Экологическое воспитание дошкольников

Разделы: Работа с дошкольниками, Экология

Класс: д/с

Ключевые слова: экологическое воспитание


Первые семь лет в жизни ребенка - это период его бурного роста и интенсивного развития, период непрерывного совершенствования физических и психических возможностей, начало становления личности. Достижением первых семи лет является становление самосознания: ребенок выделяет себя из предметного мира, начинает понимать свое место в кругу близких и знакомых людей, осознанно ориентироваться в окружающем предметно-природном мире, вычленять его ценности.

В этот период закладываются основы взаимодействия с природой, при помощи взрослых ребенок начинает осознавать ее как общую ценность для всех людей. К.Д.Ушинский акцентировал внимание на то, чтобы "вести детей в природу", «сообщать им все доступное и полезное для их умственного и словесного развития».

Именно на этапе дошкольного детства ребенок получает первые, яркие эмоциональные впечатления о природе, накапливает представления о разных формах жизни, т.е. у него формируются первоосновы экологического мышления, сознания, закладываются начальные элементы экологической культуры. Но происходит это только при одном условии: если взрослые, воспитывающие ребенка, сами обладают экологической культурой: понимают общие для всех людей проблемы и беспокоятся по их поводу, показывают маленькому человеку прекрасный мир природы, помогают наладить взаимоотношения с ним. Успешно заниматься экологическим воспитанием можно только тогда, когда точно знаешь, что под этим подразумевается.

Экологическое воспитание детей – прежде всего воспитание человечности, т.е. доброты, ответственного отношения к природе, и к людям, которые живут рядом, к потомкам, которым надо оставить Землю пригодной для полноценной жизни. Экологическое воспитание должно учить детей понимать себя и всё, что происходит вокруг. Нужно учить ребят правильно вести себя в природе и среди людей.

В настоящее время, как никогда, остро стоит вопрос экологического воспитания детей. Как же воспитать в детях бережное отношение к природе?

  • Учитывать возрастные особенности дошкольников: впечатлительность и эмоциональную отзывчивость.
  • Через сострадание, сопереживание, которые помогают ребенку войти, как говорил В.А.Сухомлинский, «в жизнь другого живого существа изнутри», почувствовать чужую боль, как свою собственную.
  • Вводить малыша в окружающий мир природы так, чтобы каждый день открывал в нем что-то новое для себя, чтобы он рос исследователем, чтобы каждый его шаг был путешествием к истокам чудес в природе, облагораживал сердце и закалял волю.

Началом экологического воспитания является некоторые правила с детства (нельзя рвать цветы, нельзя ходить по газонам, нельзя обижать животных). Детей надо приучать не оставаться равнодушным к сломанной ветке. Во время бесед или прогулок в природу детям надо объяснять, что заботясь о природе нашего родного края, мы в дальнейшем заботимся об экологии и о нашей Земле в целом.

На сегодняшний день проблема экологии является самой важной, но многие даже не задумываются об этом, особенно родители. Воспитательные задачи осложняются иногда и тем, что дети часто видят, как взрослые нарушают элементарные нормы общения друг с другом и природой. Они даже не замечают, как вредят природе на глазах у детей. Это может быть какая-то мелочь: кинуть мусор рядом с мусорным ведром или не сдать макулатуру в центр обработки. Для нас это кажется чем-то не важным, но именно это сильнее всего влияют на развитие ребёнка, и они начинают думать, что это правильно, что так и надо делать. Таким образом, мы случайно воспитываем в детях неуважение к экологии или пренебрежение к ней. Для того, что бы такого не допустить, детям надо рассказывать о проблемах экологии и о последствиях, к которым приведёт пренебрежительное отношение к ней.

Летом территория нашего детского сада, особенно красива, обилие ярких, душистых цветов привлекает внимание не только людей, но и насекомых. На прогулках взрослые организуют наблюдение за поведением животных, растениями, развивают умения и навыки по уходу за природой.

Научить детей видеть красивое – дело сложное. Если взрослый сам искренне любит природу и бережно относится к ней, он сможет передать эти чувства детям. Дети очень наблюдательны и чутки к словам, настроению и делам взрослого, они быстро видят положительное и подражают своему наставнику.

Любовь к природе означает не только определенное душевное состояние, восприятие ее красоты, но и ее понимание, ее познание. Учитывая это, необходимо ещё раз подчеркнуть, что одна из задач экологического воспитания – формирование у ребёнка представления о человеке не как о хозяине, покорителе природы, а как о части природы, зависящей от неё. Стремитесь искоренять в детях потребительское отношение к природе.

Рассказывайте о вымирающих животных, которые погибают из-за выброса в атмосферу токсичных и вредных веществ, о бесконечно вырубаемых лесах, которые дают нам воздух, которым мы дышим. Таким образом мы сможем объяснить нашим детям, что природу надо беречь. Если мы действительно им об этом будем рассказывать, то мы не только научим их выбрасывать отходы в строго отведённые места, что-то сдавать на переработку, то, возможно, мы сможем в будущем спасти и следующе поколения, и даже нашу планету!

Так же немало важно то, как именно мы представим им эту информацию, ведь детям вряд ли будет интересна лекция. Лучше всего преподавать им это в виде игры, чтобы детям было весело и интересно.

Предлагаю использовать игры.

ЭКОЛОГИЧЕСКИЕ ИГРЫ ДЛЯ ДОШКОЛЬНИКОВ

«Пирамидка»

Она заключает в себе пищевую цепочку от пчелы опыляющей растения, которые съедят травоядные, а они в свою очередь являются пищей для хищников. Таких цепочек можно выстроить большое количество и они могут иметь разветвления. Если данные цепочки подкрепить ещё и наглядным материалом, то это вызовет еще больший интерес у ребёнка. Такого рода пирамидки можно изготовить из картона с картинками или нарисовать картинки на бумаге и прикрепить на обычную пирамидку. Здесь у ребёнка подкрепятся знания, и будет возможность проявить совместное с взрослым творчество.

«Узнай по листочку»

Эта игра заключает в себе изображение внешних признаков растений: листья, кора, стебель, плоды. Ребёнок учится их различать по внешнему виду.

«Угадай по описанию»

Цель: Воспитывать у детей умение учитывать названные признаки предмета; развивать наблюдательность.

ОПИСАНИЕ: У воспитателя на столе стоят пять комнатных растений, на которых видны явные признаки различия (растение цветущее и нецветущее, с крупными и мелкими листьями, с листьями гладкими и шероховатыми). Воспитатель, поочерёдно обращаясь к каждому ребёнку, даёт словесное описание растения, а ребёнок находит его среди остальных. (Например, это растение цветёт, у него большие листья, а у этого растения толстый стебель).

«Опиши, мы отгадаем»

Цель: учить описывать предмет и находить его по описанию.

ОПИСАНИЕ: Воспитатель или какой-нибудь сказочный персонаж показывает овощи «Что это такое?». Предлагает рассмотреть и поиграть в игру «Опиши, мы отгадаем». Воспитатель предлагает одному ребёнку загадать загадку – описать какой-либо овощ, например, свеклу так, чтобы дети узнали, о чём он говорит.
Следует напомнить последовательность описания, сначала нужно рассказать о форме, её деталях, затем о плотности, окраске, вкусе (можно предложить опорную схему-модель).

«Какая это птица»

Цель: Закрепить знания детей о том, какие звуки издают птицы, учить чётко произносить звук «Р».

Материал: Красочные изображения птиц.

ОПИСАНИЕ: Воспитатель, подражая крику какой-либо птицы, спрашивает, кто как кричит. Дети, угадывая, выбирают соответствующую картинку и выставляют её на панно. Например:

- Кто кричит «Кар-кар»? Подойди, Саша, покажи эту птицу.

- Все покричим, как ворона.

- Кто кричит «Чирик-чирик»?

- Покричим, как воробей.

«Птички»

Цель: Упражнять детей в умении согласовывать свои слова и действия, активизировать речь детей.

ОПИСАНИЕ: Воспитатель рассказывает стихотворение:

Летели две птички,
Собой невелички.
Как они летели,
Все люди глядели.
Как они садились-
Все люди дивились.

Воспитатель предлагает двум детям сыграть роль птичек. Все садятся на стулья и слушают слова потешки, которую читает воспитатель, а выбранные «птички» имитируют движения настоящих птиц.

Затем выбираются новые птички, и упражнение повторяется снова.

«Да и нет»

Цель: Закрепить знания о частях тела котёнка и какие звуки он издаёт.

Материал: игрушечный котёнок.

ОПИСАНИЕ: Воспитатель просит показать, где у котёнка нос, глаза, хвост и т.д. Дети показывают. После этого воспитатель предлагает малышам отвечать словами «да» или «нет» на такие вопросы:

- Есть у котёнка нос?

- Есть у котёнка уши?

- Есть у котёнка рога? и т.д.

«Где спряталась рыбка»

Цель: Развивать умение детей анализировать, закреплять названия растений, расширять словарный запас.

Материал: голубая ткань или бумага (пруд), несколько видов растений, камушки, ракушки, палочки, коряга.

ОПИСАНИЕ: детям показывают маленькую рыбку (рисунок, игрушку), которая «захотела поиграть с ними в прятки». Воспитатель просит детей закрыть глаза и в это время прячет рыбку за растение или любой другой предмет. Дети открывают глаза. «Как же найти рыбку? – спрашивает воспитатель.- Сейчас я расскажу вам, куда она спряталась». И говорит, на что похож тот предмет, за которым «спряталась» рыбка. Дети отгадывают.

«Воробушки и автомобиль»

Цель: Развивать у детей слуховое внимание, умение двигаться в соответствии со словами воспитателя.

Материал: игрушечный руль.

ОПИСАНИЕ: Воспитатель, обращаясь к детям, говорит: «Посмотрите, какой у меня руль. Я буду автомобилем, а вы – птичками. Вы будете летать и прыгать по полянке».

Прилетели птички.
Птички – невелички.
Весело скакали,
Зёрнышки клевали.

Дети – птички летают и прыгают – садятся на корточки, стучат пальчиками об пол. Воспитатель поворачивает в руках руль, гудит и приговаривает: «Автомобиль по улице бежит, пыхтит, спешит, гудок гудит: «Тра-та-та, берегись, посторонись»».

«Чудесный мешочек»

Цель: учить узнавать предмет с помощью одного из анализаторов, закрепить названия овощей.

ОПИСАНИЕ: Воспитатель показывает детям чудесный мешочек и предлагает определить, что же там; взяв на ощупь, не глядя в мешочек, сказать, что взял. Когда дети по очереди все выполнят задание, воспитатель спрашивает: «Где же растут овощи?»

Также можно организовывать повседневную деятельность, с детьми придавая ей особенный смысл: не просто уборка, а спасение природы от грязи и мусора, не просто высадка растений, а озеленение и насыщение кислородом нашей планеты. И так далее и тому подобное.

То есть если проявить больше внимания и творчества, с самого рождения можно привить нашему будущему поколению в повседневной жизни бережное отношение к природе.

Также предлагаю родителям анкеты по экологическому воспитанию. И я благодарна родителям, что они всегда с удовольствием участвуют в анкетировании и опросах.

Анкета для родителей «Экологическое воспитание дошкольников»

Уважаемые родители!

Дошкольное образовательное учреждение в рамках реализации познавательных проектов проводит анкетирование родителей по вопросам экологического воспитания дошкольников. Мы бы хотели узнать ваше мнение о работе детского сада по экологическому воспитанию.

1. Считаете ли Вы важным компонентом экологическое воспитание дошкольников?

  1. Да
  2. Нет
  3. Не знаю

2. Как вы понимаете, что такое экология, что она изучает, чем занимается?

3. Как Вы считаете, зависит ли состояние здоровья ребенка от состояния окружающей среды?

  1. Да
  2. Нет
  3. Не знаю

4. В какой совместной деятельности Вы осуществляете экологическое воспитание детей в семье?

  1. Беседы с ребенком о природе
  2. Подкормка птиц
  3. Отдых на природе
  4. Наблюдение за природными объектами
  5. Чтение художественной литературы природоведческого содержания
  6. Другие формы___

5. Как вы оцениваете уровень экологический знаний Вашего ребенка?

  1. Высоки
  2. Средний
  3. Низкий

6. Знакомите ли Вы детей с правилами поведения в природе?

  1. Да
  2. Нет

7. Какую информацию Вы хотели бы получить от дошкольного учреждения по экологическому воспитанию дошкольников ______________

8. Как вы оцениваете работу дошкольного учреждения по экологическому воспитанию дошкольников? ______________

Совместно с детьми можно составить памятки по охране и бережном отношении к природе.

Запомните правила!

  1. Находясь на природе, нельзя срывать дикорастущие растения для букетов. Букеты можно составлять из тех растений, которые выращенны человеком.
  2. Собирать лекарственные растения можно только в тех местах, где их много.
  3. В природе, особенно в лесу, нужно стараться ходить по тропинкам, чтобы растения не погибли от вытаптывания.
  4. Охранять надо не только редкие, но и другие, даже самые обычные растения.
  5. Нельзя подходить близко к гнёздам птиц. По твоим следам гнёзда могут отыскать и разорить хищники. Если случайно окажешься возле гнезда, не прикасайся к нему, сразу уходи. Иначе птицы - родители могут совсем покинуть гнездо.
  6. Не лови и не уноси домой здоровых птенцов и детёнышей зверей. В природе о них позаботятся взрослые животные.
  7. Помните о том, что растения дают убежище животным. Оберегайте травы, кусты, деревья, вы помогаете зверям, птицам, насекомым, которые укрываются в их зарослях.

В результате целенаправленной работы по экологическому воспитанию и образованию произошли изменения в поступках и поведении детей. Дошкольники стали осознанно относиться к окружающей природе, ко всему живому внимательнее, трудолюбивее и наблюдательнее, что отражается в их рисунках и рассказах. Эмоциональность, увлеченность детей в занятиях и повседневных видах деятельности, убеждает нас в том, что работа по экологическому воспитанию очень важна и дает хорошие результаты. Эта работа помогает воспитывать любовь к родной природе и бережное отношение к ней.

“Все усилия при воспитании окажутся тщетны, пока вы не научите ваших воспитанников любить поле, птиц и цветы.” (Д.Рескин)

В своей работе я использую методическую литературу:

  1. Программа О.Ф.Горботенко «Система экологического воспитания в ДОУ».
  2. Программа А.И.Иванова «Экологические наблюдения и эксперименты в детском саду».
  3. Программа Н.А.Рыжовой "Наш дом - природа" (1998).