Исследование было посвящено изучению особенностей творческого мышления подростков с учетом функциональной межполушарной асимметрии мозга.
Было доказано, эффективное развитие творческого мышления возможно при использовании приемов, направленных на усовершенствование правополушарного способа переработки информации, которые не исключают, а предполагают развитие комплиментарно с ним взаимодействующего левополушарного способа. Ведь преподавание школьного курса математики в большей степени опирается на развитие левого полушария. Для успешного обучения необходимо обеспечить эффективную взаимосвязь приемов, направленных на развитие обоих способов, то есть развитие и правополушарного, и левополушарного способов приема и переработки информации, но учитывать, прежде всего, особенности ведущего стиля и обеспечивать его преимущественное развитие.
На основании теоретического анализа и результатов экспериментального исследования нами сделаны следующие выводы:
- для развития творческого мышления и степени обученности необходимо учитывать индивидуально-типологические особенности подростков, связанные с межполушарной асимметрией мозга;
- у подростков отмечаются в наличии все три способа зрительного восприятия (детализирующий, угадывающий, смешанный);
- исследование уровня творческого мышления подростков показало, что испытуемые с угадывающим типом восприятия показали значимо более высокий уровень творческого мышления, затем идут испытуемые с детализирующим и смешанным типом зрительного восприятия;
- после использования приемов, направленных на развитие правополушарного способа переработки информации, испытуемые с угадывающим и смешанным типом восприятия достигли более высокого уровня творческого мышления, затем идут испытуемые с детализирующим типом зрительного восприятия;
- исследование уровня обученности по математике подростков показало, что испытуемые с детализирующим типом восприятия показали значимо более высокий уровень обученности, затем идут испытуемые с угадывающим и смешанным типом зрительного восприятия;
- после использования приемов, направленных на развитие правополушарного способа переработки информации, испытуемые со смешанным типом зрительного восприятия достигли более высокого уровня обученности по математике, затем идут испытуемые с детализирующим и угадывающим типом восприятия;
- учащиеся с высоким уровнем творческого мышления показывают уровень обученности по математике выше;
- применение приемов, связанных с развитием правополушарного способа приема и переработки информации, способствует развитию творческого мышления учащихся, имеющих различные индивидуально-типологические особенности, но более эффективно для учащихся-подростков со смешанным типом восприятия.
- для эффективного обучения математике необходимо развитие не только левополушарного, но и правополушарного способа приема и переработки информации;
- необходимым условием эффективности процесса обучения наряду с индивидуально-типологическими особенностями подростков является учет индивидуального стиля деятельности и возможностей педагога в процессе обучения.
Результаты исследования, выраженные в сформулированных выше выводах, а также в частном выводе о том, что учет индивидуально-типологических особенностей зрительного восприятия делает возможным достижение более высоких результатов в обучении математике, позволили предложить психолого-педагогические рекомендации учителям, способствующие более эффективному обучению и развитию творческого мышления учащихся.
Обнаруженные индивидуально-типологические различия личности, в зависимости от доминирующего полушария, настолько существенны, что возникает настоятельная необходимость дифференцированного обучения с учетом этих различий. Следует дать возможность ученику свободно пользоваться тем способом приема и переработки зрительной информации, к которому он в большей степени тяготеет.
Учителю необходимо помнить, что в классе находятся учащиеся с различными индивидуально-типологическими особенностями восприятия. Так как математика считается логическим предметом, в процессе изучения которого ученики в большей степени обучаются решению стандартных задач, то в более удобном положении находятся учащиеся, использующие левополушарный способ приема и переработки информации. Детализирующий тип восприятия позволяет им «уловить все нюансы логической последовательной цепочки словесного объяснения».
Труднее в этом случае учащимся с правополушарным способом приема и переработки информации: им нужно видеть всю структуру изучаемого материала, построить связи между понятиями, создать целостное восприятие увиденного и услышанного, получить гештальт, соединить его с уже имеющимися. Ведь усвоение общей структуры облегчает им нахождение места в ней каждому новому факту, а также выявлению противоречий. В этом случае рекомендуется использование красочных схем, таблиц, графиков, рисунков, то есть наличие наглядного материала, которое помогает создать целостное восприятие изучаемого материала.
Последовательность изложения учебного материала не должна быть одинаковой для учащихся с разной функциональной асимметрией. «Правополушарным» учащимся лучше давать вначале схемы, а затем текст, «левополушарным» наоборот, так как первым нужно иметь целостное представление, а вторым – дискретное. Для учащихся, с относительно одинаково развитыми функциями полушарий, с целью улучшения межполушарного взаимодействия, полную схему желательно давать как в начале подачи учебного материала, так и в конце: схема, соответствуя тексту, пополняется до первоначального варианта в течение всего времени объяснения.
Учащимся с правополушарным способом переработки информации будет проще понять и усвоить материал, если учитель умело использует образное сравнение. Например, «ромб – это параллелограмм, у которого все стороны равны, значит, он как будто по наследству, получает все свойства параллелограмма»; или в решении линейных уравнений смену знака при переносе через равно сравнить со сменой паспорта при переходе границы.
Немаловажно использование математических дидактических сказок, а также эмоциональное прочтение и объяснение новой темы, характерные жесты, язык телодвижений.
Однако не стоит ориентироваться только на доминирующее полушарие, необходимо «подтягивать» и развивать функции субдоминантного полушария, улучшая функциональное взаимодействие полушарий. Например, «правополушарных» учащихся нужно учить наблюдать, фиксировать внимание на отдельных деталях, а «левополушарным» учащимся помогать развивать целостность восприятия.
Для учеников с доминирующим левым полушарием лучше использовать тёмный фон доски и светлый мел, рабочая часть доски - правая. Для учеников с доминирующим правым полушарием – наоборот (светлый фон доски и тёмный мел, рабочая часть доски – левая).
Для развития детализирования, то есть усовершенствования левополушарного способа приема и переработки информации необходимо развивать ощущения, словесно-логическую память, словесно-логическое мышление.
Для развития угадывающего восприятия, то есть для усовершенствования правополушарного способа приема и переработки информации необходимо развивать образную память, наглядно-образное мышление, воображение.
Для развития творческого мышления подростков на уроках математики необходимо использовать приемы правополушарного способа переработки информации. Но большое значение имеет использование приемов для развития левополушарного способа, поскольку в традиционной школе курс математики связан в основном с решением стандартных задач. Отметим, важен не только доминирующий способ приема и переработки информации, а важно их взаимодействие и усовершенствование.
Учителю рекомендуется знакомить школьников с характеристиками обоих способов зрительного восприятия и видами их взаимодействия, в связи с направленностью на гармоничное развитие личности.
Для учащихся с ориентацией на правополушарный способ переработки информации рекомендуется организовать углубленное преподавание гуманитарных предметов, а ученикам со склонностью к левополушарному (детализирующему) способу – рекомендовать углубленное изучение предметов естественно-научного цикла.
При обучении школьников по программе, построенной, в первую очередь, на развитии детализирования, необходимо уделять особое внимание развитию угадывающего способа восприятия, так как недостаточное использование образной сферы препятствует раскрытию творческих способностей учащихся.
Обучение необходимо строить с учетом индивидуально-типологических особенностей не только восприятия, но и всей познавательной сферы личности, так как определенные типы одних познавательных процессов взаимодействуют с определенными типами других.