Основополагающим принципом современного обновления содержания образования является личностная ориентация содержания образования, предполагающая развитие способностей учащихся, индивидуализацию их образования с учетом интересов и склонностей. Современное информационное общество движется по пути развития творческого мышления человека. Творческий человек может успешно адаптироваться в социуме, противостоять негативным обстоятельствам, находить позитивные выходы из сложных ситуаций, он способен к самореализации своих возможностей, саморазвитию.
Результаты изучения степени удовлетворенности учащихся и их родителей школьной жизнью в течение прошедших двух лет показали, что школьники нуждаются в помощи по организации интересной внеклассной работы, подразумевающей активное участие в ней самих младших школьников.
Автором данного опыта проведена диагностика творческих способностей младших школьников.
Для изучения исходного уровня креативности учащихся использованы тесты Е.Торренса «Невербальная активность» и С.Медника «Вербальная креативность».
Предлагаемый вариант теста Е.Торренса представляет собой набор картинок с некоторым набором элементов (линий), используя которые, испытуемым необходимо дорисовать картинку до некоторого осмысленного изображения. Автор опыта использовала 6 картинок, которые не дублируют по своим исходным элементам друг друга и дают наиболее надежные результаты.
Методика С.Медника «Вербальная креативность» предусматривала задание подобрать к тройке слов еще одно слово так, чтобы оно сочеталось с каждым из трех предложенных слов.
В результате анализа было выявлено, что дети в основном действовали по образцу, который встречался им уже в разных жизненных ситуациях, а на основе имеющихся знаний не все смогли придумать новые варианты или решения творческого характера, основанные на вымышленном событии, что указывает на следующий факт: способности у большинства учащихся производить индивидуальные творческие продукты низкие, а количество школьников, действующих по аналогии, по образцу, превышает 50%.
Следовательно, возникает противоречие между общественными потребностями в творческом развитии личности и возможностями образовательно-воспитательного процесса в обеспечении условий для решения этой задачи.
Актуальность данной темы объяснятся следующими положениями.
Федеральный компонент государственного стандарта начального общего образования направлен на реализацию качественно новой личностно-ориентированной развивающей модели массовой начальной школы, и одна из целей ФГОС является развитие личности школьника, его творческих способностей.
Ведущая педагогическая идея опыта заключается в изучении влияния технологии педагогических мастерских на развитие творческих способностей младших школьников.
Работа над опытом велась в течение трёх лет и включала следующие этапы:
1 этап – проектно-мобилизационный (2013-2014 г.), выявление проблемы, изучение научно-методического аспекта, разработка теоретической базы опыта.
2 этап – экспериментально-поисковый (2014–2015 г.) – опытно-поисковая деятельность, корректировка форм воспитательной работы с младшими школьниками, оперативная рефлексия процесса и результатов деятельности младших школьников в педагогических мастерских. Становление опыта; анализ результатов деятельности в педагогических мастерских, формирование информационно-методического банка по созданию разработок занятий в педагогических мастерских.
3 этап – рефлексивно-обобщающий (2015–2016 г.) - обмен опытом, широкое использование результатов опыта всеми участниками воспитательного процесса, определение дальнейших перспектив развития.
Диапазон опыта представлен единой системой «урок – внеклассная работа – дополнительное образование», которая включает в себя обучение и воспитание в начальных классах в их органичном единстве.
Теоретическое обоснование опыта
Поиск содержания и технологий развития творческих способностей обучающихся позволил выделить разнообразные подходы к организации процесса творчества. К ним относятся как формы урочной, так и внеурочной деятельности, традиционные и нетрадиционные подходы.
Одной из таких технологий является технологии педагогических мастерских, выступающая как необычная система обучения, предоставляющая каждому ученику, опираясь на его способности и опыт, возможность реализовать себя в познании [6].
Мастерская, или Ателье, появилась в практике школы в результате деловых контактов педагогов России и группы ЖФЭН из Франции, которые начались в 1989 году. ЖФЭН - это сокращенное название «Французской группы нового образования» - добровольный творческий союз ученых и практиков Франции. У истоков движения стояли такие знаменитые психологи, как Поль Ланжевен, Анри Валлон, Жан Пиаже и др.; в последние годы объединение возглавлял Анри Бассис - известный французский педагог, поэт и драматург, общественный деятель.
Вместе с тем, следует заметить, что, несмотря на то, что уже более десяти лет технология мастерских адаптируется в школах, учебных заведениях России, она до сих пор считается одной из новых технологий.
Современная методическая литература имеет несколько толкований понятий «технология», «педагогические мастерские», «творчество». В данной работе уместно следующее толкование основных понятий, которое дает А.В.Усова: «Педагогическая технология - есть продуманная во всех деталях модель совместной учебной и педагогической деятельности по проектированию, организации и проведению учебного процесса с безусловным обеспечением комфортных условий для учащихся и учителя» [9,14]. Педагогическая технология предполагает реализацию идеи полной управляемости учебным процессом.
Мастерская - одна из интенсивных активных технологий обучения, включающая каждого из ее участников в «самостроительство» своих знаний через критическое отношение к имеющимся сведениям, к поступающей информации и самостоятельные решения творческих задач.
Творчество - процесс человеческой деятельности, создающий качественно новые материальные и духовные ценности, или итог создания субъективно нового. Основной критерий, отличающий творчество от изготовления (производства) — уникальность его результата [11].
Данные научно-педагогические категории являются ключевыми в понятийном аппарате опыта.
По своей новизне данный опыт является репродуктивно-рационализаторским.
Технология описания опыта
Цель опыта: создание условий для развития творческих способностей младших школьников в образовательном процессе по технологии педагогических мастерских.
Педагогические мастерские дают возможность проявить самостоятельность и организаторские способности обучающихся с разным уровнем подготовки.
Практика показала, что целесообразно в работу мастерских включить и участие родителей. Это имеет большое воспитательное значение для укрепления детско-родительских отношений и привлечения родителей к участию в процессе обучения и воспитания.
Работа в мастерских построена таким образом, чтобы учащиеся разработали, оформили и получили готовый продукт. В процессе работы дети разрабатывают и оформляют проекты разной степени сложности. Занимаясь проектами, учащиеся проявляют самостоятельность в планировании, организации и контроле своей учебно-познавательной деятельности, результатом которой является создание какого-либо продукта.
Анализ организации педагогических мастерских позволил выявить условия эффективности организации данной формы обучения. Так, при проведении мастерских автор опыта создаёт атмосферу открытости, доброжелательности, обращается к чувствам учеников, вызывает их на откровение, работает вместе с ними, не ставит оценки, не ругает и не хвалит, но при этом даёт почувствовать ученику собственное достижение, пусть даже небольшое. Эти условия определяют успешность работы педагога по названной технологии.
Особенно детям было интересно рассматривать выставки, созданные после окончания работы. Каждая мастерская выбирала своего экскурсовода, который представлял результат работы группы. Такая деятельность способствовала развитию речевых умений, обогащению словарного запаса, расширению речевого диапазона, снимала психологические зажимы у стеснительных детей в процессе публичного выступления, формированию и развитию коммуникативных компетенций.
Работа в творческой мастерской включает следующие этапы.
Первый этап – «схватывание», или индуктор
Первый этап обращён к личности каждого школьника, его «Я», его подсознанию, его опыту, его знаниям. Создается эмоциональный настрой, мотивирующий творческую деятельность, включающий чувства, подсознание, формирующий личностное отношение к предмету обсуждения. Для этого применяется индуктор - слово, образ, фраза, текст, предмет, звук, мелодия, рисунок и т.д.; все, что может вызвать поток ассоциаций, воспоминаний, ощущений, вопросов.
Индуктор - первое задание в мастерской, мотивирующее дальнейшую работу участников. Задание предлагается необычное, в чем-то загадочное и обязательно личностное. Это тоже является необходимым условием работы мастерской. Индуктор - своего рода свернутый смысл темы. Действие с ним предполагает открытие внутреннего пространства чувств, ассоциаций, включение «спящего» внешнего смысла во внутренний мир участника мастерской. Познавательный смысл индукции в том, что абстрагирующая работа мысли помогает идти вперед при недостатке практических знаний. Таким образом, первый этап - это мотивация, настраивание каналов ввода информации, актуализация опыта.
Второй этап – деконструкция
Когда опыт актуализирован, знания предъявлены себе и учебной группе, все участники включились в работу, наступает этап прозрения, разочарования в полноте и совершенстве имеющихся знаний. Происходит работа с материалом (текстом, красками, звуками, веществами, моделями) и превращение его в хаос - смешение слов, явлений, событий. На этом этапе каждому предоставляется возможность после «инвентаризации» знаний определить пути поиска нового знания.
Третий этап – организующее ядро
Педагог предлагает ученикам разнообразный материал в виде предметов, объектов, текстов, иллюстраций, таблиц, схем, фактических данных - все, что способно пробудить фантазию, мысль, позволяет по-новому взглянуть на давно известное. Так, на занятие по теме «Тема дружбы в сказке А.Сент-Экзюпери «Маленький принц»» учитель принесла блестящую голубую накидку, пояснив, что в такой накидке Маленький принц путешествовал по разным планетам, и розу, на которой были шипы – это роза, которую каждое кто поливал Маленький принц на своей планете.
Четвертый этап – созидание, реконструкция
Это основной, сложный и в то же время радостный этап, он протекает в сотворчестве, в поиске, в столкновении позиций, в прозрении, в понимании с полуслова, в молчании, в бурном словесном и эмоциональном выражении. На основе материала предыдущего этапа происходит создание своего текста, рисунка, гипотезы, проекта, решения. На четвертом этапе работа проводится индивидуально, в паре, либо в группе. Тут и целесообразно вовлекать родителей, которые всегда с интересом включались в работу. Следует особо отметить, что в течение мастерской этапы реконструкции и реконструкция могут повторяться несколько раз - до 15-20.
Пятый этап – социализация и афиширование
Это этап предъявления созданного продукта, наработок, идей, планов, их реализации всем участникам, аудитории. Произведения (тексты, рисунки, схемы, проекты, решения) учеников и педагога (мастера) вывешиваются в аудитории, и все с ними знакомятся - ходят, читают, обсуждают. Результаты работы может зачитывать вслух автор или другой участник, а также педагог. В обсуждениях дети подмечают удачные и не очень удачные строки, фрагменты, подбор красок, составление сюжетов. Такой анализ позволяет «упражняться» в творческом поиске, что благотворно влияет на развитие творческого воображения.
Шестой этап – корректировка, или разрыв
В сделанное ранее вносятся исправления, дополнения. Происходит промежуточная рефлексия, самокоррекция деятельности и на этой основе – формирование информационного запроса (выстраивание новых проблем). Существенно, что на этом этапе происходит кульминация творческого процесса: озарение, новое видение предмета, явления, внутреннее сознание неполноты или несоответствия своего старого знания новому, побуждающее к углублению в проблему, либо выдвижению новых проблем, к поиску ответов. Для продвижения к новому знанию участники обращаются к словарям, текстам, учебникам, справочникам.
Мастерская заканчивается седьмым этапом – рефлексией на уровне мысли, на уровне самого познавательного процесса. Это этап возвращения назад, предметного рассмотрения самого знания, критический анализ его содержания и методов познания, самоанализ, обобщение чувств, возникших в мастерской. На этом этапе рекомендуется не давать оценочные суждения: «Это получилось хорошо, а это плохо», а провести анализ движений мысли каждого участника, его чувств, мироощущения. Таким образом, мастерская, как педагогическая технология, способствует раскрытию индивидуальности ребёнка, реализации и развитию творческих способностей младших школьников.
Результативность опыта
Отслеживание результатов воспитательной работы в классе с применением творческих мастерских проводилось с помощью как промежуточного, так и итогового диагностирования, устного и письменного опроса, посредством педагогических наблюдений.
По результатам трехлетней работы с применением технологии творческих мастерских можно сделать следующий вывод: при применении данного метода достигаются высокие результаты в сфере творческого развития. Дети с удовольствием участвуют в различного рода конкурсах, акциях, причем, творчество проявляется не только в ситуации творческой деятельности детей во внеурочной работе, но и в учебной ситуации на уроке, когда ученики привносят элементы воображения, фантазии, находят неординарные решения для выполнения поставленной учебной задачи.
Для изучения уровня креативных способностей учащихся автор опыта применила такие диагностические средства, как тест Е.Торренса «Невербальная креативность», методика С.Медника «Вербальная креативность» (взяты для диагностики только критерии оригинальности и уникальности). Полученные результаты занесены в таблицу (табл.1):
Таблица 1
Сводная таблица вербальной и невербальной креативности учащихся 4 класса МОУ «Шелаевская СОШ»
№ |
Фамилия, имя |
Невербальная креативность |
Вербальная креативность |
||||||
2013 -14 г. |
2015-16г. |
2013-14 г |
2015-16 г. |
||||||
Оригинальность |
Уникальность |
Оригинальность |
Уникальность |
Оригинальность |
Уникальность |
Оригинальность |
Уникальность |
||
1 |
Белицкая Ульяна |
0,24 |
0 |
0,31 |
0 |
0,50 |
0 |
0,69 |
1 |
2 |
Бондарь Анастасия |
0,48 |
1 |
0,76 |
2 |
0,72 |
2 |
0,87 |
2 |
3 |
Веригина Анна |
0,42 |
1 |
0,72 |
2 |
0,65 |
1 |
0,76 |
2 |
4 |
Вереина Карина |
0,38 |
0 |
0,40 |
1 |
0,58 |
0 |
0,79 |
2 |
5 |
Воценко Захар |
0,40 |
1 |
0,57 |
1 |
0,72 |
1 |
0,81 |
2 |
6 |
Глебов Владислав |
0,38 |
1 |
0,45 |
1 |
0,64 |
1 |
0,84 |
2 |
7 |
Ерохин Антон |
0,67 |
2 |
0,78 |
2 |
0,81 |
1 |
0,86 |
2 |
8 |
Епифанова Виктория |
0,70 |
2 |
0,73 |
2 |
0,51 |
1 |
0,64 |
1 |
9 |
Жерлицына Дарья |
0,32 |
0 |
0,38 |
0 |
0,45 |
0 |
0,52 |
0 |
10 |
Золотарева Дарья |
0,48 |
1 |
0,50 |
1 |
0,58 |
1 |
0,58 |
1 |
11 |
Косова Диана |
0,57 |
1 |
0,60 |
1 |
0,51 |
1 |
0,63 |
2 |
12 |
Кубаева Светлана |
0,20 |
1 |
0,45 |
1 |
0,78 |
3 |
0,86 |
3 |
13 |
Луншина Ангелина |
0,48 |
1 |
0,51 |
1 |
0,69 |
2 |
0,78 |
3 |
14 |
Мазалов Матвей |
0,57 |
1 |
0,68 |
2 |
0,64 |
2 |
0,71 |
2 |
15 |
Посух Ксения |
0,52 |
1 |
0,62 |
1 |
0,69 |
2 |
0,71 |
3 |
16 |
Павлова Вероника |
0,44 |
0 |
0,48 |
0 |
0,49 |
0 |
0,51 |
1 |
17 |
Пантюхина Вероника |
0,58 |
1 |
0,64 |
2 |
0,59 |
1 |
0,78 |
2 |
18 |
Пищальченко Дмитрий |
0,26 |
0 |
0,34 |
0 |
0,49 |
0 |
0,56 |
1 |
19 |
Шальнева Дарья |
0,42 |
1 |
0,65 |
2 |
0,61 |
2 |
0,75 |
3 |
20 |
Шальнева Мария |
0,48 |
1 |
0,60 |
1 |
0,60 |
1 |
0, 65 |
1 |
21 |
Усов Никита |
0,12 |
0 |
0,40 |
1 |
0,71 |
1 |
0,78 |
2 |
22 |
Устинов Владислав |
0,50 |
1 |
0,58 |
1 |
0,60 |
2 |
0,65 |
2 |
Данные таблицы свидетельствуют о том, что рост креативности в целом увеличился. Не смотря на сложность тестов, дети творчески подошли к решению предложенных задач, продемонстрировав нестандартное мышление, оригинальность, способность к нешаблонному решению.
Педагогические наблюдения показывают, что ежегодно увеличивается стремление детей активно участвовать в жизни школы, в различных творческих конкурсах, в повседневной деятельности привносить в разные виды её творчество, неординарность. Это подтверждают и данные таблицы.
Результатом деятельности по технологии педагогических мастерских можно также считать увеличение количества призовых мест в творческих конкурсах различных уровней (табл.2):
Таблица 2
Сравнительный анализ результативности участия в творческих конкурсах различных уровней
Уровень |
2013-2014 |
2014-2015 |
2015-2016 |
Школьный |
2 участника |
4 участника |
11 участников (6 призёров, |
Муниципальный |
- |
2 участника |
5 участников (2 призёра, 3 участника) |
Всероссийский |
- |
- |
2 призёра |
Всего детей: |
2 |
6 |
18 |
Отобразим эти данные с помощью диаграммы:
Диаграмма
Как показывает диаграмма, количество детей, имеющих предпосылки для участия в творческой деятельности и имеющих высокие результаты (призовые места) участия увеличилось к концу контрольного этапа: с 2 человек, принявших участие в творческих конкурсах до 18 участников, из которых 10 призёров и участников – призёров Всероссийских конкурсов.
Таким образом, эффективность развития творческих способностей учащихся начальных классов повышается при использовании в образовательном процессе технологии педагогических творческих мастерских, где не столько важно сообщить и освоить информацию, сколько научить творить, помочь каждому участнику мастерской самоутвердиться, развить свой творческий потенциал и найти применение творческим способностям. Опыт участия в мастерской помогает не только развивать творческие способности, но и формировать у субъектов учебно-воспитательного процесса организационно-деятельностных, коммуникативных, интеллектуальных, информационных компетенций, которые обеспечивают социализацию ребёнка и личностное становление.