Вот уже 29 лет я работаю в школе и 26 лет в стенах ЧУ «Гимназия им. Т.Аубакирова», г.Темиртау. Все было за это время: радость и огорчения, победы и поражения. Прошедшие годы – годы поисков, раздумий, открытий. Бывает, что в трудные минуты наступает разочарование. Приходится все пройденное заново анализировать, находить ошибки и исправлять их. Затем – все начинать сначала. Никогда не думала, что буду обобщать свой опыт. Оказывается, это так трудно, посмотреть со стороны на свою работу.
Тема моего обобщения, она актуальна в наше время, «Взаимодействия классного руководителя и родителей»
Хочу начать со старого школьного афоризма:
Самое сложное в работе с детьми – это работа с их родителями.
В работе почти каждого учителя есть трудная, но очень важная миссия – быть классным руководителем. Одни учителя считают эту работу дополнительной нагрузкой к своей преподавательской деятельности, другие называют её самой главной. Как бы ни была сложна работа классного руководителя, без сомнения, она нужна детям, поскольку основным структурным звеном в школе является класс.
В моей педагогической деятельности было немного выпусков, но каждый класс мне по-своему дорог, про каждый класс я могу с гордостью сказать: ЭТО МОИ ДЕТИ.
Но не могла так сказать про родителей. Из года в год стояла проблема - как привлечь родителей в учебно-воспитательный процесс, как сделать, чтобы пассивные родители, стали активными!
Сколько форм и методов было перепробовано, что скрывать, сколько слёз пролито, и чтобы найти правильный путь к решению своей проблемы мне помог один случай, который был связан с моим младшим сыном, когда меня в очередной раз вызвали на беседу, по поводу плохого поведения. И дома, разбирая очередную ситуацию Сергей сказал фразу, из фильма «Доживём до понедельника». Вот в этой фразе одно слово стало основным в решении моей проблемы.
Счастье – это, когда тебя понимают!
И я начала строить свой маленький классный домик, где фундаментом стало ПОНИМАНИЕ.
Любому человеку необходимо, чтобы его понимали и признавали; чтобы он чувствовал себя необходимым. А ведь родители – это те же дети, но только взрослые. И с ними надо также, как и с детьми. Похвалить, поддержать, дать совет, понять, что их тревожит, а иногда и отругать!
Стенами стало ПОРТНЕРСТВО.
Многолетний опыт работы показывает, если родители и классный руководитель не перекладывают ответственность друг на друга, а равноценно делят ее между собой, то в их отношениях царит гармония и это благоприятно сказывается на воспитании ребёнка.
А крышей стало СОТРУДНЕЧЕСТВО.
Сотрудничество классного руководителя и родителя - это совместное определение целей деятельности, планирование предстоящей работы, распределение сил и средств в соответствии с возможностями каждого участника, контроль и оценка результатов работы и прогнозирование новых целей и задач.
И чтобы ПОНИМАНИЕ, ПОРТНЁРСТВО И СОТРУДНЕЧЕСТВО стало единым целым, где родители стали активными участниками, жизнедеятельности класса, я организую работу с родителями в нескольких направлениях, из которых постепенно сложилась целая система взаимодействия учителя и родителей.
CИСТЕМА ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ С РОДИТЕЛЯМИ
Рассмотрим все направления в отдельности. Начнём с создания родительского комитета. Почему именно это направление я выделила?
Родительский комитет - это прежде всего неравнодушные и ответственные люди, которые помогают классному руководителю сплотить класс и организовать внеклассную деятельность. Должен быть главным помощником классного руководителя. Именно «помощниками», а не людьми, которые давят на других родителей, и тем ничего не остается, как подчиниться и выполнить все, что от них хотят. Поэтому, нужно очень тщательно подойти к выборам в родительский комитету.
Как увидеть этих неравнодушных людей, мне помогает тренинг, который провожу в начале года, когда беру первоклашек. А потом уже в процессе работы, кто-то добавляется, а бывает и отказывается от работы. Родительский комитет меня 1 раз в два года. Даю возможность многим родителям, окунуться в эту работу. Это позволяет активизировать родителей, жить жизнью не только своего ребёнка, но и всего детского коллектива.
Следующее направление – просвещение.
Реальность такова, что педагогическая культура большинства родителей находится на низком уровне. Ведь нет такого специального курса или учебного предмета в университетах и подобных заведениях, где молодых людей учат, как стать хорошими мамами и папами, как нужно взаимодействовать с детьми и правильно воспитывать их. В принципе, этому не обучают нигде и никогда. Отдав ребёнка в гимназию у родителей очень много вопросов, на которые надо найти ответ.
В этом направлении использую индивидуальные консультации, родительские собрания, на которых пусть небольшое количество времени, но рассматриваю вопросы психологии, педагогики, интерактивное общение.
Здесь классный руководитель должен стать психологом. Уметь выслушать, подсказать, дать совет. А главное, надо научиться не только слушать родителя, но и слышать.
Следующее направление – нестандартные родительские собрания.
Из практики убедилась, что однотипные родительские собрания не интересны родителям. Ведь в основном родительские собрания сводятся к ознакомлению с успеваемостью и беседами на различные темы, которые не волнуют родителей. Я решила пересмотреть свои подходы к подготовке родительских собраний – одной из главных ступенек в сотрудничестве родителей с гимназией. Хотелось сделать их такими, где не поучают и не ругают, а предлагают задуматься о судьбе детей, их благополучии.
Я стала искать формы не стандартных собраний. Тренинги, деловые игры, решение жизненных ситуаций, где родители играют роль своих детей и стараются решить проблему с позиции своего ребёнка. Выбираю такие темы, чтобы они касались непосредственно детей класса. Пока не получается сделать всё родительское собрание в форме деловой игры, или тренинга, но стараюсь отводить время на собрании для такой работы. И это не секрет, посещаемость родительских собраний в моём классе 90%.
Следующее направление – совместная внеурочная деятельность (КТД по Иванову).
У нас очень насыщенная творческая жизнь в гимназии. Конечно, хочется, чтобы родители стали частью этой жизни, были активными её участниками.
Как сделать это? Использую технологию «КТД» И.П.Иванова.
- Коллективное планирование
- Коллективная подготовка
- Проведение дела
- Коллективный анализ
Все вопросы, связанные с любым делом, обсуждаю со всеми родителями. Принимаю идеи, предложения всех. Стараюсь, всё предложенное включить в мероприятия, чтобы родители видели свой вклад и понимали, что их помощь была просто необходима.
Главное здесь – это слова благодарности даже за незначительный вклад в общее дело.
К КТД отношу не только большие мероприятия, традиции класса, которые есть у нас. Ведь бегут школьные годы, меняются учителя, классные руководители, но в памяти детей остаются те дела, которые из года в года проводятся и не забываются.
Во всех классах были свои традиции. Это класс собрал все.
- «Рождение классного коллектива»
- Поздравление именинников «Я пришёл в этот день в этот мир»
- «Копилка личных и коллективных достижений»
- «Мой классный коллектив может меняться»
- Праздник «Ура! Мы – второклассники»;
- Ведение странички в истограмме.
Есть традиции и в родительском коллективе: Ежегодно первое родительское собрание заканчивается за чашкой чаем и вкусным тортом. А последнее родительское собрание заканчивается записью пожеланий в нашу книгу «Воспоминаний».
Следующее направление – совместная проектная деятельность.
Почему я решила взять – это направление?
Во-первых, мне самой эта деятельность очень нравится.
Во-вторых, это ещё один из действенных путей к сотрудничеству.
В-третьих, это одна из возможностей научиться понимать мир детства и собственного ребёнка.
В ходе осуществления проектов между родителями и детьми происходит одновременно и взаимодействие, и творческое соревнование. Атмосфера игры и фантазии позволяет лучше узнать своих родных, дети и родители становятся ближе друг к другу.
Хочу предложить вам проект родителей, который они создали без моей помощи. Это небольшой рассказ о наших детях и родителях. Ссылка: https://yadi.sk/i/wQnvhqG3TYNBug0
Обязательным фактором моей деятельности является диагностика результатов. За основу взяла методику Степанова «изучения удовлетворённости родителей работой образовательного учреждения», но вопросы адаптирую под свой класс, это позволяет мне отследить эффективность моей работы.
На сегодняшний день могу сказать, что работа видна.
- Родители организованы, активны, творчески.
- По моим наблюдениям вижу, что родители, которые не особо были активны, стали проявлять инициативу и показывать свои творческие способности.
Но еще есть над чем работать. Фундамент заложен, стены и крыша есть, будем создавать надёжный и прочный дом. Всё в наших руках.
Перемены не настанут, если мы будем ждать помощи от кого-то другого или ждать нужного момента. Ждать нужно только от самих себя. Мы сами и есть те перемены, которые нам нужны.