Конспект клубного часа. Тема: «Хлеб – всей жизни голова»

Разделы: Коррекционная педагогика

Классы: 3, 4

Ключевые слова: дети с нарушением интеллекта, хлеб


Задачи:

  • Познавательные - дать понятие о том, как изготовляют хлеб.
  • Коммуникативные - обогащать и уточнять словарный запас, развивать связную устную речь, умение отвечать на вопрос полным предложением.
  • Воспитательные - воспитывать уважительное отношение к трудящимся людям, дать понятие о необходимости труда, воспитывать культуру питания и поведения.

Демонстрационный материал: видеофрагмент, иллюстрации (колос, хлеб, пшеничное поле, трактор, комбайн, пекарь, водитель, врач, строитель, продавец), карточки с правилами, маска волка, рабочий лист с заданием, каравай.

Оборудование:

  • Интерактивная доска.
  • Компьютер.

Ход занятия

I. Организационный момент

Загадка:

Широко, а не море,
Золото, а не деньги,
Сегодня на земле,
А завтра на столе.
(Хлеб - картинки хлеба и пшеничного поля)

- Сегодня мы поговорим о хлебе.

Мы каждый день едим хлеб, но никому и в голову не приходит мысль о том, что это одно из величайших чудес на свете.

Хлеб даётся человеку большим трудом многих людей.

II. Основной этап

1. Беседа «Откуда к нам приходит хлеб?»

- Ребята, а знаете ли вы, откуда хлеб к нам на стол приходит? (Ответы детей)

- Чтобы выросла пшеница, что сначала нужно сделать? (Ответы детей)

Правильный ответ. Вспахать землю на поле.

- После того как вспахали поле что делают? (Ответы детей)

Правильный ответ. Засеивают поле пшеницей.

- Когда засеяли поле, что происходит с пшеницей? (Ответы детей)

Правильный ответ. Она растёт на поле. А поле большое, как море.

- После того, как пшеница созрела, что с ней делают? (Ответы детей)

Правильный ответ. На комбайне собирают урожай.

- Далее куда попадает пшеница? (Ответы детей)

Правильный ответ. На мукомольный завод, где пшеницу мелят в муку и её отправляют на хлебозаводы.

- Что делают с мукой на хлебозаводах? (Ответы детей)

Правильный ответ. Замешивают тесто, выпекают хлеб.

- Куда дальше отправляют готовый хлеб? (Ответы детей)

Правильный ответ. В магазины на прилавки.

А зачем? (Ответы детей)

Правильный ответ. Чтобы люди покупали хлеб.

- Проделав такой долгий путь, хлеб появляется у нас на столе.

2. Стихотворение

«Хлеб». С.Погореловский. (Читает учитель).

Пышный, мягкий, пропеченный,
Подрумяненный слегка,
Хлеб с горбушкой золоченой.
Шел к тебе издалека.

В каждый дом, на каждый стол
Он пожаловал, пришел,
В нём здоровье, наша сила,
В нём чудесное тепло.
Сколько рук его растило,
Охраняло, берегло!

Перед тем, как стали зёрна
Хлебом – тем, что на столе,
Люди долго и упорно
Потрудились на земле.
Вот на мельнице пшеница,
Здесь такое с ней творится!

В оборот её берут,
В порошок её сотрут!
На большом хлебозаводе
Станешь тестом ты, мука.

Тесту тесно, мало места.
«Ох, пустите» - шепчет тесто.
Ладно, пустим, в печь давай.
Получился каравай.

(Демонстрация каравая на столе)

3. Разучивание славословия

Произносим хором.

Слава миру на земле!
Слава хлебу на столе!
Слава тем, кто хлеб растил,
Не жалел трудов и сил!

4. Просмотр видеофрагмента «Путь хлеба с поля к нам на стол»

5. Беседа после просмотра

- Куда везут зерно с поля?

- Что происходит с зерном на мельнице?

- Во что превращается мука на хлебозаводе?

- С хлебозавода куда везут готовый хлеб?

6. Отгадывание загадок

А теперь, ребятки, разгадаем мы загадки:

- Вырос в поле колоском, на столе лежит куском. (Хлеб)

- Сегодня на земле, а завтра на столе. (Хлеб)

- Он на солнышке стоит и усами шевелит.
- Разомнёшь его в ладони – Золотым зерном набит. (Колос)

- Весной – травкой шелковистой, летом – нивой золотистой,
К столу – булочкой душистой. (Пшеница)

7. Физическая пауза с проговариванием «Замесим тесто»

Ой, ладошки-ладушки.
Мы печём оладушки. (Хлопки ладонями)
Замешиваем тесто,
А тесту в миске тесно (Показывают «помешивание» по кругу)
Тесто выпало на стол,
Тесто шлёпнулось на пол. (Присели на корточки)

8. Инсценировка по сказке «Человек и Волк»

Два человека играют роли человека и волка. Учитель – автор.

Однажды встретил волк в лесу человека и просит:

- Да мне хлеба!

Человек дал. Волк съел и облизнулся – вкусный был хлеб. Говорит волк человеку:

- Что мне делать, чтоб и у меня был всегда свой хлеб? Научи меня!

- Ладно, - согласился человек и начал учить волка. – Сперва надо спахать землю…

- А когда вспашешь, можно уж есть?

-  Еще нет. Надо пшеницу посеять.

- А когда посеешь, можно уже есть?

- Еще нет. Надо подождать, пока она вырастет.

- А когда вырастет, можно уж есть?

- Еще нет. Надо ее собрать.

- А когда соберешь, можно уж есть?

- Еще нет. Надо ее смолотить.

- А когда смолотишь, можно уж есть?

- Еще нет. Надо испечь хлеб.

- А когда испечешь, можно есть?

- Можно.

- Подумал волк, подумал и говорит:

- Лучше уж не буду я печь хлеб, коли так долго ждать. Как до сих пор обходился без хлеба, так, видно, и обойдусь.

Почему волк отказался выращивать хлеб? (Это очень трудно)

9. Игра-классификация «Хлебные профессии»

- Поиграем в игру «Хлебные профессии» и узнаем, кто помогает хлебу прийти на стол. Посмотрите, на доске картинки с названиями людей различных профессий.

Ребята, вам нужно выбрать картинки с теми профессиями, которые помогают вкусному хлебу прийти на наш стол.

Также нужно объяснить свой выбор.

Правильный ответ: тракторист, комбайнёр, пекарь, водитель, продавец.

10. Самостоятельная работа

Задание: закончите предложения.

  • Хлеб полезен для _______________.
  • Его нужно есть каждый _______.
  • Хлеб пекут из _______.
  • Много людей поработают, чтоб хлеб положили тебе на _______.
  • Хлеб надо беречь _______!

Слова для справок: здоровья, день, муки, стол, всегда.

III. Заключительный этап

Выводы. Рефлексия

- Много труда вкладывается, чтобы хлеб «к нам на стол пришёл».

  • Не выбрасывайте хлеб.
  • Бери хлеба столько, сколько съешь.
  • Уважайте труд людей.

- Повторим правила обращения с хлебом.

(Дети получают по карточке с правилом. Читают, запоминают, повторяют.)

  1. Хлеб наш берегите!
  2. Хлебом не сорите!
  3. Хлеб наш уважайте!
  4. С хлебом не играйте!
  5. Хлеб выбрасывать нельзя!
    Берегите хлеб, друзья!

Оценка работы класса. Дегустация каравая.