Задачи:
- Познавательные - дать понятие о том, как изготовляют хлеб.
- Коммуникативные - обогащать и уточнять словарный запас, развивать связную устную речь, умение отвечать на вопрос полным предложением.
- Воспитательные - воспитывать уважительное отношение к трудящимся людям, дать понятие о необходимости труда, воспитывать культуру питания и поведения.
Демонстрационный материал: видеофрагмент, иллюстрации (колос, хлеб, пшеничное поле, трактор, комбайн, пекарь, водитель, врач, строитель, продавец), карточки с правилами, маска волка, рабочий лист с заданием, каравай.
Оборудование:
- Интерактивная доска.
- Компьютер.
Ход занятия
I. Организационный момент
Загадка:
Широко, а не море,
Золото, а не деньги,
Сегодня на земле,
А завтра на столе.
(Хлеб - картинки хлеба и пшеничного поля)
- Сегодня мы поговорим о хлебе.
Мы каждый день едим хлеб, но никому и в голову не приходит мысль о том, что это одно из величайших чудес на свете.
Хлеб даётся человеку большим трудом многих людей.
II. Основной этап
1. Беседа «Откуда к нам приходит хлеб?»
- Ребята, а знаете ли вы, откуда хлеб к нам на стол приходит? (Ответы детей)
- Чтобы выросла пшеница, что сначала нужно сделать? (Ответы детей)
Правильный ответ. Вспахать землю на поле.
- После того как вспахали поле что делают? (Ответы детей)
Правильный ответ. Засеивают поле пшеницей.
- Когда засеяли поле, что происходит с пшеницей? (Ответы детей)
Правильный ответ. Она растёт на поле. А поле большое, как море.
- После того, как пшеница созрела, что с ней делают? (Ответы детей)
Правильный ответ. На комбайне собирают урожай.
- Далее куда попадает пшеница? (Ответы детей)
Правильный ответ. На мукомольный завод, где пшеницу мелят в муку и её отправляют на хлебозаводы.
- Что делают с мукой на хлебозаводах? (Ответы детей)
Правильный ответ. Замешивают тесто, выпекают хлеб.
- Куда дальше отправляют готовый хлеб? (Ответы детей)
Правильный ответ. В магазины на прилавки.
А зачем? (Ответы детей)
Правильный ответ. Чтобы люди покупали хлеб.
- Проделав такой долгий путь, хлеб появляется у нас на столе.
2. Стихотворение
«Хлеб». С.Погореловский. (Читает учитель).
Пышный, мягкий, пропеченный,
Подрумяненный слегка,
Хлеб с горбушкой золоченой.
Шел к тебе издалека.В каждый дом, на каждый стол
Он пожаловал, пришел,
В нём здоровье, наша сила,
В нём чудесное тепло.
Сколько рук его растило,
Охраняло, берегло!Перед тем, как стали зёрна
Хлебом – тем, что на столе,
Люди долго и упорно
Потрудились на земле.
Вот на мельнице пшеница,
Здесь такое с ней творится!В оборот её берут,
В порошок её сотрут!
На большом хлебозаводе
Станешь тестом ты, мука.Тесту тесно, мало места.
«Ох, пустите» - шепчет тесто.
Ладно, пустим, в печь давай.
Получился каравай.
(Демонстрация каравая на столе)
3. Разучивание славословия
Произносим хором.
Слава миру на земле!
Слава хлебу на столе!
Слава тем, кто хлеб растил,
Не жалел трудов и сил!
4. Просмотр видеофрагмента «Путь хлеба с поля к нам на стол»
5. Беседа после просмотра
- Куда везут зерно с поля?
- Что происходит с зерном на мельнице?
- Во что превращается мука на хлебозаводе?
- С хлебозавода куда везут готовый хлеб?
6. Отгадывание загадок
А теперь, ребятки, разгадаем мы загадки:
- Вырос в поле колоском, на столе лежит куском. (Хлеб)
- Сегодня на земле, а завтра на столе. (Хлеб)
- Он на солнышке стоит и усами шевелит.
- Разомнёшь его в ладони – Золотым зерном набит. (Колос)- Весной – травкой шелковистой, летом – нивой золотистой,
К столу – булочкой душистой. (Пшеница)
7. Физическая пауза с проговариванием «Замесим тесто»
Ой, ладошки-ладушки.
Мы печём оладушки. (Хлопки ладонями)
Замешиваем тесто,
А тесту в миске тесно (Показывают «помешивание» по кругу)
Тесто выпало на стол,
Тесто шлёпнулось на пол. (Присели на корточки)
8. Инсценировка по сказке «Человек и Волк»
Два человека играют роли человека и волка. Учитель – автор.
Однажды встретил волк в лесу человека и просит:
- Да мне хлеба!
Человек дал. Волк съел и облизнулся – вкусный был хлеб. Говорит волк человеку:
- Что мне делать, чтоб и у меня был всегда свой хлеб? Научи меня!
- Ладно, - согласился человек и начал учить волка. – Сперва надо спахать землю…
- А когда вспашешь, можно уж есть?
- Еще нет. Надо пшеницу посеять.
- А когда посеешь, можно уже есть?
- Еще нет. Надо подождать, пока она вырастет.
- А когда вырастет, можно уж есть?
- Еще нет. Надо ее собрать.
- А когда соберешь, можно уж есть?
- Еще нет. Надо ее смолотить.
- А когда смолотишь, можно уж есть?
- Еще нет. Надо испечь хлеб.
- А когда испечешь, можно есть?
- Можно.
- Подумал волк, подумал и говорит:
- Лучше уж не буду я печь хлеб, коли так долго ждать. Как до сих пор обходился без хлеба, так, видно, и обойдусь.
Почему волк отказался выращивать хлеб? (Это очень трудно)
9. Игра-классификация «Хлебные профессии»
- Поиграем в игру «Хлебные профессии» и узнаем, кто помогает хлебу прийти на стол. Посмотрите, на доске картинки с названиями людей различных профессий.
Ребята, вам нужно выбрать картинки с теми профессиями, которые помогают вкусному хлебу прийти на наш стол.
Также нужно объяснить свой выбор.
Правильный ответ: тракторист, комбайнёр, пекарь, водитель, продавец.
10. Самостоятельная работа
Задание: закончите предложения.
- Хлеб полезен для _______________.
- Его нужно есть каждый _______.
- Хлеб пекут из _______.
- Много людей поработают, чтоб хлеб положили тебе на _______.
- Хлеб надо беречь _______!
Слова для справок: здоровья, день, муки, стол, всегда.
III. Заключительный этап
Выводы. Рефлексия
- Много труда вкладывается, чтобы хлеб «к нам на стол пришёл».
- Не выбрасывайте хлеб.
- Бери хлеба столько, сколько съешь.
- Уважайте труд людей.
- Повторим правила обращения с хлебом.
(Дети получают по карточке с правилом. Читают, запоминают, повторяют.)
- Хлеб наш берегите!
- Хлебом не сорите!
- Хлеб наш уважайте!
- С хлебом не играйте!
- Хлеб выбрасывать нельзя!
Берегите хлеб, друзья!
Оценка работы класса. Дегустация каравая.