Введение
Современный уровень социально-экономического развития нашей страны и гуманизация образования предусматривает создание новых условий и возможностей для дальнейшего развития физического и духовного потенциала личности, для формирования ценностного отношения к своему здоровью, создания здоровьесберегающей среды, в основу которой заложен здоровый мотивированный образ жизни.
Существуют требования и нормы СанПин, новые законопроекты и госстандарты, которые требуют более ответственного отношения к здоровью и его сбережению. Однако в образовательных организациях создать условия для соблюдения этих норм и требований зачастую не позволяют существующие реалии современной жизни, а именно:
- ограниченность программ, отсутствие конкретных методических разработок и рекомендаций, основанных на возрастных и индивидуальных особенностях, а также на физическом состоянии ребенка;
- недостаточный уровень оснащения спортивной базы для физического развития и укрепления здоровья детей;
- недостаточный уровень компетентности педагогов, родителей, руководителей образовательных организаций в вопросах здоровьесберегающего образования;
- ограниченность во многих семьях материальных возможностей для поддержания и укрепления здоровья.
Все это создает дополнительные трудности и препятствует организации здоровьесберегающей деятельности в образовательных учреждениях. Решение этой актуальной для современного общества проблемы выводит ее на одно из первых мест по значимости.
В ходе анализа деятельности образовательных организаций по сохранению здоровья выявлен ряд трудностей, которые негативно влияют на решение вопросов сохранения и укрепления здоровья детей:
- несовершенство деятельности медико-психолого-педагогической службы образовательной организации в вопросах взаимосвязи с семьей;
- несовершенство системы лечебно-профилактической работы, отсутствие коррекционных мероприятий для детей, имеющих отклонения в здоровье;
- несоответствие уровня профессиональной компетентности педагогических кадров современным требованиям к качеству воспитательно-образовательного процесса;
- низкий уровень педагогической компетентности родителей;
- несформированность потребностей в здоровом образе жизни, соответствующих навыков и умений у детей, родителей и педагогов;
- отсутствие должной материально-технической базы, отвечающей здоровьесберегающей направленности воспитательно-образовательного процесса.
Возникает противоречие между новыми задачами педагога в области сохранения здоровья ребенка и обновлением системы оздоровительной работы и несовершенством здоровьесберегающей среды. Так каковы же содержание и организация здоровьесберегающей среды в образовательной организации? Актуальность данной проблемы и наличие противоречий в ее решении определили и тему исследования.
Объект исследования - это процесс создания здоровьесберегающей среды в образовательной организации – МБОУ «Школа №62» дошкольное отделение г.Прокопьевска.
Предмет исследования - деятельность творческой группы педагогов по созданию здоровьесберегающей среды образовательной организации: Улаевой Т.П (зам. по УВР), Буданаевой Л.Н. (заведующей),Воропаевой О.А. (инструктор по физ.воспитанию), Постниковой Д.А. (ст. воспитатель-методист), Левич Т.А. (зам по ОБЖ), Михайловой Е.А. (воспитатель).
Цель исследования: анализ работы педагогов по созданию здоровьесберегающей среды и разработка программы по созданию здоровьесберегающей среды образовательной организации.
Для достижения цели решались следующие задачи:
1. Изучить историю развития здоровьесохранения в России в контексте психологии, педагогики, физиологии, медицины.
2. Рассмотреть сущность и критерии формирования здоровьесберегающей среды в образовательной организации.
3. Рассмотреть формы и методы управления процессом создания здоровьесберегающей среды в образовательной организации.
4. Рассмотреть роль педагога в создании здоровьесберегающей среды в образовательной организации.
5. Провести анализ создания здоровьесберегающей среды в ДОУ.
6. Разработать и апробировать программу по созданию здоровьесберегающей среды.
7. Организовать работу с педагогами по самообразованию и повышению квалификации.
Для решения поставленных задач и выдвинутой гипотезы были использованы следующие методы исследования:
1.Теоретические методы исследования: - анализ и обобщение научных источников по проблеме исследования.
2. Психолого-педагогические методы исследования: изучение документации дошкольной образовательной организации, опрос (индивидуальная беседа, анализ и интерпретация результатов).
Теоретическими основами для написания данной работы явились работы Алямовской В.Г., Сердюковской Г.Н., Тарасовой Т.А.
Методологической основой работы проекта явились труды ученных физиологов А.А.Ухтомского и Н.А.Бернштейна; психологов А.Н.Леонтьева, А.В.Запорожца, Д.Б.Эльконина, В.В.Давыдова, В.П.Зинченко; психолога и психофизиолога А.Р.Лурия, философа Э.В.Ильенкова, педагога, врача, теоретика физической культуры и спорта П.Ф.Лесгафта, педиатров и педагогов Е.А.Аркина и Ю.Ф.Змановского, специалистов в области биомеханики и спортивной педагогики Д.Д.Донского и С.В.Дмитриева и др.
Практическая значимость состоит в разработке программы по созданию здоровьесберегающей среды образовательной организации.
Глава 1. Теоретические основы создания здоровьесберегающей среды в образовательной организации
1.1 История развития здоровьесберегающей среды в России в контексте психологии, педагогики, физиологии, медицины
Проблема здорового образа жизни и создания здоровьесберегающей среды имеет довольно интересную историческую базу. Тема санитарной и гигиенической пропаганды в нашей стране была актуальной еще до появления термина «здоровьесбережение». Она вызывала интерес не только у врачей, но и у многих ученых различных областей знаний. Даже писатели, купцы и промышленники интересовались вопросами сохранения здоровья. Связано это было не столько с любознательностью, сколько с практической потребностью: из-за отсутствия врачей помещики принуждали людей оказывать помощь друг другу при болезнях, отравлениях и повреждениях. Крестьяне не имели понятия о здоровьесбережении, но с детства старались беречь свое здоровье, употребляя лечебные травы, овощи, фрукты, ягоды, соблюдая посты, питаясь по режиму. Почти в каждой деревне были свои знахари, травники, костоправы, ведуны, к которым можно было обратиться за помощью.
В России уже с первой четверти XVIII века велась естественно-научная пропаганда. Академия наук, созданная по инициативе Петра I, должна была не только «науки производить», но и «оные распространять». К распространению медицинских знаний принуждали и частые эпидемии. Комиссия, образованная в Москве во время «моровой язвы» в 1771 г., «за первейший долг» свой «почитала, чтобы, прежде всего, народу дать, хотя краткое, но ясное наставление, каким образом всякий житель сам себя… предохранить и пользовать может». [70].
Все выше упомянутое свидетельствует о том, что уже в XVIII веке в России большое внимание уделялось распространению естественно - научных знаний, касающихся пропаганды гигиенических аспектов, здорового образа жизни и укрепления здоровья населения России [70].
Современные основы концепции сохранения и укрепления здоровья в России были заложены в 1904 г., на съезде российских врачей, обративших внимание на ряд «вредных влияний со стороны образовательного учреждения на состояние здоровья и физического развитие воспитанников. Одной из приоритетных задач нового этапа реформы системы образования становится сбережение и укрепление здоровья обучающихся, формирование у них ценности здоровья, здорового образа жизни, выбора образовательных технологий, устраняющих перегрузки и сохраняющих здоровье детей в образовательных организациях.
На государственном уровне разрабатывались документы Национального плана действий в интересах жизни и здоровья детей. Указом Президента РФ от 01.06.2012 № 761 «О Национальной стратегии действий в интересах детей на 2012 - 2017 годы» обращается внимание на важность работы по сохранению и укреплению здоровья детей и определены ключевые принципы Национальной стратегии «Сбережение здоровья каждого ребенка: формирование у семьи и детей потребности в здоровом образе жизни, всеобщая ранняя профилактика заболеваемости, внедрение здоровьесберегающих технологий во все сферы жизни ребенка, предоставление квалифицированной медицинской помощи в любых ситуациях».
В Постановлении Правительства Российской Федерации от 4 октября 2000 г. N 751 г. Москва «О национальной доктрине образования в Российской Федерации» [30, с.18] указано, что государство в сфере образования должно обеспечить всестороннюю заботу о здоровье учащихся. Этот документ определяет стратегию и основные направления развития образования до 2025 года.
Сегодня, как никогда, нужна новая концепции воспитания детей с учетом опыта прошлых поколений, с ориентацией на исследования современной науки. Необходимо воспитывать у детей осмысленное отношение к здоровью как величайшей ценности. Укреплять здоровье не только физическое, но и психическое, а также духовно-нравственное требует сложная социально-экономическая ситуация в стране и в мире, когда набирает силу духовно-нравственный кризис, когда возникает угроза безопасности государства. В современной непростой жизни здоровье детей является важным стратегическим ресурсом страны, так как здоровье подрастающего поколения - это здоровье нации в будущем.
Таким образом, рассматривая исторический аспект проблемы сохранения здоровья и формирования здорового образа жизни российского населения на протяжении трех столетий развития Российского государства до настоящего времени, приходим к выводу, что особое внимание уделялось и уделяется распространению просветительской работы и организации занятий учебно-воспитательного характера. А для реализации выдвинутой модели на современном этапе нужны грамотные специалисты, прежде всего в системе образования.
1.2 Сущность и современные подходы к проблеме создания здоровьесберегающей среды образовательной организации
Здоровьесберегающая среда - это здоровое психолого-педагогическое пространство в образовательной организации. Это комплекс условий, организуемых администрацией образовательной организации, всем педагогическим коллективом при обязательном участии самих воспитанников и их родителей с целью обеспечения охраны и укрепления здоровья детей, создания оптимальных условий для профессиональной деятельности педагогов.
Условия здоровьесберегающей среды:
- оптимизация санитарно-гигиенических условий обучения;
- рациональная организация учебного процесса и режима нагрузки;
- обеспечение полноценного питания детей в образовательном ОУ;
- совершенствование системы физического воспитания;
- обеспечение психологического комфорта всем участникам образовательного процесса;
- использование здоровьесберегающих образовательных технологий;
- широкое использование программ образования в сфере здоровья;
- интеграция в учебно-воспитательный процесс оздоровительных мероприятий;
- улучшение социальной адаптации и обеспечение семейного консультирования, ориентированного на укрепление здоровья воспитанников;
- организация работы по укреплению здоровья педагогов;
- обучение педагогических кадров по вопросам охраны здоровья детей;
- проведение мониторинга здоровья.
Таким образом, можно выделить следующие компоненты здоровьесберегающей среды: организационная культура; социальное окружение и взаимоотношения; педагогические технологии; духовная среда; образовательные и учебные программы; информационная среда; физическое окружение.
Для решения задач по сохранению и укреплению здоровья детей, созданию здоровьесберегающей среды в образовательной организации необходимо применять различные технологии, а именно:
- технологии обучения здоровому образу жизни: проблемные ситуации, игротерапия, сказкотерапия, коммуникативные игры, самомассаж и точечный массаж, игровые занятия с использованием методической литературы и компьютерных технологий;
- технологии сохранения и стимулирования здоровья: ритмопластика, динамические паузы, подвижные игры, гимнастика пальчиковая, гимнастика пробуждающая, гимнастика для глаз, гимнастика бодрящая;
- создание краткосрочных и долгосрочных проектов в рамках системы «ребенок-педагог-родители», использование дидактических материалов по валеологии и безопасности жизнедеятельности, а также профилактике дорожно-транспортного травматизма;
- медико-профилактические технологии: лечебно-оздоровительные мероприятия, профилактика ОРВИ и гриппа.
Таким образом, здоровьесберегающая среда - это комплекс социально- гигиенических, морально-этических, физкультурно-оздоровительных, социально-гигиенических, образовательных, системных мер, способствующих развитию психического и физического благополучия, комфортной морально-нравственной и бытовой среды в семье и в образовательной организации. Только при условии создания в образовательной организации такой среды (климат здоровья, культуры доверия, личностного созидания) возможны полноценное сохранение и укрепление здоровья, усвоение ее духовно-нравственных, эстетических, физических компонентов. Тем не менее, проблема сохранения и укрепления здоровья остается актуальной.
1.3 Формы и методы управления процессом создания здоровьесберегающей среды в образовательной организации
На протяжении последних лет проведено немало преобразований для создания оздоровительной системы в образовательных организациях. К основным показателям здоровьесберегающей среды образовательной организации можно отнести следующее:
- гуманистическая направленность эмоционально-поведенческого пространства;
- учет индивидуально-возрастных особенностей обучаемых;
- всемерное развитие творческой личности;
- организация лечебно-профилактических и информационно-просветительских мероприятий;
- содействие самореализации самоутверждению субъектов образовательного процесса;
- соблюдение санитарно-гигиенических норм;
- коррекция нарушений соматического здоровья, включающая использование комплекса оздоровительных и медицинских мероприятий без отрыва от образовательного процесса;
- оздоровительная система физического воспитания;
- разработка и реализация дополнительных образовательных программ по формированию культуры здоровья, сохранению и укреплению здоровья обучающихся, профилактике вредных привычек.
Поэтому так близки и понятны слова В.А.Сухомлинского: «Я не боюсь еще и еще раз повторить: забота о здоровье - это важнейший труд воспитателя. От жизнерадостности, бодрости воспитанников зависит их духовная жизнь, мировоззрение, умственное развитие, прочность знаний, вера в свои силы» [50, с.87].
Исследования различных подходов к решению по сохранению и укреплению здоровья, позволяют определить основные направления деятельности, охватывающие различные аспекты управления педагогическим процессом:
1. Разработка и реализация межведомственной целостной медико-психолого-педагогической программы формирования здоровья обучающихся на региональном, муниципальном уровнях и на уровне отдельных образовательных учреждений. Реализация программы должна начинаться с конкретизации понятия «здоровья» как ценности образовательного (воспитательного) процесса с учетом специфики региона, муниципального образования, конкретной образовательной организации.
2. Организация валеологического образования, то есть непрерывного процесса усвоения ценностей и понятий, направленных на формирование навыков, умений и отношений, необходимых для осознания и оценки собственного здоровья, взаимосвязи между ним и валеологической культурой, здоровым образом жизни.
3. Разработка научно-методического сопровождения модульной системы обучения позволяет каждому воспитаннику достигать запланированных результатов за счет организации обучения индивидуально, парами и в малых группах; индивидуального темпа продвижения и саморегуляции; изменения формы общения воспитанников. Модульная технология оказывает позитивное влияние и на педагога, позволяя преодолеть неудовлетворенность своим трудом, снять психологическую усталость.
4. Организация медико-психолого-педагогического мониторинга здоровья воспитанников, педагогов и создание на его основе компьютерной базы данных.
К таковым относят:
- здоровьесберегающие учебно-воспитательные технологии;
- доровьесберегающие образовательные технологии;
- здоровьесберегающие медицинские технологии;
- здоровьесберегающие технологии административной работы в образовательной организации;
- здоровьесберегающие технологии семейного воспитании [60].
В управлении процессом по созданию здоровьесберегающей среды в образовательной организации важны следующие направления:
- комфортность пребывания ребёнка в учреждении;
- создание безопасной предметно-развивающей среды;
- реализацию потребностей ребенка в движении;
- предоставление детям возможности развиваться в индивидуальном темпе.
Таким образом, сохранение и укрепление здоровья детей как одно из основных направлений в работе образовательной организации даст хорошие результаты только при учете всех факторов, условий, форм и методов управления качеством образовательного процесса в целом и при активизации как внутреннего, так и внешнего ресурсного потенциала.