К вопросу о правовом просвещении в начальном школьном образовании (из опыта работы)

Разделы: Начальная школа, Мастер-класс


Необходимость обращения к проблеме современного правового просвещения в школьном образовании является весьма актуальной.

Сегодня перед современной школой стоит основная задача – создание целостной системы правового образования, охватывающей как учебный процесс, так и внеурочные формы работы с учащимися, позволяющие оказать содействие в создании правового пространства в образовательном учреждении и подготовить выпускников, способных достаточно легко ориентироваться в этом пространстве, быть активным субъектом правовых отношений, не только знать свои права и обязанности, но и уметь их защитить, применяя все возможные механизмы по правовой защите.

Формирование основ правовых знаний учащихся начинается уже в начальной школе.

Младший школьный возраст – это лучшее время для постижения социальных и нравственных норм, для развития положительных черт личности. Жизнь ученика в младших классах регулируется в основном правилами, а не нормами права. И дети уже хорошо знакомы с этими правилами. Иногда проблема может заключаться в том, что ребенок этого возраста может объективно оценивать действия своего одноклассника, но не всегда способен верно оценить свои поступки. Школьника необходимо научить сравнивать, абстрактно анализировать свое поведение. В данной ситуации на помощь ученику приходит учитель, поскольку в условиях начальной школы авторитет учителя высок, дети открыты и доверчивы, склонны к подражанию, податливы, открыты к новому, и это благодатная почва для усвоения информационно-правовой грамотности: умения правильно вести себя в правовой ситуации и принимать верные решения.

Правовое воспитание младших школьников – непростая задача для педагога. Юридические термины сложны для восприятия, поэтому важно грамотно адаптировать тексты правовых первоисточников для учеников начальных классов.

Чем раньше ребенок познакомится с правовыми аспектами государства, тем больше шансов на то, что из него вырастет достойный человек, уважающий права других людей и знающий свои.

В рамках каждой образовательной организации ведется планомерная работа по правовому образованию среди подрастающего поколения с применением различных методик правового просвещения. Список мероприятий данной направленности с каждым годом только увеличивается. МАОУ гимназия №49 г. Тюмени не является исключением из данного правила.

Правовое образование в гимназии начинается с уровня начальной школы, где в рамках интегрированного обществоведческого курса «Окружающий мир» дети знакомятся с отдельными правовыми понятиями, получают общее представление о праве и правах ребенка.

Знакомство с основным законом нашей страны – Конституцией РФ, с документами, защищающими права и свободы человека – Декларацией прав человека, Декларацией прав ребенка, а также с правами и обязанностями школьника и выдержками из Уголовного кодекса РФ, о последствиях мелкого хулиганства происходит в ходе классных часов, тематических бесед.

Уже в начальной школе ученикам нужно знать о том, что:

  • каждый человек нашей страны – гражданин и живет в государстве, которое его защищает;
  • каждый человек равен перед законом и у него есть права (на жизнь, образование, отдых, свободу слова и т. д.);
  • каждый человек должен соблюдать законы государства, и это его обязанность;
  • если человек нарушает закон, то он несет за это ответственность.

Эти знания научат школьника пользоваться правами и свободами, знать нормы поведения в обществе, выполнять свои обязанности, приобретать навыки взаимодействия с разными людьми в разнообразных ситуациях, уважать окружающих, бережно относиться к имуществу, своему и чужому.

Правовое воспитание младших школьников включает также формирование патриотизма. Важно, чтобы ребенок гордился принадлежностью к определенной нации, Отчизной, своими предками, знал символику государства, историю родного края.

В качестве методов воспитания правовой культуры в своей практике я использую все виды педагогического и психологического воздействия на детей: беседу, убеждение, поощрение, внушение, принуждение, личный пример (свой или родителей ребенка).

Формы правового обучения в практике работы учителя весьма разнообразны: беседы, презентации, лекции, просмотр видеороликов, использование стенгазет, книг и журналов по праву. Знакомство с правовыми нормами может происходить как непосредственно на уроках, так и во время внеурочных занятий.

Основные правовые знания школьники получают на уроках обществознания в основной и старшей школе, но элементы правового просвещения закладываются уже в канву урока литературного чтения, окружающего мира, музыки или иностранного языка.

Внеурочные занятия мы проводим в форме деловых игр (в этом нам охотно помогают старшеклассники профильного социально-гуманитарного или гуманитарного направления), конкурсов, или в виде заседания суда (например, заседание, посвященное суду над лисой и котом, выманившими деньги у Буратино обманным путем; над ткачихой, поварихой, сватьей бабой Бабарихой, совершившими обманные действия в отношении князя Гвидона и его матери; над мышатами, которые делали «пакости» коту Леопольду и др.). Проводим викторины правовой направленности по сюжетам сказок; классные часы (например, на тему «Права и обязанности маленького гражданина», «Ваши права»), где стараемся разобрать на примерах такие понятия, как «достоинство», «честность», «ответственность», «порядочность», «доброта» и «уважение». Оформляем правовые уголки в классе, что позволяет расширить знания детей о правах человека и ребенка и дать информацию по любым актуальным для них вопросам гражданства и права. Проводили конкурс рисунков на тему: «Права человека – глазами ребёнка».

Еще одно направление работы по гражданско-правовому воспитанию и просвещению – это решение проблемных ситуаций, где школьники уясняют, что кроме прав у них есть и обязанности. Они должны бережно относиться к своей школе и своему классу, стремиться внести посильный вклад в то, чтобы они были красивыми и чистыми.

Школьники должны следить за своим внешним видом, поддерживать порядок на своём рабочем месте и соблюдать правила поведения в школе и на улице.

Эффективным средством является коллективная творческая деятельность, она ставит младшего школьника перед необходимостью прислушиваться к мнению товарищей, понимать и чувствовать их настроение, вырабатывает умение терпимо относиться к ошибкам других.

Учащиеся начальных классов лучше всего усваивают материал, осознают его, участвуя в игровых мероприятиях. В своей деятельности мы довольно часто используем инсценировки сказок, в которых главные герои попадают в сложные правовые ситуации и находят (под руководством педагога) правильные выходы; сюжетно-ролевые игры, в которых проигрываются моменты, связанные с основными правилами поведения в обществе, на примере известных у детей мультсериалов: «Смешарики», «Маша и медведь», «Щенячий патруль», «История игрушек» и т.д.

При этом правовое воспитание младших школьников должно проходить в доброжелательной, доверительной обстановке и учитывать желания и интересы детей. Поэтому в своей деятельности мы стараемся сделать так, чтобы ученики не на бумаге, а на деле почувствовали уважение со стороны педагогов по отношению к ним.

Правовое воспитание в школе способствует росту правосознания и снижает уровень детской преступности. О праве нужно говорить живо и увлекательно, сухое чтение юридического текста не вызывает интереса и не доходит ни до ума, ни до сердца.

Правовое обучение должно воспитывать, иметь профилактическую направленность, подаваться планомерно и дозировано, в соответствии с возрастом.

Правовое воспитание, непрерывное и соответствующее действующей системе права, должно научить наших детей адаптироваться в современных условиях и прогнозировать правовые последствия своих поступков.

Таким образом, можно сделать вывод, что правовое просвещение в рамках школьного начального обучения может быть выстроено по следующим направлениям:

  • обучающее направление по правовому и гражданскому воспитанию учащихся начальной школы, включающее в себя совокупность мер, направленных на обучение учащихся правовым основам в рамках общеобразовательного процесса, на уроках;
  • консультативное направление по правовому воспитанию среди учащихся более младших классов, предполагающее активную деятельность старшеклассников по повышению уровня правовой грамотности малышей в игровых формах;
  • факультативное направление работы школы выражается в проявлении активности старшеклассников, проведение специализированных конференций и семинаров с вовлечением младших школьников, что будет способствовать развитию уровня правовой грамотности среди учащихся младших классов.

Значительным вкладом в развитие программы правового просвещения может стать его интерактивное направление, предполагающее участие учащихся младших школьников в работе всевозможных интерактивных площадок правовой направленности, таких как интернет-викторины, конкурсы для малышей и т.д.

В заключении хотелось бы отметить, что необходимость направленности образовательного процесса в образовательных организациях различных уровней на правовое просвещение очевидна. Гражданско-правовое воспитание имеет ярко выраженную практичес­кую направленность, способствуя адаптации младших школьников к новым формам жизне­деятельности. К воспитанию умного, доброго, честного и сильного человека стремились во все времена. Современные дети должны воспитываться в духе мира, терпимости, равенства, уважения к человеческим правам и свободам. От того насколько хорошо ученики усвоят понятия «гражданин», «гражданский долг», «права», «обязанности», зависит, кем они станут, какими они будут, смогут ли достойно нести высокое звание гражданина своей Родины.

Литература

1. Андреева Е.Е., Морозов Г.Б. Об эффективных формах правового просвещения граждан РФ [Электронный ресурс] - Режим доступа:tps://cyberleninka.ru/article/v/ob-effektivnyh-formah-pravovogo-prosvescheniya-grazhdan-rossiyskoy-federatsii (дата обращения 05.12.2020).

2. Атагимова Э.И., Макаренко Г.И. Правовое просвещение: проблемы и пути решения [Электронный ресурс] - Режим доступа: https://cyberleninka.ru/article/v/pravovoe-prosveschenie-problemy-i-puti-resheniya (дата обращения 05.12.2020).