Открытый урок окружающего мира по теме "Как живут растения"

Разделы: Начальная школа

Ключевые слова: окружающий мир, растения, растительный мир


Цель:

  • Познакомить с условиями жизни растений, с жизненным циклом растений;
  • Развивать логическое мышление, навыки монологической и диалогической речи;
  • Воспитывать бережное отношение к растениям.

Оборудование: мультимедийная презентация, разрезные карточки для работы в рабочей тетради, карточки для теста, клей, цветные карандаши, образцы комнатных растений (живой и погибший).

Ход урока

1. Оргмомент

Приветствие ребят.

2. Актуализация знаний

- Ребята, давайте вспомним, с какой темой урока мы вчера познакомились?

- Чем отличается река от моря?

- Какие реки вы знаете?

- Кто может объяснить по иллюстрации, куда попадает Москва река? СЛАЙД 2

Презентация

3. Самоопределение к деятельности

- Чтобы узнать, с какой темой урока мы сегодня познакомимся, нужно отгадать загадки: СЛАЙД 3

Её всегда в лесу найдешь –
Пойдем гулять и встретим:
Стоит колючая, как ёж,
Зимою в платье летнем.
(ель)

Не заботясь о погоде,
В сарафане белом ходит,
А в один из теплых дней
Май сережки дарит ей.
(береза)

Бусы красные висят,
Из кустов на нас глядят.
Очень любят бусы эти
Дети, птицы и медведи.
(малина)

Видел я такой цветок —
Золотистый ободок.
Долго он в траве сидел,
Стал седым и улетел.
(одуванчик)

- Как одним словом назвать берёзу и ель? (Деревья)

- А малину? (Кустарник)

- К какой группе мы отнесем одуванчик? Что у нас под ногами? (Трава)

- Деревья, кустарники и трава – как одним словом мы можем их назвать? (Растения) СЛАЙД 4

- К какой группе вы отнесете те растения, которые растут на подоконнике? (Комнатные)

- О чем пойдет сегодня речь на нашем уроке?

- Сегодня мы будем разговаривать о том, как живут растения, что с ними происходит, чтобы знать, как к ним относиться и надо ли за ними ухаживать.

- Назовите, какие еще растения вы знаете? 

4. Физминутка

5. Работа по теме

 - Как выдумаете, что общего можно выделить у всех растений? Посмотрите на слайд и ответьте. (Корень, стебель, листья, цветок, плод). СЛАЙД 5

- Можно ли назвать растения живыми?

- Какие условия для жизни необходимы, чтобы расти, цвести и радовать нас?

Вывод: все растения живут, размножаются и когда-нибудь умирают. Есть растения, живущие полгода, а есть растения, которые живут сотни лет. Конечно же, растения – живые. СЛАЙД 6

- Кто знает, с чего начинается жизнь растений?

- Послушайте загадку. Догадайтесь, о чем идет речь?

В этот гладкий коробок
Бронзового цвета
Спрятан маленький дубок
Будущего лета. (желудь)

- Желудь – это плод какого дерева? В нем спрятано семя.

- Откроем учебники на стр. 70. Рассмотрите рисунок и составьте небольшой рассказ, как с желудя начинается жизнь дуба. Работаем в паре. СЛАЙД 7

- Ребята, как вы думаете, почему одно дерево засохло?  

- Гуляя во дворе или в парке, мы порой ломаем ветки дерева или рвем цветы, не задумываясь о том, что растениям в этот момент больно, и оно может погибнуть. Представьте, что потребуется 10 лет, что желудь стал юным деревцем.

- Какие условия необходимы для жизни растений? (Вода, тепло, воздух, свет). СЛАЙД 8

- Если в природе за растениями ухаживает солнце, ветер, дождь, то, кто же ухаживает за комнатными растениями? Какие условия нужны  им для жизни, чтобы жить и радовать человека? СЛАЙД 9

- Посмотрите на первую картинку. Зачем поливают комнатные растения?

- Почему их ставят близко к окну?

- Что делает девочка на следующем рисунке?

- Что произошло с этим растением и почему?

Вывод: И комнатным растениям необходима вода, тепло, воздух и свет. Иначе может случиться и такое… (учитель показывает погибшее растение).

6. Работа в тетради

- Ребята, откройте тетрадь на стр. 49. Выполним задание 3.

- Прочитайте задание. Выполните его.

7. Подведение итогов

- Мы проследили, как живут растения, и какие условия необходимы для жизни.

- Какие выводы сделали для себя из нашего урока?

8. Рефлексия

- Что на уроке вас удивило?

- Что узнали нового?

- Поднимите руку те ребята, кто считает, что на уроке хорошо работал.

- Поднимите руку те ребята, кто считает, что мог бы работать лучше?

Спасибо за внимание!