Взрослые и дети постоянно сталкиваются с эстетическими явлениями. В сфере духовной жизни, повседневного труда, общения с искусством и природой, в быту, в межличностном общении - прекрасное и безобразное, трагическое и комическое играют существенную роль. Красота доставляет наслаждение и удовольствие, стимулирует трудовую активность, делает приятными встречи с людьми. Безобразное отталкивает. Трагическое - учит сочувствию. Комическое - помогает бороться с недостатками. Вся система эстетического воспитания нацелена на общее развитие обучающего, как в эстетическом плане, так и в духовном, нравственном и интеллектуальном. Это достигается путем решения следующих задач: овладения ребенком знаниями художественно-эстетической культуры, развития способности к художественно- эстетическому творчеству и развития эстетических психологических качеств человека, которые выражены эстетическим восприятием, чувством, оценкой, вкусом и другими психическими категориями эстетического воспитания.
Показателями эстетической воспитанности человека: наличие эстетических потребностей, чувств, идеалов, сформированность эстетических знаний, умений, развитость эстетического вкуса (киноосведомленность, умение одеваться со вкусом, художественный вкус).
Для нас является значимым мнение Дж.Рензулли (США), автора концепции обогащающего обучения, который теоретически обосновал и апробировал на базе множества образовательных учреждений США, возможности включения обучающихся в продуктивную деятельность через кластерный подход.
Кластер, по мнению автора Дж.Рензулли, представляет собой практико-ориентированную деятельность творческих мастерских, тренинговых групп, лабораторий, специально организованных для создания продукта или услуги, которые окажутся значимыми для целевой аудитории [4].
- кластер - педагогический метод, который развивает вариантность мышления, способность устанавливать всесторонние связи и отношения изучаемой темы (понятие, явление, событие).
- кластер - совокупность однородных элементов, идентичных объектов, образующих группу единиц.
- термин "кластер" происходит от английского "cluster" - рой, гроздь, груда, скопление. С помощью кластеров можно в систематизированном виде представить большие объемы информации (ключевые слова, идеи):
- обогащающего обучения - все виды деятельности в кластере должны направляться созданием продукции, услуги или представлением для реальной аудитории;
- кластеры, согласно М.Портеру, - это двигатели продуктивности.
Обогащающий кластер - это ситуация обучения, специально организованная для создания продукта или услуги, которые окажутся значимыми для целевой аудитории. Все обучение, происходящее в кластере - получение новой информации, формирование новых или совершенствование существующих мыслительных навыков, или развитие навыков межличностной коммуникации, - происходит из информации или навыков, необходимых для решения реальной проблемы.
Обогащающие кластеры моделируются по принципу естественного обучения, однако немаловажную роль в педагогической деятельности играет первоначальное определение целей и результатов обучения, а также разработка уроков для достижения этих целей.
Планирование обогащающего кластера во многих случаях является более легким и естественным процессом.
Следовательно, создаваемые продукты - это тот необходимый элемент, благодаря которому приобретаются знания и развиваются психические процессы. Наиболее прочные и в то же время поддающиеся трансформации результаты данного вида обучения касаются, конечно же, собственно психических и психологических процессов. Однако продукты, услуги, представления являются существенными и определяющими элементами обогащающего кластера.
Автор Дж. Рензулли подчеркивает, что кластеры создаются по аналогии с тем, каким образом происходит приобретение знаний и опыта в реальных жизненных ситуациях, при этом любой кластер должен выглядеть оригинально и «создавать себя сам».
Все обучение, происходящее в кластере - будь то получение новой информации, формирование новых или совершенствование существующих мыслительных навыков, или развитие навыков межличностной коммуникации, - происходит из информации или навыков, необходимых для решения реальной проблемы.
В дополнение к созданию реальной жизненной ситуации в кластере группировка подростков по интересам формирует то, что ученые называют «критической массой» - соединяются вместе столько ингредиентов, частиц, сколько необходимо для получения наилучших результатов. Следует отметить, что общность интересов участников кластера не только нивелирует различия в возрасте, но и способствует более креативному и творческому взаимодействию.
При этом в кластере присутствует разделение труда, аналогичное существующему на производстве, что позволяет обучающимся владеть частью продукции и найти ту нишу, то дело, которое комплиментарно их интересам, талантам и стилям самовыражения. В этих условиях каждый участник кластера имеет возможность развивать свою специализацию и вносить «значимый вклад в создание целого» или же проявлять активность в создании собственного продукта. Следовательно, один обогащающий кластер может генерировать различное количество продуктов и услуг.
Таким образом, реализация кластерного подхода к обучению дает возможность подросткам следовать исследовательской методологии профессионалов из реального мира, а также поддерживает взаимозависимость, кооперацию, признание и уважение способностей и талантов друг друга.
При этом нельзя не отметить, что кластер обеспечивает возможность выбора как в процессе группирования обучающихся по интересам, так и в процессе взаимодействия внутри самого кластера, когда изучаются сильные стороны подростков, их стили самовыражения и предпочтения.
Особая же значимость описанной модели организации деятельности обучающихся, на наш взгляд, состоит в возможности получения результата - оригинального, уникального, социально ценного продукта, аккумулирующего в себе личностные приращения каждого участника кластерного взаимодействия.
Обогащающее обучение позволяет группам учащихся, разделяющим общие интересы, каждую неделю в специально отведенное время участвовать в совместной активности для создания продукта, услуги или организации представления.
Кластер происходит в обычной школьной аудитории, мебель и оборудование должны быть переустановлены, чтобы в наибольшей степени соответствовать новым требованиям. Обогащающее обучение обычно включает от 8 до 10 часов в неделю. Серии обогащающего обучения имеют место в начале учебного года, затем следует четырех-, пятинедельный перерыв и следующая серия во второй половине года. Все виды обогащающего обучения проходят в определенное, специально отведенное время, в них могут участвовать преподаватели и учащиеся. В зависимости от конкретных аспектов обучения - либо изучения нового материала, либо развития мыслительных процессов, - оно всегда является важным, поскольку с необходимостью адресуется на реальную проблему. Создаваемые продукты - это тот необходимый элемент, благодаря которому приобретаются знания и развиваются психические процессы. Однако продукты, услуги, представления и презентации являются существенными и определяющими элементами обогащающего кластера.
Естественно, некоторые учащиеся знают о своих предпочтениях, особенно, если они занимались музыкальным или художественным творчеством или иной другой дополнительной активностью, требующей определенной формы самовыражения (например, школьная газета, художественный клуб).
В кластере, особенно на начальной его стадии, посещение предприятий и мест, связанных с изучаемой областью, или приглашение специалиста с местной газеты, лаборатории, производственной компании, других организаций может быть хорошим источником информации для определения возможностей участия подростков с любой общей областью интересов. Формирование ценности и понимание значимости обучения, происходящего в обогащающих кластерах, требует разделения целей индуктивного обучения всеми членами школьной семьи.
Мир подростка - это сложный мир и ребенка, и взрослого одновременно. Рост сознания и самосознания порождает повышенное стремление к самостоятельности, независимости, что часто проявляется и в повышенной критичности к другим людям, в том числе и к учителям. Для подросткового возраста характерно стремление самоутвердиться, «что-то значит», проявить себя самым неожиданным образом, обратить на себя внимание любой ценой.
Подростковый возраст отличается способностью к творческому воображению и фантазии, точностью и глубиной мыслительной деятельности, повышенным интересом к любимым предметам. Постепенно возрастает логичность его суждений, обобщений и выводов, его речь становится образной, выразительной и доказательной.
По мнению В.А.Разумного, эстетическая культура - это система эстетических потребностей личности, относящаяся к сфере духовной жизни человека. Сущность эстетической культуры человека не в наличии набора стереотипов отношения к красоте, а в готовности и способности к художественно-эстетическому восприятию, переживанию и творчеству. Эстетическая культура является важнейшей составляющей духовного облика личности, от ее наличия и степени развития зависит интеллигентность человека, творческая направленность его устремлений и деятельности, особая одухотворенность отношений к миру и другим людям.
В работах Н.М.Борытко воспитание определяется как социальное явление (инструмент продолжения общества в отдельной личности, усвоение человеком социальной культуры), индивидуальный процесс, реализующийся в педагогической помощи самостановлению, смысловому самоопределению, самореализации и саморазвитию человека, специально организованную деятельность, представляющую ценностно-смысловое взаимодействие педагога и воспитанника, при котором совершенствуется каждый из них. Следовательно, правомерно говорить о воспитании эстетической культуры школьников в условиях образования художественно-эстетической направленности как о социальном явлении, сложном многоуровневом процессе и специально организованной деятельности, направленной на формирование способности не только к активному, осознанному, деятельному общению с эстетически значимыми предметами и явлениями, но и к эстетическому преобразованию окружающей действительности.
На основе теоретического анализа философской, педагогической и психологической литературы мы определили и конкретизировали структуру воспитания эстетической культуры школьников. В условиях образования художественно-эстетической направленности, которая включает: воспитание как явление, процесс и деятельность; эстетическое воспитание как целенаправленное формирование эстетических потребностей, вкусов, взглядов и суждений. Эстетику, раскрывающую сущность прекрасного и его роль в жизни человека; образование художественно-эстетической направленности как приобщение к искусству, культуре, художественно-эстетическим знаниям через программы образования; эстетическую культуру как свойство высокоразвитой личности, позволяющее человеку активно участвовать в созидании прекрасного. Этнокультурную коннотацию (connotatio, от лат. con (con) - вместе и noto - отмечаю, обозначаю), обеспечивающую культурообразующий характер и природосообразность воспитания через сохранение и развитие этнических констант центральной культурной темы этноса.
Изучение и обобщение взглядов и оценок различных исследователей - специалистов по эстетическому воспитанию позволило выявить сущность педагогической категории «эстетическая воспитанность» и определить ее показатели: эстетическое потребность, эстетическое чувство, эстетическая ценность, эстетический вкус, эстетический идеал, эстетические суждения и эстетическая оценка
Анализ работ Л.И.Виноградовой, Г.Н.Волкова, С.А.Кикеевой, А.Б.Панькина показывает, что воспитание эстетической культуры школьников в условиях художественно-эстетического образования целесообразно строить на идеях и концепциях этнокультурного образования. Ориентированного на воспитание эстетической культуры ребенка как представителя своего этноса, носителя родной культуры и, в тоже время, гражданина многонациональной России и полноценного члена мировой цивилизации.
Удовлетворение новых запросов общества требуют перестройки всей работы современной школы. Важнейшие требования, которые предъявляет к системе образования современность, известны. Это глобализация и интернационализация, стандартизация и унификация, открытость и доступность, высокое качество образовательных услуг, обеспечивающих конвертируемость образования, социальную и профессиональную мобильность выпускника, его конкурентоспособность.
Одной из наиболее перспективных форм реализации этой идеи является многоуровневые учебно-научно-производственные, инновационные, культурно-образовательные кластеры, построенные по принципу пирамиды. В вершине (блок К1) которой находится кластерообразующие класса, деятельность которых зависит от системы класса, параллели, школы, взаимодействия с социльными партнерами (блоки К2-4) работающего в едином направлении (рис.1). Такой кластер наиболее полно реализует принципы системности, научности, непрерывности, гуманизации, гуманитаризации образования, приближает его к потребностям школы, дает возможность более рационально подготовить выпускника, его горизонтальная и вертикальная мобильность в будущем, что позволит наиболее полно удовлетворить его личностные запросы.
Рис. 1. Структура многоуровневого кластера
Структура многоуровневого кластера
- К 1 - класса;
- К 2 - параллели;
- К 3 - школы;
- К 4 - взаимодействие с социальными партнерства.
Система воспитания в школе реализует принципы кластерного похода (компетентности, корпоративности, направленности воспитания на личностный рост, связи воспитания с жизнью); включает в себя школьные общественные объединения, содействующие личностному росту, проектирующего свой жизненный путь в контексте концепции развития социальных и природных систем; а также подсистему качества воспитания (рис. 2).
Рис. 2. Система воспитания в структуре образовательного кластера
Социальный заказ для школы включает в себя структуру, цели и результат воспитания, который содержит принципы направленности воспитания на личностный рост обучающихся, прочности и сатисфакции. лат. satisfactio - удовлетворение, от satis - достаточно и facio - делаю), исполнение долга; воздание должного почёта, оправдание совершенного проступка; удовлетворение в форме поединка, дуэли…
В том числе, заказ включает, содержание воспитания, которое содержит принципы гуманистичности, научности, связи воспитанников с жизнью. Из него вытекают методы и средства воспитания, которые содержат принцип натуральности. Соответственно социальный заказ, включает формы воспитания с содержащимися принципами корпоративности (школьные общественные объединения). В том числе, и условия воспитания, которые включают принцип комплектности.