Цель:
- Познакомить с условиями жизни растений, с жизненным циклом растений;
- Развивать логическое мышление, навыки монологической и диалогической речи;
- Воспитывать бережное отношение к растениям.
Оборудование: мультимедийная презентация, разрезные карточки для работы в рабочей тетради, карточки для теста, клей, цветные карандаши, образцы комнатных растений (живой и погибший).
Ход урока
1. Оргмомент
Приветствие ребят.
2. Актуализация знаний
- Ребята, давайте вспомним, с какой темой урока мы вчера познакомились?
- Чем отличается река от моря?
- Какие реки вы знаете?
- Кто может объяснить по иллюстрации, куда попадает Москва река? СЛАЙД 2
3. Самоопределение к деятельности
- Чтобы узнать, с какой темой урока мы сегодня познакомимся, нужно отгадать загадки: СЛАЙД 3
Её всегда в лесу найдешь –
Пойдем гулять и встретим:
Стоит колючая, как ёж,
Зимою в платье летнем.
(ель)Не заботясь о погоде,
В сарафане белом ходит,
А в один из теплых дней
Май сережки дарит ей.
(береза)Бусы красные висят,
Из кустов на нас глядят.
Очень любят бусы эти
Дети, птицы и медведи.
(малина)Видел я такой цветок —
Золотистый ободок.
Долго он в траве сидел,
Стал седым и улетел.
(одуванчик)
- Как одним словом назвать берёзу и ель? (Деревья)
- А малину? (Кустарник)
- К какой группе мы отнесем одуванчик? Что у нас под ногами? (Трава)
- Деревья, кустарники и трава – как одним словом мы можем их назвать? (Растения) СЛАЙД 4
- К какой группе вы отнесете те растения, которые растут на подоконнике? (Комнатные)
- О чем пойдет сегодня речь на нашем уроке?
- Сегодня мы будем разговаривать о том, как живут растения, что с ними происходит, чтобы знать, как к ним относиться и надо ли за ними ухаживать.
- Назовите, какие еще растения вы знаете?
4. Физминутка
5. Работа по теме
- Как выдумаете, что общего можно выделить у всех растений? Посмотрите на слайд и ответьте. (Корень, стебель, листья, цветок, плод). СЛАЙД 5
- Можно ли назвать растения живыми?
- Какие условия для жизни необходимы, чтобы расти, цвести и радовать нас?
Вывод: все растения живут, размножаются и когда-нибудь умирают. Есть растения, живущие полгода, а есть растения, которые живут сотни лет. Конечно же, растения – живые. СЛАЙД 6
- Кто знает, с чего начинается жизнь растений?
- Послушайте загадку. Догадайтесь, о чем идет речь?
В этот гладкий коробок
Бронзового цвета
Спрятан маленький дубок
Будущего лета. (желудь)
- Желудь – это плод какого дерева? В нем спрятано семя.
- Откроем учебники на стр. 70. Рассмотрите рисунок и составьте небольшой рассказ, как с желудя начинается жизнь дуба. Работаем в паре. СЛАЙД 7
- Ребята, как вы думаете, почему одно дерево засохло?
- Гуляя во дворе или в парке, мы порой ломаем ветки дерева или рвем цветы, не задумываясь о том, что растениям в этот момент больно, и оно может погибнуть. Представьте, что потребуется 10 лет, что желудь стал юным деревцем.
- Какие условия необходимы для жизни растений? (Вода, тепло, воздух, свет). СЛАЙД 8
- Если в природе за растениями ухаживает солнце, ветер, дождь, то, кто же ухаживает за комнатными растениями? Какие условия нужны им для жизни, чтобы жить и радовать человека? СЛАЙД 9
- Посмотрите на первую картинку. Зачем поливают комнатные растения?
- Почему их ставят близко к окну?
- Что делает девочка на следующем рисунке?
- Что произошло с этим растением и почему?
Вывод: И комнатным растениям необходима вода, тепло, воздух и свет. Иначе может случиться и такое… (учитель показывает погибшее растение).
6. Работа в тетради
- Ребята, откройте тетрадь на стр. 49. Выполним задание 3.
- Прочитайте задание. Выполните его.
7. Подведение итогов
- Мы проследили, как живут растения, и какие условия необходимы для жизни.
- Какие выводы сделали для себя из нашего урока?
8. Рефлексия
- Что на уроке вас удивило?
- Что узнали нового?
- Поднимите руку те ребята, кто считает, что на уроке хорошо работал.
- Поднимите руку те ребята, кто считает, что мог бы работать лучше?
Спасибо за внимание!