таком дожде 1 га получает до 900 вёдер воды. Во время сильного ливня выпадает 30–40 мм осадков. Представляете сколько это будет воды!

Учащийся: Количество осадков за месяц определяется их суммой за все дни месяца. Сумма результатов измерений за все месяцы дает годовое количество осадков.

Учащийся: А теперь мы предлагаем вам решить задачи.

Учитель:

- Подготовились к решению задач, слушаем внимательно представителей группы.

- Решение каждой задачи будем оценивать так: верно решил - 2 балла, неполное решение - 1 балл, не решил – 0 баллов.

- Самопроверка каждой задачи. Настроились на решение задач.

Учащийся: Задача №1

Мы подготовили для вас интересные задачи и предлагаем решить их.

Внимание на экран.

Перед вами диаграммма количества осадков по месяцам выпавших за 2017 год в Воронеже.

На столе у вас тоже есть карточка с диаграммой, возьмите её, и ответьте два вопроса.

1) Посчитайте, пожалуйста, годовое количество осадков.

2) Найдите среднее арифметическое выпавших осадков за год?

Учитель:

- Проверим ответы.

- Кто ответил правильно на два вопроса получает 2 балла, на один – 1 балл, 0 баллов задача полностью решена неправильно.

- Чем интересна задача?

- Какое математическое понятие повторили в задаче?

- Дайте определение среднего арифметического чисел.

- Ждём следующую задачу.

Учащийся: Задача №2

Внимание на экран, вторая задача.

На столе у вас тоже есть карточка с таким же облачком, возьмите её, прочитайте задачу ещё, подумайте внимательно как решить и за дело.

Учитель:

- Проверим решение на доске.

- Что пришлось вспомнить при решении этой задачи?

- Кто же справился с этой задачей?

- Оцениваем себя.

- Непростой оказалась вторая задача.

- Что же дальше?

Учащийся: Задача №3

Мы внимательно слушали сообщения географов и поэтому предлагаем задачу о каплях.

Возьмите карточку с задачей о каплях и ответьте на поставленный вопрос.

Будьте внимательны.

Учитель:

- Решим эту задачу устно, записав ответ в тетрадь.

- Представляете, сколько нужно капель облачных, чтобы образовалась только одна капля дождя!

- Заставили же нас потрудиться наши юные математики.

- А что же говорят биологи о дожде?

Естественнонаучная группа (географы)

Учащийся: Дожди необходимы для всего живого на земле. Содержание воды в клетках растений и животных колеблется от 60% - 99%.

И если на минуту представить, что на землю перестанут выпадать дожди, постепенно вся вода с неё испарится или стечёт, то со временем погибнут все растения и животные.

Учащийся: Так учёные подсчитали, что из 1000 л. воды, «поступающих» в растение, только 0,2% используется для питания.

Остальные 998 л. «проходит» через растение для того, чтобы ткани его все время были насыщены водой, и чтобы возместить потерю воды от испарения.

Учащийся: Раньше, когда у нас не было проблем с экологией, дождевая вода была чистой — люди в ней купались, стирали бельё. А сейчас в дождевой воде растворено до 2000 различных химических соединений.

Самые опасные из них радиоактивные элементы, а также отходы химической промышленности. В дождевой воде содержатся в среднем 3,5 % химических соединений, вредных для здоровья.

Учитель: - Интересные факты предоставили биологи, чем ответят математики?

Учащийся: Задача №4

3,5 % вредных веществ в дождевой воде! Подумать только. Что это означает с математической точки зрения?

Давайте разберёмся со следующей задачей. (читает). Возьмите такую же карточку, прочитайте ещё.

Посмотрите на решение её, нет ли ошибок. Если решение неверное, то найдите ошибки и перерешайте, если согласны, запишите предложенный ответ.

  1. 900 : 100 * 3,5 = 31,5 (г) – вредных веществ на 1 м².
  2. 31,5 * 1000 = 31500 (г) – вредных веществ на 1 га.

Ответ: 31500 г

Учитель:

- Проверим ответы.

- Кто же справился с этой задачей?

Оцениваем себя.

Учащийся: Задачи №5 и №6

А теперь задачи по вариантам.

Для 1 варианта (читает задачу).

Возьмите аналогичную карточку, внимательно читайте задачу и приступайте к решению.

Задача для 2 варианта ( читает задачу).

Возьмите карточку с задачей о дожде, внимательно прочитайте и приступайте к решению задачи.

Учитель:

- Предлагаю двум ученикам выполнить решение на доске.

- Какой теоретический материал применили при решении задач?

- Кто же справился с этой задачей?

- Оцениваем себя.

Учащийся: Заканчивая выступление нашей группы, хотим сказать, что каждый год на землю выпадает 519 000 км³ осадков в виде дождя.

Для наглядности представьте, что в 1 км³ содержится миллиард тонн воды.

Учитель:

- Подведём итоги решению задач.

- Каждому было предложено по 5 задач.

- Значит, максимальное количество баллов - 10.

- Посчитаем свои набранные баллы за решение задач.

- Поставим за решение задач себе оценку.

Учитель:

- Что касается литературы, музыки и прочих проявлений искусства – здесь дождь играет великую движущую силу вдохновения. Не верите мне, давайте предоставим слово знатокам искусства.

Музыка «Грустный дождик»

Учащийся: «Солнышко на восходе показалось и мягко закрылось, пошёл дождь, такой теплый и живительный для растений, как для нас любовь. Да, этот теплый дождь, падающий на смолистые почки оживающих растений, так нежно касается коры, прямо тут же под каплями изменяющей цвет, что чувствуешь; эта теплая небесная вода для растений то же самое, что для нас любовь...»

Учащийся: Для художников картины дождя являются одним из любимых сюжетов: привычные пейзажи меняются до неузнаваемости, появляются новые краски и ощущения.

Презентация картин

Эти картины заставляют по-другому смотреть на так называемую «непогоду», видя в ней волшебство, которое не замечал раньше. Дождь на картинах художников может быть разным, но в любом случае эти работы уникальны своим букетом чувств, атмосферой новизны и свободы. Это, несомненно, одно из чудес природы, которое мы привыкли не замечать. Но от этого оно не менее ценно.

Учащийся: А я для вас представляю выставку композиций «Остановись, мгновенье».

Автором этих работ является наш одноклассник Хаустов Антон.

Видео из к/ф «Я шагаю по Москве»

Учащийся: Удивительные минуты дарит музыка дождя тем, кто хочет ее услышать: она позволяет почувствовать не только гармонию с природой, но и гармонию с самим собой. Потому что в такой момент мы становимся лучше, чище, забываем обиды и негодование, прощаем свои и чужие ошибки, понимая, что все и так прекрасно…

Учащийся: Теперь, когда мы знаем тайны мелодии дождя, у нас нет поводов обижаться на плохую погоду: в самый пасмурный и дождливый день мы можем испытать прекрасные минуты творческого вдохновения, почувствовать себя если уж не автором «музыки», то творцом собственной жизни.

Учащийся: Есть в дожде что-то мистическое и магическое. Магия дождя… Завораживающий стук капель. Дождь преображает мир, омывает его и делает его чище. Но дождь – он такой разный. Он может быть и страшной стихией. Дождь – это больше, чем просто погода. И дождливая – это точно неплохая погода, раз она может вдохновлять.

Под музыку Вальс дождя

Учащийся:

Дожди, как люди, совершенно разные...
И повод разный, по какому льют,
А души у дождей всегда прекрасные...
Поэтому всегда их люди ждут.

Дожди бывают от любви счастливые...
Дождинки самоцветами горят...
Дожди такие, самые красивые
И так к лицу им праздничный наряд.

Дожди, как жизнь, всегда разнообразные...
Нет в жизни одинаковых путей...
Как судьбы у людей, бывают разные...
Так и характер разный... у дождей.

Учитель:

- Итог урока.

- Оценка работы групп.

- Высказывают свои мнения, пожелания.

Учитель:

- Пока мы с вами подводили итог урока, на небе появились облачка и первые капли дождя.

- По-разному сложится судьба дождевых капель, выпадающих из облаков на землю. Часть из них испарится, часть попадет в реки или озёра, часть просочится вглубь земли, а часть упадут на вас.

- Какая это капелька - узнаем от вас. Выходя из класса, прикрепите свою капельку настроения под облачком с вашей оценкой, полученной за решение задач.

Исполняется песня «Сегодня дождь»