Технологическая карта урока Окружающий мир, 3 класс.
УМК «Школа России (А.А.Плешаков).
Тема урока |
Природа и наша безопасность. Опасности природного характера (гроза, ядовитые растения и грибы, змеи, собаки, кошки) |
Тип урока |
Урок первичного предъявления новых знаний |
Цель урока |
В соответствии с РП
Познакомить обучающихся о случаях, где человеку приходится защищаться от природы и создать условия для изучения с обучающимися правил безопасности, которые необходимо соблюдать при общении с природой |
Основные термины и понятия |
Живая природа, неживая природа, гроза, молния, ядовитые растения - белена, ландыш, вороний глаз, волчье лыко, ядовитые грибы, бледная поганка, опасности при встречах и общении с животными |
Информационно-образовательная среда |
Ресурсы |
Межпредметные связи |
Информационный материал (УМК, дополнительная литература)
УМК «Школа России», Атлас-определитель «От Земли до неба», автор А.А.Плешаков.
Демонстрационный материал (наглядные пособия, модели, репродукции, мультимедиа-ресурсы и др.)
компьютер, презентация (Office PowerPoint 2007), карточки для самостоятельной работы.
Диагностический материал (страницы учебника, РТ, дополнительные пособия)
Учебник «Окружающий мир» 2 часть, 3 класс автор А.А.Плешаков, стр.24-27, рабочая тетрадь «Окружающий мир» 2 часть, 3 класс, автор А.А.Плешаков, стр.16-17. |
(наименование предмета и темы)
Литературное чтение (смысловое чтение и слушание рассказа);
Физика (Электризация тел). |
Планируемые результаты |
Предметные |
Метапредметные |
Личностные |
Ученик научится (БУ):
Знания:
- понимать потенциальные опасности природного характера;
- соблюдать правила безопасного поведения в природе;
- знать и соблюдать правила общения с домашними животными.
Умения:
- читать и слушать и самостоятельно находить нужную информацию в материалах учебника, дополнительной литературе, используя различные способы поиска, сбора, обработки, анализа, организации, передачи и интерпретации информации;
- уметь рассуждать, доказывать, работать в группе, слушать собеседника и вести диалог, аргументировать свою точку зрения и оценку событий.
Ученик получит возможность научиться(ПУ):
- правильно вести себя во время грозы,
- распознавать ядовитые растения и грибы,
- избегать опасности при встречах и общении с животными,
- apгументированно отвечать, доказывая свое мнение. |
Регулятивные УУД
- определять учебную задачу урока, стремиться ее выполнить и оценивать степень ее достижения на уроке;
Познавательные УУД
- работать в группе, извлекать информацию из дополнительной литературы, формулировать правила и делать выводы;
Коммуникативные УУД
- проявлять готовность слушать собеседника и вести диалог;
- признавать возможности существования различных точек зрения и права каждого иметь свою. |
Будут созданы условия для формирования у ученика:
- проявлять навыки адаптации в динамично меняющемся мире;
- проявлять самостоятельность и ответственность за свои поступки;
- определять мотивы учебной деятельности.
|
Этапы урока |
Формируемые УУД, компоненты ФГ |
1. Мотивационно-ориентировочный этап |
1.1. Прием, используемый для создания мотивационной основы учебной деятельности (подчеркните нужное: игровая ситуация; проблемный вопрос, проблемная ситуация, ситуация затруднения, антиципация, учебно-познавательная или учебно-практическая задача, др.). |
Социальная грамотность;
Естественно-научная грамотность |
1.2. Мотивационная основа включения учащихся в учебную деятельность (подчеркните нужное: познавательный интерес, желание помочь персонажу, стремление применить свои знания, получить практический (личностно значимый) результат, потребность в самоутверждении, самореализации, получении удовольствия). |
Социальная грамотность;
Информационная грамотность;
Естественно-научная грамотность |
1.3. Цель учащихся (цель учебной деятельности – УД):
- определяют тематику урока через постановку проблемного вопроса;
- определяют места и причины затруднения в пробном учебном действии обучающихся;
- формулируют цели и задач урока в «сопровождении» учителя; |
|
1.4. Учебная задача (УЗ):
- создать условия для усвоения обучающихся новых знаний, понятий, правил поведения при угрозе опасности живой и неживой природы;
- формировать и развивать ценностное отношение к совместной познавательной деятельности по открытию новых знаний, понятий, правил: опасности в живой и неживой природе. |
|
2. Поисковый этап |
2.1. Беседа с опорой на имеющийся опыт детей, нацеленная на создание учащимися плана предстоящей деятельности (определение шагов для достижения цели, решения учебной задачи)
Понятие «опасности в неживой и живой природе».
а) Опасности неживой природы:
- правила поведения во время грозы.
б) Опасности живой природы:
- ядовитые растения и грибы;
- ядовитые змеи;
- опасности при общении с кошками и собаками. |
Составление планирование деятельности |
2.2. Составляемый учащимися (при участии педагога) план:
1. Опасности неживой природы: правила поведения во время грозы.
2. Опасности живой природы:
- ядовитые растения и грибы;
- ядовитые змеи;
3. Правила безопасности при общении с домашними животными.
Укажите форму фиксация плана (графическая, устная, письменная и др.) |
Языковая грамотность;
Коммуникативная грамотность |
3. Практический этап |
Опишите формы организации учебной деятельности учащихся по реализации каждого из пунктов плана по форме:
1. Реализуемый пункт плана.
2. Форма организации учебной деятельности, обеспечивающая самостоятельное получение или применение учащимися знаний, умений, опыта (наблюдение, эксперимент, дидактическая игра, решение практической задачи, выполнения творческих заданий, беседа, эвристическая беседа, работа с текстом учебника, других пособий и т.д.).
3. Содержание проводимой работы.
4. Предполагаемый итог работы (открытие нового знания, актуализация освоенных ранее представлений, создание нового алгоритма, определение эффективного способа, выявление закономерности и т.д.) |
1.1. Опасности неживой природы: правила поведения во время грозы.
1.2. Эвристическая беседа, работа по сообщению, практическая работа, работа по учебнику.
1.3. Проводится эвристическая беседа по теме «Гроза», далее выслушивается сообщение обучающегося по теме «Что такое молния», следующим этапом выполняем практическую работу по созданию искусственной молнии при помощи расчески и проводится работа по самостоятельному изучению текста учебника «Как вести себя во время грозы»
1.4. Работа по учебнику и тетрадью на печатной основе, где обучающиеся самостоятельно записывают правила безопасного поведения во время грозы.
2.1. Опасности живой природы:
- ядовитые растения и грибы;
- ядовитые змеи;
2.2.Фронтальная беседа, сообщение по теме, работа по иллюстрациям учебника, выполнения творческих заданий в группах, работа с учебником по самостоятельному изучению текста о змеях, просмотр сюжета о правилах безопасного общения с домашними животными.
2.3. Проводится фронтальная беседа об опасностях, которые могут нести человеку живая природа, сообщение подготовленных обучающихся по теме: «Все ли грибы можно употреблять в пищу?», далее идет работа по иллюстрациям учебника, где дети учатся опознавать опасные растения и грибы. Поделившись на группы, ребята выполнили творческие задания по атласу-определителю «От Земли до неба». Во время выступления групп на доску проектируются соответствующие иллюстрации опасных растений и грибов.
Работа с учебником по самостоятельному изучению текста о змеях
2.4. Обучающиеся узнали об опасностях живой природы, которые представляют угрозу для здоровья и жизни человека. Выяснили, какие правила нужно соблюдать, чтобы не отравиться опасными растениями и грибами, как себя вести при встречи со змеями.
3.1. Правила безопасности при общении с домашними животными.
3.2. Эвристическая беседа, просмотр фильма.
3.3. Беседа, подтверждающая то, что, даже общаясь с любимыми нашими кошками и собаками, нужно соблюдать правила безопасности и просмотр сюжета о правилах безопасного общения с домашними животными. Рассказы детей об опасных встречах с домашними животными в их жизни?
3.4. Обучающиеся сделали вывод, что домашние животные, от которых мы не ожидаем никакой опасности, могут нанести серьёзный вред нашему здоровью, поэтому необходимо соблюдать правила безопасности при общении с домашними животными. |
4. Рефлексивно-оценочный этап |
4.1. Рефлексия, нацеленная на выявление учащимися факта и способов достижения цели, решения УЗ
Опишите содержание работы
Ответили на вопрос: «В каких случаях человеку приходится защищаться от природы», который поставили в начале урока.
- Обсудили, что понравилось и не понравилось делать на уроке? Почему?
- Выяснили, что было особенно трудным?
- Продолжили предложение:
«Я узнал» (в каких случаях человеку приходится защищаться от природы)
«Я повторил» (правила поведения в квартире, доме и его окрестностях)
«Я запомнил» (какие правила безопасности нужно соблюдать во время грозы, при общении с животными, при встрече с ядовитыми растениями и грибами)
– Разобрались в вопросах, где ребятам пригодятся эти знания в повседневной жизни. |
|
4.2. Оценка учащимися (самооценка) достижения результатов, их значения для дальнейшего обучения, повседневной жизни, развития учащихся
Опишите задания, предлагаемые, учащимся, критерии их оценки
Работа в группах: написать синквейн (связанный с темой нашего урока Опасность!)
1- Гроза.
2 - яд. растене
3 - яд. гриб
4 - змея
5 - дом. животное (питомец)
Заслушивание синквейнов. |
Достижение поставленных целей. Самооценка. Работа в группах |